Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психофизиологические механизмы формирования ощущений

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Принцип возникновения ощущений, последующей реакции на раздражитель. Основные понятия психофизиологии. Психофизиологическая модель познавательных процессов. Ощущение как базовый психический процесс, психофизиологический механизм их возникновения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.И. МЕЧНИКОВА

ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ, ЭКОНОМИКИ И МЕХАНИКИ

Кафедра общей психологии и психологии развития личности

КУРСОВАЯ РАБОТА

Психофизиологические механизмы формирования ощущений

Одесса - 2014

Содержание

  • Введение
  • Раздел 1. Основные психофизиологические закономерности
  • 1.1 История развития психофизиологии
  • 1.2 Основные понятия психофизиологии
  • 1.3 Психофизиологическая модель познавательных процессов
  • Раздел 2. Ощущение как базовый психический процесс
  • 2.1 Понятие об ощущениях
  • 2.2 Свойства ощущений
  • 2.3 Отличие ощущения от восприятия
  • 2.4 Психофизиологическое описание механизма ощущений
  • Выводы
  • Список использованных источников
  • Приложения

Введение

Ежедневно мы познаем, взаимодействуем и контактируем с окружающим нас миром. О красочности и богатстве мира мы узнаем именно благодаря ощущениям. Они являются базовым проводником информации, поступающей извне в сознание. Но за всей элементарностью ощущений стоит сложный процесс, который скрыт от глаз наблюдателя.

Интерес к происходящему вокруг нас и то, как мир действует на нас, будоражил умы великих философов, живших еще в истоках человеческой цивилизации. Первым о важности ощущений, как связующих между человеком и природой, заговорил Аристотель. Он считал, что все знания о мире человек получает благодаря опыту, приобретаемому через ощущения. Так же он выделил основные чувства, на которые опирается человек при познании: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

Актуальность темы о психофизиологии ощущений заключается в том, что повседневная жизнь не представляется собой полноценной, без возможности видеть, слышать и чувствовать. Многие из нас даже не задумывались о том, благодаря чему мы способны чувствовать происходящее вокруг нас. Вникнуть в процесс формирования ощущений, как о сложном и многогранном явлении, важно по нескольким причинам. Одна из них заключается в фундаментальном значении ощущения, как части восприятия человека. Ведь не будь у нас ощущений, мы бы не смогли знать, существует ли что-либо вокруг нас, как оно на нас воздействует; мы бы не жили, а просто существовали.

Объектом исследования нашей курсовой работы является психический познавательный процесс - ощущение.

Предметом исследования выступают психофизиологические отличия ощущения от восприятия.

Цель работы заключается в том, чтобы показать психофизиологические отличия ощущения от восприятия.

Задачи исследования нашей курсовой работы:

· выявить основные психофизиологические закономерности познавательных процессов, в частности ощущения;

· описать сущность и возникновение ощущений;

· выявить отличия базового процесса познавательной деятельности - ощущения, от целостного - восприятия.

Метод исследования: теоретический анализ литературных первоисточников.

Структура работы: работа содержит ___ страницу. Состоит из введения, 2 разделов, 7 подразделов, вывода, списка использованных первоисточников, 11 приложений.

психофизиологический механизм ощущение реакция

Раздел 1. Основные психофизиологические закономерности

1.1 История развития психофизиологии

Для того, чтобы понять принцип возникновения ощущений и последующей реакции организма на раздражитель, нужно для начала обратиться к такой науке, как психофизиология.

Психофизиология - междисциплинарная область психологии, изучающая роль всей совокупности биологических свойств, и прежде всего свойств нервной системы, в детерминации психической деятельности и устойчивых индивидуально-психологических различий. Эта наука включает в себя несколько областей исследования. Например, психофизиология ощущений и восприятий изучает нервные процессы в анализаторах, начиная с рецепторов и кончая корковыми отделами. Установлены специфические аппараты цветового зрения, специфические рецепторы и проводящие пути тактильной и болевой чувствительности, открыты нейроны, реагирующие на отдельные свойства зрительных и слуховых стимулов.

Интерес к проблемам психофизиологии в современном понимании этого термина (как взаимодействия психического и физиологического отражения) проявляли, прежде всего, врачи и философы. Первая попытка выделить психофизиологию в самостоятельный раздел психологии связана с именем немецкого врача-физиолога В. Вундта [9, с. 87], который ввел в психологию экспериментальный метод. В. Вундт выделил в психологии два направления исследований. Первое - физиологическая психология. Ее объектом являются простейшие психические процессы, а методом - психофизиологический эксперимент. Второе направление - "психология народов". Это область высших психических функций, изучаемых методом анализа культурно-исторических продуктов - языка, мифов, искусства, обычаев и др.

Кладезем открытий стал Э.Г. Вебер [9, 75]. Главным предметом его научных интересов стала физиология чувств. Именно в этой области научных исследований он сделал самые выдающиеся открытия. Один из вкладов Вебера в новую психологию заключался в экспериментальном определении точности тактильных ощущений, а именно расстояния между двумя точками кожного покрова, при котором человек ощущает два отдельных касания. Еще один существенный научный вклад Вебера заключается в разработке математических методов измерения в психологии.

Вклад в развитие психофизиологии так же внесли такие великие ученые, как И.П. Павлов [9, с. 259] и П.К. Анохин [9, с. 47]. В современной психофизиологии доминирующей концепцией является теория условных рефлексов, предложенная И.П. Павловым. Однако уже начиная с 30-х годов 20-го столетия, предпринимаются попытки создания альтернативной психофизиологической концепции. Одной из наиболее удачных альтернатив учению Павлова следует признать теорию, разработанную учеником И.П. Павлова - П.К. Анохиным. Впервые предложенная в середине 30-х годов, эта концепция до сих пор занимает существенное место в науке. Следуя материалистическому мировоззрению, Иван Петрович рассматривал мысль как функцию мозга, был убежден в единстве психического и физиологического, полагал, что развитие науки о функциях мозга приведет к исчерпывающему познанию природы психических процессов. Его исследования простых и сложных условных рефлексов позволили выявить индивидуальные особенности проявления аналитико-синтетической деятельности у разных животных, установить четыре типа высшей нервной деятельности, совпавших с классификацией Гиппократа о четырех темпераментах. Развитие психофизиологии Павловым было продолжено открытием второй сигнальное системы - речи; Павлов считал, что речевые сигналы представляют собой отвлечение от действительности, позволяют обобщение, что составляет специфически человеческое, высшее мышление.

Что касается П.К. Анохина [2], то его вклад в развитие психофизиологии был сопровожден мнением ученого, что невозможно описать психику человека или животного в отрыве от описания всего остального организма и окружающей его среды. Основные исследования Анохина посвящены изучению нейрофизиологических механизмов высшей нервной деятельности. Разработанная им теория функциональных систем как основы физиологических процессов в организме внесла существенный вклад в развитие системного подхода в биологии и кибернетике. Под функциональной системой понимается совокупность всех процессов и механизмов, протекающих в организме и направленных на достижение какой-либо цели.

Термин "физиологическая психология" получил широкое распространение на Западе. П. Милнер [16] известный своими работами в области психофизиологии влечения, опубликовал учебник "Физиологическая психология" (1970). В нем он представил новые для того времени данные о принципах строения и функциональной организации мозга, о физиологических механизмах мотивации и эмоций, включая опыты по самораздражению мозга, результаты исследований памяти, двигательной и сенсорной систем.

Получил известность и другой популярный учебник того времени - "Введение в физиологическую психологию" Ричарда Томпсона [10, 7], известного своими работами в области изучения как системных, так и нейронных механизмов памяти и обучения. Во введении к книге Р. Томпсон отмечал, что фундаментальные проблемы физиологической психологии - по существу те же проблемы, которые волнуют и психологов. Но акцент в физиологической психологии смещен на биологические системы и процессы, которые лежат в основе поведения и психических явлений. В его книге большое внимание уделено рассмотрению биологических основ различных видов поведения, роли генетических и средовых факторов, кратковременной и долговременной памяти, физиологии речи, языка.

В 70-е годы в США появился новый журнал "Психофизиология" - издание американского "Общества...

Другие файлы:

Сенсорный анализ
Психофизиологические основы осязательных ощущений. Классификация терминов тактильных ощущений. Взаимосвязь органолептических и инструментальных показа...

Классификация терминов тактильных ощущений
Психофизиологические основы осязательных ощущений. Виды тактильного общения и прикосновений. Взаимосвязь органолептических и инструментальных показате...

Начальное образование мальчиков и девочек в России: гендерный подход
Исторические и психофизиологические основы формирования гендерно ориентированного подхода к обучению и воспитанию. Психофизиологические основы учета п...

Психофизиологические механизмы адаптации человека в профессиональной деятельности

Регуляционная функция познавательных процессов
Формирование ориентировочной основы поведения. Общее понятие об ощущениях, их классификация. Общие психофизиологические закономерности ощущений. Струк...