Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психологический тренинг как средство личностного развития подростков

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Подходы к трактовке понятия "личностный рост". Личностное развитие и формирование самосознания в подростковом возрасте. Подготовка, организация и проведение экспериментально-диагностического исследования и тренинга личностного развития подростков.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Психологический тренинг как средство личностного развития подростков

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретический обзор проблемы личностного роста

1.1 Подходы к трактовке понятия «личностный рост»

1.2 Определение понятия психологического тренинга

1.3 Личностное развитие подростка

Глава 2. Организация и проведение экспериментально-диагностического исследования и тренинга личностного развития подростков

2.1 Подготовка и проведение исследования. Методы и методики экспериментально-диагностического исследования

2.2 Психологический тренинг личностного роста

2.3 Оценка эффективности тренинга

Заключение

Литература

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Актуальность: психологические тренинги за последнее время стали одной наиболее распространенных форм психологической практики.

Психологический тренинг, являясь системой специально организованного интенсивного воздействия, может решить многие из актуальных проблем. Тренинги способствуют регуляции эмоциональных состояний, помогают в решении профессионального самоопределения, могут служить одним из вспомогательных средств для личностного развития подростков.

При взаимодействии с другими людьми каждый индивидуум привносит в этот контакт свой опыт, стратегии поведения, ресурсы и возможности. Однако поведение человека далеко не всегда осознается. Неэффективные дезадаптивные формы поведения, как правило, неосознанны и препятствуют продуктивному формированию жизненного стиля. Из-за неспособности решения проблем у подростка возникает ощущение собственной безуспешности, беспомощности, неудовлетворенности собой. В результате этого он начинает искать способы ухода от решения проблем, использует психоактивные вещества, алкоголь, наркотики и т.п. Они приносят временное облегчение, но их употребление формирует дезадаптивные формы поведения и зависимость.

Для того чтобы избежать этого, быть успешной личностью, эффективно преодолевающей стрессы, человек должен осознавать свои возможности, объективно оценивать проблемные ситуации и развивать имеющиеся ресурсы.

Тренинги помогают учиться понимать свой внутренний мир, свои чувства и переживания, формировать себя как личность, повышать личную психологическую культуру. В свою очередь психологическая культура является показателем социальной зрелости личности.

Тренинги прекрасное средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, творчества, умений и опыта в области межличностного общения, устранения неэффективного психологического напряжения, формирование положительного образа Я и самооценки и как следствие развитие личности.

Развитие эмоциональной и психической устойчивости - один из ключевых аспектов личностного роста подростков.

Педагоги особенностью нашего времени называют распространение асоциального поведения среди молодёжи. И здесь роль психотренингов выходит на первый план.

Исходя из этого, объектом исследования является личностное развитие подростков, а предметом - непосредственно сам тренинг, как средство личностного развития подростков.

Цель исследования: выявить возможность влияния тренинга на личностное развитие, стиль и стратегию поведения подростка в социуме.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить влияние тренингов по проблемам личностного развития на основе теоретического анализа работ отечественных и зарубежных психологов;

2) подобрать методики для исследования;

3) составить программу тренинга и апробировать его;

4) установить влияние тренинга на развитие личности подростка. Гипотеза: проведение тренинга должно повысить уровень адаптивности подростков в социуме, поднять психологическую культуру, способствовать социальной зрелости подростков.

Теоретическая основой работы явились труды: Л.С. Выготского, Б.Д. Эльконина, Б.Д. Карвасарского, К.Роджерса, А.Маслоу, В.Леви.

Экспериментальная база и выборка. Выборка, на которой проводилось исследование, представляет собой коллектив подростков 10 класса муниципальной средней школы № 9 города Полысаево, количество человек - 25; десять юношей и пятнадцать девушек, возраст -16-17 лет.

В исследовании применялись методики:

1) Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчинова Личностная шкала тревоги

2) орпосник Айзенка, адаптация Т.В. Маталиной Психофизические параметры личности

Практическая значимость: результаты данной работы могут быть применены в социально-педагогическом процессе, в семейной жизни, в любой ситуации, где происходит взаимодействие личности и группы. Каждый педагог и психолог заинтересован в формировании у подростка положительного опыта взаимодействия со многими «Я», выработки навыков сотрудничества, определения зоны ближайшего индивидуального личностного и социального развития подростка.

Структура и объем работы: курсовая работа изложена на 51 страницах, состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы из 54 наименований и приложения на 4 страницах.

Глава 1. Теоретический обзор проблемы личностного роста

1.1 Подходы к трактовке понятия «личностный рост»

Личностный рост и личностное развитие

Если исходить из того, что Рост, в отличие от Развития, происходит сам, изнутри, то вошедшее в классику понятие «тренинги личностного роста» есть мина и западня. Тренинги обычно рекламируют себя как-то, что «дает быстрый эффект», но нормальный рост всегда медленный и постепенный, главное требование к росту -- не скорость, а правильность роста: «рост в нужном направлении». На тренингах можно стимулировать личностный рост, но скорость всегда будет задаваться внутренними возможностями личностями, а не усилиями тренера. Описывая существующую тренинговую практику, точнее и правильнее было бы говорить не о тренингах личностного роста, а о тренингах личностного развития. Однако, скорее всего, скорректировать терминологию уже не удастся, и необходимо только отдавать себе отчет в том, что действительно происходят на тренингах личностного роста: не личностный рост, а личностное развитие. В дальнейшем в работе понятие личностного роста, а, следовательно, и развития будут считаться синонимичными.

Психологическое понятие «Личностный рост» -- изначально было сформулировано в рамках гуманистической концепции К.Роджерса и А.Маслоу, однако в настоящее время широко используется и другими психологическими направлениями. Представление о личностном росте основывается на позитивном видении изначальной природы человека и возможности развития внутреннего потенциала. Однако далеко не все современные психологические концепции исходят из наличия у человека доброй, конструктивной и саморазвивающейся сущности, и по представлению о сущностной природе и потенциале человека эти концепции достаточно четко разделяются на пять групп:

К группе «доверяющих» (оптимистов) с самой радикальной точкой зрения, утверждающей безусловно-позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях, относятся представители школы К.Роджерса и А.Маслоу. В данном подходе личностный рост естественен, хотя может быть заторможен в случае в случае негативного окружения и поддержан окружением позитивным.

Экзистенциальный подход В.Франкла и Дж. Бюдженталя придерживается более осторожного взгляда на человека, который исходит из того, что изначально человек не обладает сущностью, но обретает ее в результате самосозидания, причем позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбора человека.

Достаточно распространена позиция (бихевиоризм), согласно которой у человека природной сущности нет, человек изначально он представляет собой нейтральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком «сущность». В данном подходе о личностном росте в точном смысле говорить затруднительно, можно говорить скорее о возможности личностного развития.

Классический фрейдизм во взгляде на природу человеку пессимистичен, исходит из того, что природа человека негативная -- асоциальная и деструктивная. Более того, сам человек с этим справиться не может, и решить эту проблему можно только с помощью помощи психоаналитика. Соответственно, в рамках психоанализа понятие «личностного роста» невозможно и не существует.

Согласно взглядам христианской антропологии природа человеческого естества после грехопадения Адама находится в извращенном состоянии, а его «самость» есть не личностный потенциал, но преграда между человеком и Богом, а также и между людьми. По православному учению, человеческая душа не только стремится к высшему, но и подвержена наклонности ко греху, которая лежит не на периферии духовной жизни, но поражает самую ее глубину, извращая все движения духа.

В подходе Синтона считается, что люди достаточно разные и единой природы человека нет: есть люди с позитивным потенциалом, есть с неустойчивым, б...

Другие файлы:

Тренинг как средство коррекции социальной дезадаптации у подростков из неблагополучных семей
Социальная дезадаптация как психологический феномен. Особенности социальной дезадаптации у подростков. Сущность понятия "тренинг". Констатирующий, фор...

Влияние тренинговых упражнений на развитие самооценки подростков
Индивидные и личностные характеристики подростка. Самооценка личности как психологический феномен. Социально-психологический тренинг как средство разв...

Тренинг личностного роста
Книга посвящена тренингу личностного роста, включенному в учебный процесс в качестве одного из специальных предметов. В ней кратко изложены теоретичес...

Социально-психологический тренинг
Краткая история развития групповых методов психотерапии и практической психологии. Групповая психотерапия и гипноз. Групповые методы в психоанализе и...

Психологический портрет подростка
Ситуация личностного развития в подростковом возрасте. Формирование волевых качеств. Развитие деловых качеств. Достижения психического развития подрос...