Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психолого-педагогические условия формирования благоприятного психологического климата в группе старших подростков

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Психологический климат как качественная сторона межличностных отношений. Факторы его формирования в группе старших подростков. Экспериментальная проверка модели формирования ценностного отношения к личности другого человека, коммуникативных навыков.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Квалификационная работа

на тему

Психолого-педагогические условия формирования благоприятного психологического климата в группе старших подростков

Введение

психологический межличностный отношение подросток

Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является человек.

Психологический климат является неотъемлемой характеристикой коллектива и может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного «Я».

Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются доброжелательность, защищённость, мобильность, креативность, оптимизм, инициативность, работоспособность, свобода «я». При неблагоприятном - незащищенность, леность, агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность.

Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

Проблемой социально-психологического климата коллектива занимались такие ученые, как Г.С. Абрамова, Г.М. Андреева, Г.Левингер, Л.Д. Столяренко, Т. Хустон и др. [2, 3, 36, 45].

Межличностные отношения ребенка со сверстниками, возникающие стихийно или организованно, имеют возрастные особенности. В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна - с взрослыми, другая - со сверстниками. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.

Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и к взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким. Подросток требует расширения своих прав соответственно подчеркиваемым взрослыми людьми его обязанностям. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разного вида протесты, неподчинения, непослушания, которые в крайне выраженной форме проявляются в открытом неповиновении, негативизме. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка осуществляется бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внешний и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который обычно в равной степени оказываются вовлеченными и подросток, и взрослый.

Именно поэтому, для развития личности учащихся важно ориентироваться не только на создание максимально благоприятных условий социализации, обучения и воспитания, но и учитывать психологические особенности возраста. Максимально сложным, переломным, является возраст подростковый, что обуславливает актуальность выбранной темы работы.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель психолого-педагогических условий формирования благоприятного психологического климата в группе старших подростков.

Объект исследования: формирование психологического климата в группе старших подростков.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования благоприятного психологического климата в группе старших подростков.

Гипотеза исследования: предполагаем, что психологический климат старших подростков может измениться в результате реализации программы формирования благоприятного психологического климата в группе старших подростков, включающей мероприятия, направленные на формирование сплоченности.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы формирования благоприятного психологического климата в группе старших подростков в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить особенности формирования благоприятного психологического климата в группе старших подростков.

3. Разработать модель психолого-педагогических условий формирования благоприятного психологического климата в группе старших подростков.

4. Определить этапы, методы и методики исследования.

5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты констатирующего этапа исследования.

6. Разработать и апробировать программу формирования благоприятного психологического климата в группе старших подростков.

7. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.

8. Составить рекомендации по улучшению психологического климата в группе старших подростков.

Методы исследования:

- теоретические: анализ и синтез литературы по данной проблеме, обобщение и интерпретация полученных данных, моделирование, систематизация, «Дерево целей» (В.И. Долгова) [13, с. 72];

- эмпирические: наблюдение, тестирование, эксперимент (констатирующий, формирующий);

- методы математической обработки эмпирических данных исследования (Т-критерий Вилкоксона).

В данной работе применены такие методики как «Оценка социально-психологического климата в коллективе» Е.И. Рогова [40, с. 107], методика определения индекса групповой сплоченности К. Сишора [35, с. 180], методика определения психологического климата классного коллектива (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева) [47, с. 273] и метод математической обработки данных (Т-Критерий Вилкоксона).

Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложения.

База исследования: МОУ Каскаринская СОШ № 1 Тюменской области, 10 класс. Выборку составили 16 испытуемых в возрасте 14-15 лет, 8 из которых девочки и 8 мальчиков.

Глава I. Теоретические предпосылки формирования благоприятного психологического климата в группе старших подростков

1.1 Состояние проблемы формирования благоприятного психологического климата в группе старших подростков в психолого-педагогической литературе

По мнению Г.М. Андреевой, социально-психологический климат -- это комплекс психологических условий, благоприятствующих эффективной реализации совместной деятельности и всестороннему гармоническому развитию личности в группе [3, с. 182].

Понятие «психологический климат школы» можно определить как динамическую обобщенную характеристику качества межличностных внутригрупповых взаимоотношений, отражающую степень удовлетворенности участников образовательного процесса (учеников, педагогов и родителей) основными аспектами школьной жизни, общим тоном и стилем общения.

Анализ различных точек зрения на содержание понятия социально-психологического климата позволяет сделать вывод, что он представляет собой полифункциональное социально-психологическое образование, которым опосредуется любая деятельность коллектива (группы). Специфика его состоит в том, что он представляет собой интегральную и динамическую характеристику психических состояний всех членов коллектива. Сложившиеся в коллективе отношения, выступая в качестве объективных условий трудового взаимодействия и общения, требует от человека не любого, а вполне определенного стиля поведения. Отношения не ограничиваются общением с целью передачи информации: важен эмоциональный фон. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (различные неречевые знаковые системы) коммуникацию.

В свою очередь, невербальная коммуникация, по мнению Т.В. Галина [11, с.74], также имеет несколько форм:

- кинетику (оптико-кинетическая система, включающая в себя жесты, мимику, пантомиму);

- паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания и т.п.);

- проксемику (нормы организации пространства и времени в общении);

- визуальное отношение (система контакта глазами).

Эмоции одного члена группы, как отмечает В.А. Лебедева, определенным образом мотивируют поведение других членов, направляя их не только на осуществление целей деятельности, но и на устранение фрустрирующих воздействий [24, с. 350].

Психологические отношения между людьми принято подразделять на официальные и неофициальные в соответствии с той организацией, где они формируются. Официальные отношения санкционированы, оформляются документально и контролируются обществом или отдельными его представителями. Неофициальные отношения могут признаваться и даже поощряться формальными организациями, но они не регулируются документально.

Различают еще деловые и личные (или межличностные) отношения. Деловые отношения связаны с учебной или трудовой совместной деятельностью и определяются ею. Личные отношения могут быть оценочными (восхищение, популярность) и действенными (связанными с взаимодействием). Г.М. Андреева отм...

Другие файлы:

Формирование благоприятного климата в группе подростков
Понятие психологического климата как социально-педагогического явления. Характеристика особенностей и педагогических условий формирования благоприятно...

Опытно-экспериментальное исследование методов формирования благоприятного психологического климата в трудовом коллективе
Составляющие психологического климата в трудовом коллективе. Диагностика формирования благоприятного психологического климата в трудовом коллективе. О...

Исследование особенностей психологического климата старших подростков
Понятие "психологический климат" в психолого-педагогической литературе. Исследование возрастных особенностей его проявлений у старших подростков. Опре...

Творческая активность учащихся подросткового возраста
Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся подросткового возраста. Изучение сформированности мотива достижения успеха в...

Формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе
Классификация видов и параметры групп. Направления в понимании природы морально-психологического климата в коллективе, факторы его формирования. Оценк...