Психологический тренинг
Краткое сожержание материала:
65
Размещено на
Размещено на
Введение
В современной психологии много внимания уделяется проблеме психических состояний. Психическое состояние - конкретная структурная организация всех имеющихся у человека психических компонентов, обусловленная данной ситуацией и предвидением результатов действий, их оценкой с позиций личностных ориентаций и установок, целей и мотивов всей деятельности. Психические состояния многомерны, они выступают и как система организации психических процессов, всей деятельности человека в каждый конкретный момент времени, и как отношения человека. В них всегда представлена оценка ситуации и потребности человека. В данной работе рассматривается такая разновидность негативных психических состояний как эмоциональная напряженность.
Эмоциональная напряженность - психическая напряженность, обусловленная фрустрацией, характеризующаяся повышенным уровнем активации, снижением настроения, повышенной тревожностью и утомляемостью.
В настоящее время существует ряд специальностей, где по долгу своей службы сотрудникам постоянно приходится находиться в состояниях ожидания и прогноза, повышенной ответственности. Эти состояния являются причинами возникновения негативных психических состояний.
В результате трудовой деятельности, связанной эмоциональной напряженности, у работников часто наблюдаются не только разочарование в работе и снижение работоспособности, но и развитие различных психосоматических заболеваний.
Таким образом, проблема профилактики и регуляции негативных психических состояний, возникающих в процессе трудовой деятельности весьма актуальна.
Целью данного исследования: разработать психологический тренинг, направленный на снижение эмоциональной напряженности.
Объект исследования: эмоциональная напряженность.
Предмет исследования: влияние коррекции на снижение эмоциональной напряженности у сотрудников оперативного персонала.
Гипотеза: эмоциональная напряженность у сотрудников, работающих постоянно в состояниях прогноза и ожидания, подвергается коррекции.
Частная гипотеза: после проведения психологической коррекции эмоциональная напряженность у сотрудников оперативного персонала снижается.
Задачи:
1. Анализ литературы по исследуемой проблеме;
2. Подбор методов и методик исследования;
3. Изучение эмоционального состояния у сотрудников оперативного персонала.
4. Разработка тренинга, направленного на снижение эмоциональной напряженности.
Методологической основой данного исследования являются подход к изучению эмоциональных состояний Е.П. Ильина, теория эмоций К. Изарда, теория стресса Г. Селье.
Исследование проводилось на базе ООО «Иркутская Электросетевая Компания». В исследовании приняли участие 20 человек: 4 женщины, 16 мужчин, в возрасте от 27 до 54 лет, сотрудники оперативного персонала.
Практическая значимость работы: была проведена психологическая коррекция эмоциональной напряженности у сотрудников оперативного персонала.
Апробация работы была проведена в рамках конференции, посвященной проблемам профилактики психического здоровья у сотрудников ООО «Иркутская Электросетевая Компания».
Структура и объем работы: общее число страниц без приложений составило 68 страниц, в работе содержится 7 рисунков и 1 таблица. Объем списка литературы - 51 источник.
1. Теоретическое обоснование эмоциональной напряженности у сотрудников оперативного персонала
1.1 Особенности эмоциональных переживаний человека
Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования, без эмоций человек действовал бы как бесстрастный автомат, не способен был бы печалиться и радоваться, испытывать волнение и восхищаться. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается, он относится определенным образом к тому, что его окружает, и к самому себе. Эмоции и чувства - процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту [15].
В эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску. Поэтому индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр.
Одна из функций эмоций - это побуждение к деятельности и стимуляции. Так, интерес «приковывает» внимание и удерживает его на объекте, страх заставляет избегать опасных объектов и ситуаций. Благодаря особой энергетической насыщенности эмоции стимулируют протекание остальных психических процессов и деятельности. С этим связана мобилизация всех сил организма в сложных, ответственных ситуациях (в условиях экзамена, ответственного выступления, чрезвычайных ситуациях и т.п.) [39].
В то же время чрезмерное эмоциональное напряжение может отрицательно сказаться на результатах деятельности. Влияние эмоционально-мотивационных (энергетических) характеристик на продуктивность деятельности отражает закон Йеркса-Додсона (по имени американских исследователей Йеркса и Додсона), согласно которому по мере увеличения силы эмоционального подкрепления продуктивность деятельности, ее успешность, качество сначала повышается, но затем, после достижения максимальных показателей, дальнейшее усиление эмоционально-мотивационного фактора ведет к ухудшению показателей деятельности (рис. 1) [39].
Рис. 1. Графическое отображение закона Йеркса-Додсона
Эмоции представлены в психике человека в виде четырех основных феноменов: эмоциональные реакции, чувства, эмоциональные состояния, эмоциональные свойства.
1.2 Феномен психической напряженности
Нами более подробно будет рассмотрен феномен психической напряженности, который является разновидностью эмоциональных состояний.
Эмоциональные состояния более длительны и устойчивы, чем эмоциональные реакции. Они согласовывают потребности и устремления человека с его возможностями и ресурсами в каждый конкретный момент времени. Для эмоциональных состояний характерно изменение нервно-психического тонуса [39].
К психической напряженности во время деятельности может привести множество причин. Эти причины обусловливают многообразие форм ее проявления. Можно, например, отметить такие состояния, сопровождающиеся психической напряженностью, как психическое пресыщение, операциональное и эмоциональное напряжение, утомление, «мертвая точка», стресс[16].
Если психическая напряженность обусловлена фрустрацией, говорят об эмоциональной напряженности [35]. Она характеризуется повышенным уровнем активации (возбуждения).
Причиной возникновения психической напряженности может быть не только высокий темп деятельности, но и вынужденная бездеятельность, затянувшееся ожидание предстоящей деятельности, отсрочка ее выполнения или незапланированное прерывание (например, вынужденный перерыв в деятельности). Всякое прерывание деятельности (по К. Левину) вызывает у человека состояние напряженности, поскольку он стремился закончить данную деятельность, реализовать возникшую у него потребность добиться поставленной цели [16].
Большинство авторов не разделяют понятия «эмоциональное напряжение» и «эмоциональная напряженность» [23, 48]. В.Л. Марищук предложил разделить понятия «эмоциональное напряжение» и «эмоциональная напряженность». Первое, с его точки зрения, характеризуется активизацией различных функций организма в связи с активными волевыми актами, вторая приводит к временному снижению устойчивости психических процессов и работоспособности [29]. Е.П. Ильин считает, что разделить эти понятия действительно целесообразно. Следует учитывать, что напряжение - это характеристика состояния, а напряженность - характеристика работы, труда, ситуации [17].
Л.В. Куликов считает, что добавлять к слову «напряжение» определение «эмоциональное» нет необходимости, потому что трудно представить себе любое напряжение безэмоциональным [22].
Е.П. Ильин, напротив, считает, что выделение эмоционального напряжения обусловлено не тем, что есть напряжение, сопровождаемое эмоциональными переживаниями, а тем, что причиной психического напряжения человека является развившаяся сильная эмоция [16]. Например, Н.И. Наенко и О.В. Овчинников выделили и операциональную напряженность, которая связана с высоким темпом работы. При данном виде напряженности труда, ведущем к операциональному напряжению, эмоциональные переживания тоже могут иметь место, но они вторичны, а не первичны, как при эмоциональном напряжении [33, 35]. Собственно, и Л.В. Куликов отмечает, что у акцентуированных личностей причиной напряжения могут быть эмоции [21].
Эмоциональное напряжение в процессе выполнения деятельности чаще всего возникает как результат трудно преодолимо...
Социально-психологический тренинг
Краткая история развития групповых методов психотерапии и практической психологии. Групповая психотерапия и гипноз. Групповые методы в психоанализе и...
Апельсиновый тренинг
Книга "Апельсиновый тренинг" продолжает серию "Действенный тренинг", в которой в прошлые годы вышли "Тренинг коммуникации" и "Тренинг креативности", "...
Социально-психологический тренинг (Доклад)
2Социально-психологический тренинг.Название: Человек в конфликте.Время: 2 (два) часа.Цели : Показать значимость эмоциональной сферы человека и ее вли...
Тренинг уверенного поведения на экзаменах
Психологический тренинг как метод развития уверенного поведения на экзаменах. Организация и методы исследования уровня тревожности, депрессии и фрустр...
Влияние тренинговых упражнений на развитие самооценки подростков
Индивидные и личностные характеристики подростка. Самооценка личности как психологический феномен. Социально-психологический тренинг как средство разв...