Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психологические предпосылки возникновения склонностей к сексуальному насилию

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Теоретико-методологические основы изучения сексуального насилия и его психологических аспектов. Черты личности, свидетельствующие о склонности к насилию. Диагностика социального интеллекта по тесту Гилфорда, Салливена. Ситуации бытового доминирования.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Актуальность темы исследования. Проблема сексуального насилия и его последствий существует несколько веков, но предметом научного исследования стала только в 70-х гг. ХХ столетия в США, а затем в Европе. В России до последнего времени данный вопрос не являлся предметом широкого обсуждения, а тем более глубоких научных исследований. Только в 90-е гг. XX в. появились первые научные работы на эту тему. От констатации факта существования проблемы насилия общество перешло к серьезному научному анализу.

Проблема аномального субъекта насильственных сексуальных преступлений относится к области многочисленных исследований как в рамках криминологии, так и в рамках юридической психологии, судебной психиатрии и сексологии. Основные направления исследований ведутся в русле анализа влияния различных уголовно-релевантных состояний психики субъекта на момент совершения криминального деяния и их комплексной экспертной оценки. Говоря о специфике аномального субъекта насильственных половых преступлений, как правило, выделяется несколько основных моментов:

1) наряду с многочисленными психическими нарушениями у данной категории лиц часто встречается расстройство полового влечения в рамках парафильного и псевдопарафильного поведения;

2) к психологическим особенностям относятся значительные вариации полоролевой идентичности;

3) психосексуальные нарушения оказывают значительное влияние в первую очередь на процессы волевого контроля поведения в период, относящийся к совершению криминального поведения;

4) психологические и патопсихологические особенности сексуальных нарушений представляют специфические возможности прогноза сексуального поведения и оценки общественной опасности личности преступника с психосексуальными аномалиями.

Правовое отражение значимости и специфики нарушений сексуального поведения нашло свое отражение в формировании судебной сексологии и сексопатологии как самостоятельной научной области исследований и выделении комплексных судебных сексолого-психиатрических и психолого-сексолого-психиатрических экспертиз.

Исследования свидетельствуют о многообразии патогенетических механизмов и мотивационных предпосылок сексуального насилия. Хотя у подавляющего большинства насильников были выявлены нарушения полоролевого поведения, наиболее распространенным мотивом насильственного секса является снятие сексуального напряжения (учитывая характерные для данных лиц высокую интенсивность сексуального либидо при редуцированном платоническом и эротическом).

Объектом исследования являются общественные отношения, регулирующие психологические предпосылки возникновения склонностей к сексуальному насилию.

Предмет исследования - система норм права, регламентирующая психологические предпосылки возникновения склонностей к сексуальному насилию.

Цель данной выпускной квалификационной работы - изучение психологических предпосылок возникновения склонностей к сексуальному насилию.

Для достижения поставленной цели, необходимо будет решить следующие задачи:

- раскрыть насилие как психологическую и правовую категорию;

- рассмотреть психологию насилия;

- проанализировать черты личности, свидетельствующие о склонности к насилию;

- исследовать организацию и методику исследования склонностей к сексуальному насилию;

- проанализировать результаты исследования.

Теоретическуюоснову исследования составили труды таких авторов, как Ф.М. Абубакиров, Р.Х. Алиев, Л.Н. Клоченко, Р.В. Кадыров, Е.В. Янкина, А.А. Ашин, А.П. Войтович, Б.В. Волженкин и др.

Методологическую основу дипломной работы составляют научные положения диалектической философии, общенаучные методы познания, такие как анализ, синтез, системный подход, логические приемы индукции и дедукции. В процессе разработки разных аспектов темы использовались также частно-научные методы: сравнительно-правовой, статистический, социологический и др.

Структура работы выстроена в соответствии с ее задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения сексуального насилия и его психологических аспектов

1.1 Понятие насилия. Насилие как психологическая и правовая категория

Насилие, по определению Всемирной Организации Здравоохранения, - преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб[6, с. 17 - 19].

Это определение соединяет преднамеренность и фактические совершение акта насилия, независимо от его результата. Включение в определение слов «использование власти» расширяет традиционное понимание природы насильственного акта тем, что включает в понятие насилия действия, источником которых является власть над человеком, то есть угрозы и запугивание.

Во всём мире насилие ежегодно становится причиной смерти более 1,5 миллионов людей. На каждую насильственную смерть приходятся десятки случаев госпитализации, сотни выездов служб неотложной помощи и тысячи визитов к врачам.

Помимо этого, насилие часто влечёт за собой пожизненные последствия для физического и психического здоровья пострадавших и их взаимодействия с другими людьми, а также может замедлять экономическое и социальное развитие.

Согласно официальной позиции ВОЗ, причины насилия отчасти обусловлены биологическими и иными личностными факторами предрасположенности человека к агрессии, однако чаще такие факторы взаимодействуют с семейными, общинными, культурными и прочими факторами внешнего характера и таким образом создают ситуацию, в которой возникает насилие.

Общую категорию «насилие» можно классифицировать на следующие виды:

Рисунок 1 - Классификация насилия

Таким образом, насилие как психологическая категория - это психологическое и физическое давление на человека с целью принуждения его к определенным действиям. Насилие может быть физическим, психологическим и половым.

Обратимся теперь к характеристике насилия как категории правовой.

Установление наличия или отсутствия насильственного характера преступления связано с определением уголовно-правового понятия насилия, а поскольку данное понятие характеризуется совокупностью признаков, каждый из которых является его неотъемлемым свойством, отграничивающим насильственное действие от ненасильственного, постольку решение данного вопроса обусловлено фиксацией всех признаков насилия. Отсутствие в преступном деянии хотя бы одного из этих признаков означает, что оно является ненасильственным.

Но прежде чем перейти к рассмотрению собственно объекта данного исследования, т.е. уголовно-правовому понятию насилия следует заметить, что оно может выступать способом совершения преступления и деянием как самоцелью, достигаемой и исчерпывающейся им. Так, в преступлениях с двумя объектами, в которых в качестве дополнительного объекта выступают жизнь, здоровье или телесная неприкосновенность (например, преступления против порядка управления, правосудия и т.д.), деяния не исчерпываются насилием, которое выступает в этих преступлениях в качестве способа достижения цели. Между тем в преступлениях, где указанные социальные блага: жизнь, здоровье или телесная неприкосновенность, являются основным непосредственным объектом посягательства (например, убийство, причинение вреда здоровью и т.д.), насилие может выступать и как способ достижения определенной цели (к примеру, получение материальной выгоды), так и исчерпываться самим фактом его применения. То есть действие, которое в одних преступлениях выступает как способ, в других может рассматриваться как основное деяние[7, с. 19 - 20].

Насилие как основное деяние является конструктивным признаком состава насильственного преступления, определяющим его правовое содержание. При этом насильственное воздействие может предусматриваться в диспозиции статьи Особенной части УК РФ, описывающей преступное деяние, наряду с другими ненасильственными способами совершения данного преступления (например, доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего (ст. 10 УК РФ[1]), действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы (ст. 357 УК РФ).

Помимо основного деяния, насилие может выступать и как способ совершения преступления, предусмотренный в качестве обязательного или квалифицирующего признака данного состава преступления. Необходимо заметить, что именно установление способа совершения преступления, в том числе и насильственного, среди других факультативных признаков объективной стороны вызывает на практике значительные трудности при квалификации , в связи с чем, прежде чем перейти к анализ...

Другие файлы:

Самооценка склонностей
Понятие "склонность" в психолого-педагогической литературе. Взаимосвязь склонностей и способностей. Исследование взаимосвязи выраженности склонностей...

Психологические особенности женщин, подвергавшихся домашнему насилию
Насилие в семье, как фактор семейного нарушения. Формы и причины жестокого обращения в семье: физического, сексуального, психологического и (эмоционал...

Социально-психологические проблемы женщин, подвергшихся семейному насилию
Сущность и причины насилия в отношении женщин, характеристика его видов (физического, сексуального, психологического, экономического). Основные модели...

Педагогическая психология
В учебном пособии в соответствии с государственным образовательным стандартом рассматриваются основные проблемы педагогической психологии: психологиче...

Мировоззренческие предпосылки аддиктивного поведения
Аддиктивное поведение как предмет исследований в современной психологической науке и смежных отраслях. Социальные, биологические, психологические пред...