Психологическое консультирование родителей по проблемам, связанным с особенностями подросткового возраста
Краткое сожержание материала:
Размещено на
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Филиал АО «НЦПК «?РЛЕУ» по Павлодарской области»
РЕФЕРАТ
по программе курсов повышения квалификации
Социально-коммуникативное консультирование в процессе взаимодействия «Педагог-ученик»
Психологическое консультирование родителей по проблемам, связанным с особенностями подросткового возраста
Слушателя курсов
Термановой Н.А.
педагога-психолога
ГУ "Михайловская СОШ"
Железинского р-на
Павлодарской обл.
Павлодар, 2014г.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность определяется тем, что в последние годычасто, не привыкшие к требованиям самостоятельности ребенка родители не могут найти новые способы общения с подростком. Они не меняют привычных способов поведения, слишком ограничивая самостоятельность ребенка, требуя безоговорочного послушания. Такие тенденции могут отрицательно сказываться на личности подростка, усиливать его негативные реакции и переживания. От психологов, работающих в школах, администрация и учителя, прежде всего, ожидают помощи ученикам в преодолении их учебных трудностей. Многие школьные психологи также понимают свою основную профессиональную задачу. Однако кроме учебных младшие школьники, подростки учащиеся старших классов переживают личностные трудности, связанные со школой и с семьей. Помощь таким ученикам существенная и может быть, наиболее сложная часть профессиональной деятельности школьного психолога. Проблема: Отсутствие поэтапной схемы консультирования родителей учащихся подросткового возраста.
Цель: разработать алгоритм психологического консультирования по проблемам подросткового возраста.
К задачам относятся:
1. Проанализировать и изучить теоретический материал по психологическому консультированию родителей подросткового возраста;
2. Выявить особенности подросткового возраста;
3. Разработать рекомендации по особенностям психологического консультирования родителей подростка.
Значимость данной работы заключается в том, что с проблемами, связанными с особенностями подросткового возраста, сталкиваются все участники образовательного процесса. Предлагаемые технологии консультирования родителей детей могут быть применены каждым психологом в средней общеобразовательной школе.
1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - КАК ВИД ОКАЗАННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
1.1 Сущность, функции и задачи консультирования
"Консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений".
"Консультирование - это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек».
Консультирование - это создание условий, при которых клиент может найти и принять для себя нужное решение.
Цели консультирования:
Общая цель: помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера
Частные цели:
1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.
В чем и кому помогает консультирование?
1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.
3. Консультирование способствует развитию личности.
4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
5. Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиент-центрированной" терапии.
1.2 Проблемы и особенности подросткового возраста
Подростковый возраст длится от 10-11 до 14-15 лет, он отличается перестройкой всех структур организма, как психическими, так физиологическими изменениями. В этот период взрослеющий ребенок задает себе вопрос: "Кто я?" и ищет ответ на него. У подростка возникают трудности в отношениях со взрослыми в силу его негативизма и упрямства. Он ищет другие области проявления себя, кроме семьи Ведущий тип деятельности в этом возрасте - общение со своими сверстниками. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым.Поэтому подросток ищет друга, того, кто может понять. Часто в этом возрасте ведутся дневники, чтобы иметь возможность свободно выражать свои переживания, мысли, сомнения. Главные новообразования этого возраста: открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Стремление быть и считаться взрослым. Становление самосознания .
Л. И. Божович отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более "взрослую" позицию в жизни.У подростков отмечается неустойчивость в эмоциональной сфере. Для них характерна легкая возбудимость, смена настроений и переживаний.
Можно выделить следующие психологические нормативные задачи возраста:
- отделение от родителей и обретение подлинной психологической независимости;
- преодоление кризиса идентичности, ролевой диффузности («самоидентификация»);
- новый этап социализации в среде сверстников, основанный на установлении более глубоких эмоциональных отношений вне семьи;
- принятие растущей сексуальности, адаптация к этому новому состоянию.
Типичные проблемы, возникающие в подростковом возрасте
Проблемы, возникающие у подростков, чаще всего касаются :взаимоотношений в группе сверстников; взаимоотношений с лицами противоположного пола; взаимоотношений с родителями; взаимоотношений с учителями; вопросов осознания собственной личности; трудностей в учебе; необходимости найти выход из какой-либо затруднительной ситуации. Подростку предстоит пройти свой кризис идентичности. При этом пребывание только в социальной роли сына или дочери становится недостаточным для того, чтобы адаптироваться к взрослой жизни. Поэтому он расширяет сферу своих социальных контактов, выходя за пределы семьи. Этот процесс облегчает поддержка со стороны семьи, уверенность в ее стабильности и надежности .
В поисках собственной идентичности подросток может бросать вызов семейным правилам, регламентирующим его личную жизнь. Это нередко приводит к росту конфликтности в семье, основными областями которой являются: аккуратность, помощь в домашнем хозяйстве, успеваемость в школе, общение со сверстниками, внешний вид подростка, вредные привычки, вопросы эротики и секса. Большинство конфликтов вытекает из напряженности, создаваемой потребностью подростков в самостоятельности и осознанием взрослыми ответственности за своих детей. В силу этих обстоятельств, семье необходимо перераспределить зоны ответственности и определить, какова доля ответственности подростка. Семье нужно выработать соглашение по поводу того, за что может отвечать ребенок, а за что -- нет, каковы теперь обязанности родителей. Этот процесс может быть очень болезненным, сопровождаться конфликтами, отсутствием взаимопонимания с обеих сторон, нежеланием считаться с чувствами друг друга, попытками родителей усилить контроль за подростком и эмоциональной отстраненностью от его реальных трудностей, непринятием его нового статуса.
В подростковом возрасте личность еще не сформирована. Любое вмешательство в жизнь подростка вызывает тревогу и воспринимается им как угроза его целостности. Наступает половое созревание.
Эти изменения могут стать фактором осложнений детско-родительских отношений в том случае, если у родителей имеются собственные неразрешенные конфликты во взаимодействии с представителями своего, либо противоположного пола. Родители больше не обладают всей полнотой власти и должны считаться с все возрастающей компетентностью подростка. В связи с этим им необходимо предоставить ему больше автономии и быть более гибкими в принятии его возрастающей независимости. У подростков, не способных отделиться от своих родителей, могут наблюдаться депрессивные симптомы.
Депрессия может развиваться в случае, когда подросток пытается удовлетворить потребности родителей...
Психологическое консультирование подростков
Психологическая характеристика подросткового возраста, нормативные задачи. Особенности работы с семьями "группы риска". Отличительные особенности конс...
Психологическое консультирование
Психологическое консультирование взрослых людей по личностным проблемам. Основные теории и классические методы. Теории личности, практика и структура...
Психологическое консультирование по проблемам, связанным с наркоманией и алкоголизмом
Психологическое консультирование по проблемам, связанным с агрессивным поведением
Вопросы психологического консультирования, направленного на снижение агрессии у детей-дошкольников. Специфические черты консультативной психологическо...
Психологическое консультирование родителей по вопросам развития детей в возрасте до 1 года
Общая характеристика умственного развития ребенка первого года жизни. Изучение основных приемов психологического консультирования родителей детей млад...