Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психологические особенности восприятия текста

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Текст и его свойства как предмет психологического исследования. Проблема выделения характеристик текста. Восприятие как процесс взаимодействие автора и реципиента. Психологическое изучение особенностей соотношения восприятия и понимания учебного текста.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Психологические особенности восприятия учебного текста

студентки 2 курса отделения психологии

Андрушойть Вероники Викторовны

Научный руководитель -

кандидат психологических наук,

доцент Ю. С. Смирнова

Минск, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Текст и его свойства как предмет психологического исследования

1.2 История исследования проблем восприятия текста

1.3 Эмпирических исследований восприятия текста

ГЛАВА 2. ВОСПРИЯТИЕ УЧЕБНОГО ТЕКСТА: ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ, ХАРАКТЕРИСТИКИ

2.1 Соотношения восприятия и понимания учебного текста

2.2 Основные характеристики восприятия учебного текста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема восприятия текста является одной из существенных проблем, от решения которой во многом зависит оптимальное функционирование многих видов массовой коммуникации [33].

Проблема восприятия учебного текста активно разрабатывалась в 60-ых - 70-ых годах XX века. Исследователи рассматривали как общетеоретические вопросы, так и прикладные аспекты данной проблемы. Предметом исследования были восприятие текстов разных функциональных стилей, механизмов вероятностного прогнозирования в процессе восприятия. Данная проблема формировалась как проблема восприятия информации: знаковой, текстовой, графической [35].

Существует неразрывная связь двух проблем: восприятие учебного текста и его понимания. Используя термин восприятия, исследователи часто описывают процесс понимания. А.А. Залевская приводит трактовку «понимание текста как процесса построение его проекции (или образа содержания текса)» [13, с. 65]. С точки зрения Е.Н. Зарецкой, «текст - коммуникативная структура, которая предназначена для понимания», то есть текст будет называться текстом только тогда, когда он понятен реципиенту [15, с. 23].

Таким образом, подчёркивается значимость процесса понимания, а восприятие учебного текста рассматривается как вспомогательный процесс.

В последнее десятилетие представлены преимущественно работы, исследующие проблемы понимания учебного текста и его интерпретации. Вместе с тем не следует недооценивать роль восприятия в обработке вербальной информации, так как восприятие текста является сложным многоплановым процессом, от которого зависит дальнейшая обработка текста. Кроме того, произошло изменение в отношении к чтению. По мнению С.А. Васильева, чтение заменяется селекцией, поиском информации [7]. Реципиент, получая огромное количество различной информации, вынужден быстро её обрабатывать. Часто при чтении реципиент не имеет возможности глубоко вчитываться в текст, но при этом он находит и получает нужную информацию. Каким образ проходит первичная обработка учебного текста, на что обращает внимание реципиент при восприятии учебного текста-это исследовательские вопросы, которые требуют специального изучения [35].

Объектом исследования является восприятие текста.

Предмет исследования - особенности восприятия учебного текста.

Цель исследования: охарактеризовать особенности восприятия учебного текста.

В исследовании решались следующие задачи.

1. Провести анализ исследований текста и выделить его основные свойства.

2. Проанализировать историю и современные исследования проблемы восприятия текста.

3. Охарактеризовать методы соотношения восприятия и понимания учебного текста.

4. Рассмотреть основные характеристики восприятия учебного текста.

ГЛАВА 1. ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Психологическое исследование текста и его свойств

Восприятие текста - это, то явление, изучение которого относятся к числу классических проблем психологии - восприятие вообще. Язык отражает некоторые общие принципы восприятия мира, языковые категории, единицы указывают на ту содержательную информацию, которая становится продуктом человеческой обработки. Полученная в ходе предметно-познавательной деятельности, эта информация обретает в языковых формах своё отражение и свою фиксацию.

По мнению Л.В. Ширинкиной, понятие текста относится к числу интуитивно очевидных [35]. Так, в исследованиях К. Бринкера испытуемым были предложены два ряда предложений. Одну последовательность они без сомнения посчитали текстом, а вторую отказались назвать текстом. В основе выбора лежал содержательно-тематический аспект: в первой последовательности предложения были объединены одной темой, во второй - общая для всех предложений тема отсутствовала [36].

Все попытки дать научное определение текста вызывают у многих исследователей трудности. Текст исследуется разными дисциплинами, которые применяют разные подходы к его изучению. Стремясь выделить сущность и воспринимаемые признаки текста, каждая наука исходит из особенностей тех типов и видов текстов, с которыми она по преимуществу имеет дело. Таким образом, очевидно, что определение текста, вырабатываемые в лингвистике, философии, семантике, не должно быть одинаковым.

Существуют попытки дать наиболее универсальное определение текста. С.А. Васильев делит все тексты на вербальные и невербальные. Вербальный текст рассматривается как письменная фиксация звуковой речи, невербальный текст - как символистическая система записи. «Знаковая система должна быть описана в некотором метатексте, создаваемом средствами обычного естественного языка» [7, с. 4]. Сложно построенными текстами являются «произведения кинематографа, включающие в себя такие различные по знаковой природе подтексты, как музыка, живая речь персонажей и дикторский или комментаторский текст, титры, которые принадлежат уже к метатексту [7, с.12]. По мнению Е.Н. Зарецкой, под текстом понимается любая форма коммуникации, в том числе обряд, танец, ритуал [15].

Подходы к определению текста. Анализ 30 определений текста научной и справочной литературы показал, что в них, как правило, в явном или же неявном виде отображается отношения «человек-текст».

В последнее время появился ряд работ, в которых авторы теоретически обосновывают идею «внутренней жизни» текста, не зависящей от автора и читателя. Данный подход уже был представлен в истории изучения текста. В современных текстах Н.Л. Мышкина трактует текст как любое двухстороннее языковое образование, функционирующее как саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система [24, с.56]. Иллюзия «саморазвития» текста, по мнению А.А. Залевской, создаётся за счёт выполнения требований к языковому оформлению содержания высказывания (текста) принятых данной культурой [13].

Анализ определений текста подтвердил ранее отмеченную в зарубежной лингвистике оппозицию объективности и субъективности в понимании текста, приведшую к оформлению двух направлений. Первое направление находится под влиянием идей структурной лингвистики и генеративной трансформационной грамматики. В его рамках текст определяется бессубъективно - как когерентная последовательность предложений, а предложение - как структурная единица текста. Второе направление - это коммуникативно-ориетированная лингвистика текста, где текст рассматривается в конкретном коммуникативном процессе. Текст не может изучаться объективно, отстраненно - как изолированный от субъектов его порождения и восприятия [35]. Текст, всегда находится в коммуникативной ситуации, в конкретном коммуникативном процессе.

С точки зрения единиц анализа и с точки зрения внутренней и процессуальной сторон текста выделяются два подхода, которое условно обозначили как «лингвистический» и «психологический» [26]. Подход к тексту как статическому образованию свойственен лингвистике, которая преимущественно рассматривает способы организации текста на уровне его внешней формы, т.е. языковых единиц. Этот подход к исследованию текста можно назвать направлением от текста к его единице и смыслу [35]. Лингвистический подход ориентирован на выявление таких характеристик, которые можно назвать внутритекстовыми, так как они описывают способы внутренней организации структуры текста [26].

В настоящее время внимание исследователей всё больше сосредотачивается на втором подходе к рассмотрению текста. Текст создаётся в ходе коммуникации, а не является чем-то заранее данным. Соответственно, исследованию подвергается сам процесс формирования текста в его динамике, изучаются «правила текстообразования» и функциональная значимость языковых единиц в процессе формирования текста, значимость человеческого фактора в этом процессе. В центре внимания при этом находится процесс объективизации мысли говорящего по поводу предмета речи в направлении от смысла к тексту, от элементарной единицы к текстовому образованию [7]. «Процессуальная сторона текста находится в компетенции психологии, которая исследует не результат речемыслительной деятельности, а саму...

Другие файлы:

Восприятие текста
Условия восприятия текста. Основные понятия. Роль заголовочного комплекса в восприятии текста. Информативно-ориентирующая роль. Понимание и интерпрета...

Порождение и восприятие текста. Природа текста
Понятие текста в концепциях лингвистов и психолингвистов, его основные характеристики, свойства и функции. Подходы к его описанию. Природа и процесс п...

Психологические особенности восприятия болезни у пациентов с различной формой туберкулеза
Особенности туберкулеза и его основные формы. Психологические факторы, формирующие внутреннюю картину болезни. Анализ сравнения результатов психологич...

Психологические особенности восприятия времени в стрессовой ситуации у студентов
Основные представления о времени в разные исторические периоды и особенности процесса восприятия. Механизмы, особенности и степень точности восприятия...

Особенности зрительного восприятия детей младшего школьного возраста
Проблема восприятия в психологии. Психологические особенности детей школьного возраста. Возрастные психолого-педагогические и физиологические индивиду...