Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психофизиология эмоциональных состояний

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Эмоции как отражение субъективного отношения человека к окружающему миру и самому себе. Основные формы и типы эмоций. Поглощение психики человека аффектом. Аффективные проявления положительных и отрицательных эмоций. Механизм стрессовой ситуации.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

ХАРЬКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

РЕФЕРАТ

Специальность: Практическая психология

Дисциплина: Психофизиология

Тема: Психофизиология эмоциональных состояний

ЛИТВИШКО ЮЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА

Преподаватель: Ковинько А.В.

Харьков-2013

Введение

Эмоции - это одно из проявлений субъективного отношения человека к окружающему миру и самому себе. Радость, горе, страх, гнев, сопереживание, ревность - нет конца словам, которые определяют разнообразные виды эмоций. Если в восприятии, ощущениях, представлении, мышлении отображаются различные качества и свойства предметов, явлений, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях отображается отношение человека к содержанию познаваемого.

Между человеком и окружающим его миром складываются отношения, которые и являются предметом эмоций.

Любой человек знает, что такое эмоции, однако описать и объяснить их не всегда способен. И это не вызывает удивления, так как и на сегодняшний день проблема эмоций в науке остается загадочной и много в чём неясной, хотя их роль в руководстве поведением человека огромна.

Эмоции, выполняя различные функции, участвуют в руководстве поведением человека как непринуждённый компонент, вмешиваясь в него как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии механизмов руководства поведения требует понимание эмоциональной сферы человека, её роли в этом процессе.

Эмоции находятся в основе процесса приобретения индивидуального жизненного опыта. Выполняя функции положительного и отрицательного подкрепления, эмоции способствуют выработке, закреплению и сохранению биологически целесообразных форм поведения или же устранению реакций, утративших своё биологическое значение. Таким образом, эмоции выступают одним из главных механизмов внутренне регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение потребностей организма.

Глава 1

Эмоции понимают как отражение субъективного отношения человека к окружающему миру и самому себе. Эмоция - это особенная форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отображает не объективные явления, а отношение к ним. Особенность эмоций заключается в том, что они отражают значимость объекта и ситуации, которые воздействуют на субъект, обусловленную отношением их свойств к потребностям субъекта. Эмоции выполняют роль связи между действительностью и потребностями [1].

Эмоции человек не только переживает, но и экспрессирует:

мимика

пантомимика

речевые средства (тон голоса, его громкость, интонация, темп речи)

вегетативные проявления (изменение частоты сердечных сокращений, частота дыхания, покраснение или побледнение кожи, дрожь, потоотделение).

Эмоции охватывают широкий круг явлений. Поэтому абсолютно естественно возник вопрос о дифференциации эмоциональных реакций, который обсуждают уже в течение многих столетий, что привело к появлению множества теорий и классификаций эмоций [2].

Мы обратим внимание на формы и типы эмоций.

Формы эмоций.

1) Аффекты - это эмоция, для которой свойственно очень сильное и кратковременное переживание и сопровождающееся двигательными и вегетативными проявлениями. Аффект возникает при неожиданном изменении важных для субъекта жизненных обстоятельств.

Аффект полностью поглощает психику человека, что снижает возможность сознательного контроля субъекта за своим поведением, то есть человек не может объективно анализировать ситуации и совершает необдуманные действия. Это связано с тем, что аффект обладает свойством доминанты, тормозит все остальные процессы. Это влечёт за собой снижение внимания, мышления, сужение поля восприятия.

К аффективным проявлениям положительных эмоций относят восторг, воодушевление, энтузиазм, приступ несдерживаемого веселья и смеха, а к аффективным проявлениям отрицательных эмоций - гнев, ужас, отчаяние.

После аффекта человек испытывает упадок сил, опустошенность, апатию, безразличие ко всему или раскаяние за содеянное.

2) Страсть - сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующими объектами. Страсти, в отличие от аффектов, - более длительные состояния. Они - реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные и вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то страсти смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки [3].

3) Стресс - это такое состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой.

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. С какой бы трудностью ни столкнулся организм, с ней можно справиться с помощью двух типов основных реакций:

активной (борьба или бегство, нападение или бегство);

пассивной (готовность терпеть, подавляя отрицательные эмоции).

Механизм стрессовой реакции заключается в активации организма, готовности к нервному и физическому напряжению и требует значительных энергозатрат. Когда механизм общего адаптационного синдрома нарушается, появляются психосоматические расстройства, что во многом проясняет взаимоотношения между психофизиологией и патологией стресса. Так, в Чечне был случай госпитализации 86 детей с симптомами отравления. Как выяснилось в результате медицинских исследований, симптомы были вызваны психогенным фактором, т.е. длительным воздействием угрозы для жизни.

На длительный стресс в организме в первую очередь откликается "стрессовая цепочка": гипоталамус - гипофиз - миндалевидное тело - чревный нерв - надпочечники - половые органы - желчный пузырь. В патологический процесс вовлекается вся центральная нервная система, а через нее - практически все внутренние органы. Стресс играет важную роль в повышении кровяного давления, сердечных приступов, язвы желудка и 12-перстной кишки (стрессовые язвы) и различных душевных расстройств. Возникают так называемые психосоматические нарушения.

4) Чувство - высшая, культурно-обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом. Это устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они выражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Конкретная отнесенность чувства проявляется в том, что человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или к чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Особенностью эмоций также является субъективность, так как одни и те же явления могут иметь для разных людей разное значение.

В зависимости от объекта чувств, их подразделяют на 3 группы:

Моральные чувства: чувства, которые переживает человек в связи с осознанностью и пониманием соответствия или не соответствия своего поведения требованиям общественной морали. К позитивным моральным чувствам относят чувства доброжелательности, сочувствия, нежности, симпатии, долга. К негативным моральным чувствам относят чувства эгоизма, враждебности, зависти, злости, ненависти.

Интеллектуальные чувства: чувства, связанные с познавательной деятельностью человека - любопытство, интерес, удивление, сомнение, чувство осмысленности.

Эстетические чувства: чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, обусловленные красотой или обезображенностью воспринимаемых объектов (явления природы, произведения искусства, поступки и поведение людей) [4].

Глава 2

Типы эмоций.

1) Интерес и любопытство

Интерес-форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и этим способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, лучшему отражению действительности. Субъективно обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту интереса. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интерес в динамике развития может превратиться в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес. Различают интерес непосредственный, вызываемый привлекательностью объекта, и интерес, опосредованный к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и его интенсивности. Об устойчивости интереса свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интереса не вызывает, но является условием осуществления интересующей деятельности. Оценка широты или узости интереса определяется его содержательностью и значим...

Другие файлы:

Значение эмоциональных стояний для юридической практики
Общая характеристика эмоций и эмоциональных состояний. Виды и проявление эмоциональных переживаний. Анализ аспектов, связанных с учетом юридически зна...

Психологическое исследование эмоциональных состояний личности в процессе лечебного массажа
Характеристика эмоциональных состояний. Психологические исследования эмоциональных состояний. Эмоциональные состояния личности и проблема их регуляции...

Протекание психологических процессов у человека
Общая характеристика эмоций и эмоциональных состояний, их взаимосвязь с потребностями личности. Виды и проявление эмоциональных переживаний. Понятие ю...

Психофизиология эмоций
Структуры мозга и эмоции. Нейроанатомия и биохимия эмоций. Психофизиология функциональных состояний. Фоновая активность центральной нервной системы. П...

Психофизиология
Прикладные области психофизиологии: клиническая, эргономическая психофизиология, психофизиология диагностики и компенсации когнитивных нарушений. Мето...