Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психолого-педагогические проблемы современной семьи

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Период поступления ребенка в школу, формирование активной педагогической позиции родителей. Компоненты социальной адаптации семьи: материальное положение и психологический климат. Педагогическое просвещение и психолого-педагогическая культура родителей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Россия вступила в сложный период социально-экономических, политических преобразований, которые сопряжены с увеличением ряда проблем социального плана (рост безработицы, ухудшение материального положения, падение показателя рождаемости, обострение проблем в семье), связаны с разрушением привычных форм жизни, сложившегося семейного уклада. За годы преобразований существенные изменения произошли и в системе образования. В результате семья практически оказалась предоставлена самой себе, обреченная на выживание как в физическом, так и психологическом плане. Малообеспеченность многих семей вместе с низкой педагогической культурой родителей (безответственным отношением к выполнению своих воспитательных функций, сильнейшей мотивационной ограниченностью в разрешении проблем семейного воспитания) и неподготовленностью к изменению социальной ситуации развития ребенка негативно отражается на личностном, нравственном здоровье подрастающего поколения.

Период поступления ребенка в школу

Специалисты образовательных и воспитательных учреждений, несмотря на имеющиеся проблемы, придают огромное значение работе с родителями и понимают, что воспитание невозможно осуществить в одиночку, без взаимодействия с родителями, без формирования чувства ответственности, мотивированности родителей на полноценное воспитание своего ребенка. Становится очевидным, что в последнее время общество испытывает постоянно растущую потребность в работе с родителями. Эта проблема приобретает особое значение и становится актуальной. Кроме того, многие исследователи постоянно говорили о том, как много в воспитании детей зависит от родителей (М.Лютер, Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель). Встает вопрос о направлениях работы с родителями в один из переломных периодов жизни семьи - в ситуации поступления ребенка в школу.

Среди различных направлений работы с родителями необходимым звеном в системе мер, связанных с повышением у родителей будущих первоклассников педагогических знаний и умений, является дифференцированный подход при организации работы с родителями. Для осуществления данного подхода к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми, по мнению Т.А.Данилиной и Н.М.Степиной, являются:

взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогическим коллективом и родителями;

соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

взаимосвязь разных форм работы с родителями;

одновременное влияние на родителей и детей;

обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Целесообразно организованное взаимодействие педагогического коллектива, в том числе психолога, и родителей осуществлять поэтапно и иметь своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Специалист должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между всеми субъектами педагогического процесса (воспитателями, учителями, социальными педагогами, психологами и родителями). Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах, необходимость самосовершенствования. Другой задачей взаимодействия специалистов и родителей становится вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, их усвоение непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Специалисты и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие специалистов образовательных учреждений и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую. Для эффективного выполнения перечисленных функций необходима четкая организация этого взаимодействия, которая предполагает:

- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и подготовке их к школе;

группировку семей на основании разной выраженности показателей готовности родителей к поступлению ребенка в школу при первоначальной диагностике;

составление программы совместных действий педагога, психолога и родителей;

анализ промежуточных и конечных результатов их совместной деятельности по подготовке ребенка к школе.

Для того чтобы контакт с родителями был успешным и взаимоинтересным, специалистам необходимо тщательно ознакомиться с семьями, а это, прежде всего, учёт социального статуса семьи дошкольника. В настоящее время выделяется четыре статуса семьи: социально-экономический, социально-психологический, социально-культурный, социально-ролевой. Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, её положение в определённой сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени, то есть представляют собой срез состояния семьи в непрерывном процессе её адаптации в обществе.

Компоненты социальной адаптации семьи

Структура социальной адаптации семьи выглядит следующим образом. Первый компонент социальной адаптации - материальное положение семьи. Материальное благосостояние семьи складывается из денежной и имущественной обеспеченности. Учитывается уровень доходов семьи, её жилищные условия, предметное окружение. Социальный педагог составляет социальный паспорт семьи, где указывается её экономический статус, что немаловажно для дифференцированного подхода при работе с родителями дошкольников.

Второй компонент социальной адаптации семьи -- ее психологический климат, то есть эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг с другом, отношений друг к другу. Высокий показатель уровня социально-психологического климата: благоприятные отношения в семье, построенные на принципах равноправия, сотрудничества, уважения прав личности каждого из членов семьи. Неблагоприятный психологический климат в семье имеет место в том случае, когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости. Семья может находиться в промежуточном состоянии, когда неблагоприятные тенденции еще слабо выражены и не имеют хронического характера, которое расценивается как удовлетворительное. В этом случае социально-психологический статус семьи считается средним. Уровень психологического климата семьи - еще один важный компонент для дифференцированного подхода в работе с родителями.

Третий компонент - социокультурная адаптация, которая является едва ли не главным компонентом в педагогическом просвещении. Высокий уровень культуры семьи предполагает тот факт, что семья обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями, семья ориентирована на всестороннее воспитание ребенка и поддерживает здоровый образ жизни. В семьях с низким уровнем культуры духовные потребности членов семьи не развиты, круг интересов ограничен, отсутствует культурно-досуговая деятельность, слаба моральная регуляция членов семьи, семья в целом ведет аморальный образ жизни. Средний уровень культуры характеризуется отсутствием характеристик, свидетельствующих о высоком уровне культуры, семья не осознает проблемы, не проявляет активности в направлении его повышения. Четвертый компонент - ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ее социально-ролевой статус высокий. Если в отношении к ребенку наблюдается концентрация на его проблемах - средний. В случае игнорирования проблем ребенка и негативном отношении к нему показатель ситуационно-ролевой адаптации интерпретируется как низкий. Таким образом, изучение социального статуса семьи может являться одним из направлений оказания помощи родителям.

Схема, разработанная М.А.Галагузовой, содержит три основных аспекта социально-педагогической помощи семье: образовательный, психологический и посреднический [3]. Основной составляющей социально-педагогической деятельности является образование родителей. Образовательная помощь включает в себя два направления в работе социального педагога: помощь в обучении и в воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи и акцентирования совместной деятельности специалистов и семьи. Для этого организуется просвещение родителей по проблемам формирования позитивных отношений между детьми и взрослыми, проводятся практические занятия, способствующие упорядочению в значительной мере быта семьи, расширению запаса знаний по общению с ребенком в различных видах деятельности. Действительно, в последнее время одной из основных задач специалистов обр...

Другие файлы:

Комплексная поддержка молодой семьи: учебное пособие
В учебном пособии содержится подробная характеристика молодой семьи, рассматриваются проблемы, возникающие в ней, раскрываются направления комплексной...

Сущность, назначение и содержание воспитания
Понятие о воспитании: сущность и содержание. Диалектика и движущие силы воспитательного процесса. Современные теории воспитания. Идея национального во...

Психолого-педагогические аспекты проблемы компьютерной игровой зависимости детей 6-7 лет
Анализ состояния проблем компьютерной игровой зависимости детей 6-7 лет, психолого-педагогические аспекты. Особенности механизма формирования психолог...

Роль семьи в формировании познавательного интереса
Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов в семье. Пути и способы формирования познавательного интереса. Особенности совре...

Психолого-педагогические аспекты формирования внутренней речи
Закономерности, строение, структура и психолого-педагогические аспекты формирования внутренней речи, ее взаимосвязь с мышлением. Внутренняя речь и про...