Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психологическая роль сказки в жизни дошкольника

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Особенности восприятия и переживания сказки как специфических видов деятельности детей дошкольного возраста. Диагностика развития ребенка в ходе восприятия и переживания сказки. Возможности сказки в развитии детей-дошкольников, методы работы над сказкой.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Современная психологическая наука и практика стоит перед необходимостью решения широкого круга задач, одна из которых связана с определением психологической роли сказки в жизни дошкольников.

На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит длительный путь в развитии отношения к художественному произведению (сказке): от непосредственного участия в изображенных событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Формирование этой внутренней деятельности в дошкольном возрасте, позволяет ребенку не только понять явления, которые он непосредственно не воспринимает, но и отнестись со стороны к событиям, в которых он не принимал прямого участия, имеет решающее значение для последующего психического развития.

Сказка является универсальным развивающим средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду.

Весомый вклад в решение этой проблемы внесли работы В.А. Бахтиной, А.В. Запорожца, А.Д. Кошелевой, Е. Трубецкова и др.

Однако нами было выявлено определенное противоречие между достаточно высоким уровнем разработанности теоретического содержания данной проблемы и отставанием в реализации системы работы над сказкой на практике.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы: «Психологическая роль сказки в жизни дошкольника».

Цель исследования: определение роли сказки в жизни дошкольника.

Объект исследования - процесс восприятия и переживания сказки детьми старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования -пути и методы работы над сказкой с детьми старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования - процесс развития детей дошкольного возраста будет проходить более успешно, если восприятие и переживание дошкольниками сказки будет рассматриваться как специфическая деятельность, опосредующая развитие способности к переживанию, возникающему в результате познания окружающей действительности средствами сказки и сотворения себя в воображаемом мире сказочных образов.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.

2. Изучить особенности восприятия и переживания сказки как специфических видов деятельности детей дошкольного возраста и определить пути, оптимально способствующие их формированию.

3. Проверить эффективность разработанных путей и методов работы над сказкой в опытно-экспериментальной работе.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; эксперимент, наблюдения за деятельностью детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над сказкой, статистическая обработка результатов.

Структура выпускной квалификационной работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Проблема восприятия и переживания сказки детьми старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях

1.1 Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником

Сказка играет большую роль в жизни дошкольника в его психическом развитии. По мнению А.В. Запорожца, подбор сказок в соответствии с целями воспитания и возрастными особенностями ребенка, мастерство рассказывания и вдумчивая работа над преломлением образов прослушанной сказки в творческой деятельности ребенка, -- в его играх, рисовании, лепке, -- все это оказывает глубокое влияние на развитие как отдельных психических процессов, так и детской личности в целом. Вместе с тем слушание сказки является первым шагом в знакомстве ребенка с важнейшей областью духовной культуры народа -- с литературным творчеством (17).

Изучая восприятие детьми сказки, считает А.В. Запорожец, за анализом отдельных сторон данного процесса нельзя упускать более общих психологических изменений, происходящих в области отношения ребенка к содержанию художественного произведения.

Попытаемся осветить некоторые вопросы восприятия сказки, опираясь главным образом на материалы исследований А.В. Запорожца, А.И. Концевой, Е.А. Ароновской и др. (9,17).

Рассмотрим сначала то влияние, которое оказывает сказка на познавательные процессы ребенка и, в первую очередь, на его воображение. По общему мнению, слушание сказки наряду с игрой выполняет важнейшую роль в развитии воображения -- способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого.

Вначале попытаемся рассмотреть вопрос о том, что представляет собой детское воображение, обнаруживающееся при слушании сказки.

Изучение сказки показывает, что в ней отражается действительная жизнь народа, его обычаи и характер деятельности, стремления и идеалы.

Как показано в трудах Е.А. Флериной, М.И. Сакулиной и других, при правильной организации педагогического процесса у ребенка формируются реалистические тенденции, которые обнаруживаются как в ею собственном творчестве, так и в его отношении к художественному произведению (31).

Слушая сказку, ребенок дошкольного возраста подходит к ее оценке со своеобразной реалистической позиции.

Даже там, где взрослый иногда затрудняется определить границы вымысла, ребенок-дошкольник часто высказывает очень определенные оценки, обнаруживая при этом реалистический подход к произведению. М.И. Титаренко при проведении своего исследования столкнулась со следующим фактом. В одной семье ребенок пяти лет очень любил слушать сказки, которые сочиняла для него мать (20).

Импровизации бывали то более, то менее удачными, и ребенок часто высказывал свои мнения по поводу прослушанного. Одни сказки он оценивал положительно, другие -- отрицательно. Эти эстетические оценки ребенка представляли значительный психологический интерес, и мы в дальнейшем воспроизводили подобные беседы в экспериментальных условиях и на большом материале. Приведем отрывки из этих бесед.

Взрослый рассказывает такую историю. «Жил был мальчик Ваня, он ходил в школу и учился очень хорошо. Раз вечером Ваня сел готовить уроки и захотел красиво написать разные слова в тетради. Но у него было скверное перо. Оно баловалось, цеплялось за бумагу и делало грязные кляксы. Старая щетка, стоявшая в углу, смотрела. смотрела, как перо не слушается мальчика, скверно пишет. -- и говорит: «Как тебе не стыдно, вот я все время работаю, чисто подметаю пол, а ты не можешь постараться и красиво написать урок».

До сих пор ребенок слушает сказку внимательно, не делая никаких возражений. Когда его спрашивают: «А разве щетка может разговаривать?» -- он убежденно говорит: «В сказке может».

Рассказ продолжается. «Но перо не послушало щетку и по-прежнему царапало бумагу и ставило кляксы. Тогда щетка рассердилась и говорит Ване: «Брось скверное перо. Возьми меня, я буду писать лучше, чем оно». Ваня взял щетку и стал красиво писать ею в своей тетради».

Ребенок, слушавший до последней фразы это повествование без возражений, здесь иронически улыбается и говорит: «Это неправильно, щетка большая и грязная, ею нельзя писать, ею еще хуже писать, чем скверным пером».

Оказывается, в сказке не все возможно с точки зрения ребенка. И если нарушается реалистичность, правдоподобность сказочного повествования, это вызывает с его стороны неудовольствие.

Для того чтобы разобраться в характере реалистических мотивов детских эстетических оценок, приведем еще один пример (20).

Ребенку рассказывают такую историю. «В одной деревне жил старенький доктор. Все его очень любили, так как он был добрый и хорошо лечил всех больных. Как-то летом все крестьяне ушли работать в поле. Вдруг прибегает из соседней деревни человек и зовет доктора к маленькому мальчику, который сильно заболел. Доктор быстро собрался в дорогу, но не знал, как ему поступить со своим домиком: дверь у него не запиралась, в деревне никого не осталось, а у него не было и собачки, которая могла бы посторожить около дома. Тогда доктор попросил посторожить дом свою большую чернильницу». Против того, чтобы чернильница оказалась в роли сторожа, ребенок не возражает. С его точки зрения в сказке разрешаются подобные веши. «Вот доктор пошел к больному. В это время злой разбойник, который прятался в лесу, подкрадывается к домику и хочет взять все веши старого доктора. А чернильница-то и залаяла грозно на разбойника».

В этом пункте ребенок делает недовольную гримасу и говорит: «Не надо ей лаять, пусть она лучше фыркает чернилами» (Зап).

Ребенок, воспитанный на народной сказке, чувствует меру, которую не должно переходить воображение в искусстве, и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок. В сказке, в особенности в сказке волшебной, многое дозволено. Действующие лица могут попадать в самые необычайные обстоятельства. Животные и даже неодушевленные предметы в ней говорят и действуют, как люди, совершают всевозможные проделки. Но все эти воображаемые обстоятельства нужны лишь для того, чтобы предметы обнаружили свои истинные, реальные свойства.

Если типичные свойства предметов и характер про...

Другие файлы:

Роль сказки в жизни ребенка-дошкольника
Определение сказки, ее разновидности и типы, роль в воспитании ребенка. Национальные сказки, их значение для всеобщего развития ребенка. Сказки, включ...

Психологическая сущность игры дошкольника 3

Психологическая карта дошкольника. Готовность к школе
Предлагаемые в пособии методики позволят решить ряд практических задач, связанных с диагностикой уровня интеллектуального и личностного развития детей...

Психология игры дошкольника
Определение игровой деятельности, психологическая характеристика игры детей дошкольного возраста. Развитие игры в дошкольном возрасте, структурные ком...

Пушкин А.С. Сказки (5 изданий)
Сказки (гравюры Конашевич В. и др.) - 1935, pdfСказки (илл. Буторин А. и др.) - 1937, pdfСказки (илл. Маврина Т. А.) - 1974, djvuСказки (илл. Могилевс...