Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психолого-педагогические проблемы готовности к защите Отечества и службе в Вооруженных Силах

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Готовность к защите Отечества как важное качество личности и сложное психологическое образование. Определение основных содержательных компонентов готовности к выполнению воинского долга. Методы формирования готовности к вооруженной защите Отечества.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Есть в жизни ценности вечные, непреходящие. Родина, взрастившая нас, дающая нам возможность жить и созидать, любить и творить, одна из таких ценностей. Родину надо лелеять, надежно защищать.

Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина РБ. Наше общество испытывает потребность в подготовленных защитниках Отечества, способных с учетом оборонительного характера военной доктрины. Обеспечить мирные внешнеполитические условия нашей родины. Эти требования общества четко зафиксированы в новой Конституции Республики Беларусь, принятой Верховным Советом 15 марта 1994 года. Необходимо указать и на личностный аспект проблемы, имея в виду то большое влияние, которое оказывает военное обучение на гармоничное развитие защитника Родины, формирование общественно значимых мотивов военной службы. Без готовности к службе нельзя рассчитывать на действительную активизацию человеческого фактора в условиях армии. Готовность юношей выступает определяющей предпосылкой быстрой адаптации к условиям воинской деятельности и дальнейшего совершенствования боевого мастерства.

Наша страна должна вести целостную государственную политику в отношении подрастающего поколения, создающую условия, которые позволяли бы молодежи как можно раньше обретать самостоятельность, максимально раскрывать свои способности и реализовывать свои жизненные цели, быть лучше подготовленным к тому, чтобы своевременно принимать на себя экономическую, политическую и моральную ответственность за судьбу страны. [1]

1. Общая характеристика готовности

Психолого-педагогические проблемы готовности к различным видам деятельности приобретают сейчас особую значимость в связи с возрастанием роли личности в жизни нашего общества. Различные авторы по-разному трактуют ее сущность: как установка (Ц.Н. Узнадзе); как своеобразное предстартовое состояние перед различными видами спортивных выступлений (А.Ц. Пупи, О.А. Чсрникова, В.А. Алаторцев, АД. Гапюшин и др.) или к трудовой деятельности (Н.Д. Левитов); как акцептор действия (П.К. Апохин); как мобилизационная готовность (Ф. Генов); как готовность к выполнению боевой задачи (М.И. Дьячепко, А.М. Столяренко и др.). Все эти трактовки обусловлены спецификой деятельности и разносторонностью теоретических подходов авторов.

Термин "готовность" многопланово применяется в условиях воинской деятельности. Существуют, например, такие широкие понятия, как "боевая готовность", "мобилизационная готовность". В психологической подготовке военнослужащих принято говорить о психологической готовности. Понятие "готовность к военной службе" утвердилось в допризывной подготовке молодежи. Применительно к военнослужащим правомерно вести речь о готовности к защите Отечества.

Исследование показало, что проблема готовности - это, во-первых, проблема социальная. Готовность выступает в виде потребности общества в подготовленных защитниках Отечества, способных с учетом оборонительного характера военной доктрины обеспечить мирные внешнеполитические условия нашей Родины. Эти требования общества четко зафиксированы в новой Конституции Республики Беларусь, принятой Верховным Советом 15 марта 1994 года. Во-вторых, необходимо указать и на личностный аспект проблемы, имея в виду то большое влияние, которое оказывает военное обучение на гармоничное развитие защитника Родины, формирование общественно значимых мотивов военной службы. Без готовности к службе нельзя рассчитывать на действительную активизацию человеческого фактора в условиях армии. В-третьих, готовность юношей выступает определяющей предпосылкой быстрой адаптации к условиям воинской деятельности и дальнейшего совершенствования боевого мастерства. В-четвертых, эта проблема имеет не только психологический, но и четко выраженный педагогический аспект. Речь идет о сущности, содержании, критериях, путях и условиях формирования необходимых качеств личности воина. Познавая педагогическую сущность готовности, мы раскрываем внутренние закономерные связи этого процесса, делаем его более оптимально управляемым. [2]

В педагогике и психологии до сих пор нет единого подхода и в определении самого понятия "готовность". Одни исследователи рассматривают готовность к деятельности на личностном фоне, другие - на функциональном (т.е. учитывают состояние психических функций). Как показывает анализ литературы по проблеме, большинство психологов трактуют готовность как особое длительное или кратковременное психическое состояние. Так, Н.Д. Левитов применительно к деятельности различает длительную готовность и временное состояние готовности или "предстартовое состояние", П.А. Рудик трактует готовность как сложное образование, подчеркивает значимость личностного подхода. Он обосновывает важную роль психических познавательных процессов в деятельности, эмоциональных компонентов, которые, но его мнению, могут усиливать или ослаблять активность человека. В социальной, педагогической психологии имеются трактовки готовности как состояния и качества личности.

По мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича, "готовность к тому или иному виду деятельности - это целенаправленное выражение личности, включающее ее убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, навыки, умения, установки, настроенность на определенное поведение. Такая готовность достигается в ходе идейной, морально-политической, психологической, профессиональной и физической подготовки, является результатом всестороннего развития личности с учетом требований, предъявляемых особенностями деятельности, профессии". На наш взгляд, это определение с достаточной полнотой раскрывает данное понятие, отвечает нашему концептуальному подходу и позволяет осмыслить сущности готовности к защите Отечества и службе в Вооруженных Силах.

Исходя из общепринятых понятий готовности как психологического состояния и как качества личности, можно утверждать, что готовность (подготовленность) военнослужащих - это ответственное отношение к воинскому долгу, психологическое состояние и устойчивая система духовно-нравственных, военно-патриотических, военно-профессиональных, физических и других качеств личности, дающих возможность юношам успешно выполнять возложенные на них обязанности, поступать в соответствии с воинскими уставами и приказами командиров.

Психологическое состояние готовности - это внутренняя настроенность, приспособление возможностей личности для успешных действий в данный момент. Как показало исследование, состояние готовности к воинской деятельности имеет сложную динамическую структуру и включает следующие составные компоненты (см. схему 1). От уровня развития этих компонентов, их целостного единства и функционального взаимодействия во многом зависит степень сформированное такой готовности. Одновременно следует указать на приоритетное положение мотивационного и волевого компонентов, их направляющую корригирующую роль.

Для возникновения состояния готовности к сложным видам деятельности необходимы: 1) осознание требований общества, воинского коллектива, своих потребностей или задач, поставленных командирами; 2) осмысливание и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие действия, актуализация опыта, связанного с решением задач подобного рода; 3) определение наиболее вероятных способов решения предстоящих задач или требований; 4) прогнозирование своих мотивационных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов, оценка притязаний и возможностей в достижении определенного результата; 5) мобилизация сил для достижения цели.

Схема 1

Готовность к защите Отечества как важное качество личности и сложное психологическое образование включает положительное отношение и устойчивые мотивы, соответствие психических процессов и свойств, знаний, навыков и умений требованиям военно-профессиональной деятельности. Психологическое состояние готовности и профессионально важные качества воина находятся в тесном единстве и взаимосвязи, проявляются и формируются в процессе воинской деятельности личности.

Различают два вида готовности: длительную (заблаговременную) и временную (ситуативную). Для нас очень важна длительная готовность. Именно она свидетельствует о подготовленности военнослужащих к службе, и адаптации к армейским условиям. Положительными чертами такой готовности является соответствие се структуры содержанию и условиям предстоящей деятельности, сочетание устойчивости и динамизма. Длительная готовность-это всесторонняя готовность.

Всестороннюю готовность к военной службе следует понимать как цель и конечный результат военно-патриотического воспитания. Это существенный показатель способности юноши достойно выполнить почетный конституционный долг перед Отечеством, важное условие и предпосылка успешного формирования боевого мастерства. В таком определении зримо проявляется закономерная зависимость содержания готовности от уровня развития военного дела и современных требований Вооруженных Сил. Научно обосновать цель придает анализируемому процессу планомерный осознанный характер, рождает перспективу у лютого состава.

Известно, что естественнонаучной основой психологии и педагогики (в том числе и военной) является учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о высшей нервной деятельности, которая обеспечивает связь организма с окружающей средой, уравновешивание его с внешними условиями. Такая связь осуществляется нервной системой на основе характерных ей свойств возбудимости, проводимости и возможности стимулирования тех органов, в которых имеются нервные окончания. В процессе жизни у человека вырабатываются условные рефлексы. Они образуются на основе...

Другие файлы:

Отношение молодых людей к службе в армии
Выявление представления респондентов об армии, о службе в вооруженных силах. Определение информированности молодых людей призывного возраста от 18 до...

Анализ интеллектуальной готовности к школьному обучению детей
Психофизиологические особенности развития нормально развивающихся детей и с общим недоразвитием речи. Уровень готовности к школе у детей старшего дошк...

Исследование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе
Психолого-педагогические основы и специфика проявления готовности ребенка к школьному обучению. Особенности мотивационной готовности к обучению старши...

Корыстно-насильственная преступность в вооруженных силах
Определение негативных тенденций насильственной преступности в Вооруженных Силах: сокращение числа призывников, процветание "дедовщины". Изучение проб...

Критерии готовности педагогов к использованию экспериментирования
Психолого-педагогические исследования в области применения экспериментирования, как метода развивающего обучения дошкольников. Анализ структуры и соде...