Психологическая адаптация курсантов учебного центра
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Введение
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в современных условиях к подготовке военного специалиста предъявляют все более высокие требования к интеллектуальным и психическим качествам человека, что обусловлено развитием техники, средств коммуникации, усложнением военных специальностей, потребностью не просто в специалистах, а профессионалах своего дела. Часто эти требования близки к предельным возможностям человека, а иногда и превышают их, что приводит к многочисленным вынужденным ошибкам и влечет за собой срывы в выполнении оперативно - служебных задач, нарушения психического здоровья и т.д.
Одним из наиболее перспективных направлений в настоящее время является психологическое обеспечение процесса адаптации курсантов Учебных центров к специфике обучения в центрах при службе пограничных войск. Это, в свою очередь, определяет необходимость всестороннего изучения особенностей адаптации курсантов к условиям обучения, выявление влияния личностных особенностей на успешность их адаптации.
Поэтому одним из путей решения этой важной социальной задачи является изучение процесса социально-психологической адаптации курсантов.
Анализ проблемы адаптации студентов и молодых специалистов по данным психолого-педагогической литературы показал сложность и многоаспектность этой проблемы, привлекшей внимание многих авторов (Б.Г. Ананьев, А.В. Гоголева, Л.К. Гришанов, В.Д. Цуркан, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, Н.И. Калаков, В.Н. Кан-Калик, Л.Н. Корнеева, А.Ф. Лемешонок, Г.С. Никифоров, А.А. Реан, А.Л. Робалде, М.Г. Рогов, В.И. Слободчиков, Н.А. Исаева, В.Д. Шадриков, В.А. Якунин, М.С. Яницкий и др.).
В контексте военной психологии, анализируя проблемы адаптации, опирались на работы Б.Г. Ананьева, А.В. Барабанщикова, А.А. Бодалева, А.Д. Глоточкина, А.А.Деркача, М.И. Дьяченко, Ю.М. Забродина, Л.А. Кандыбовича.
Цель исследования: выявить влияние свойств темпераментов на процесс социально-психологической адаптации курсантов на примере Учебного центра при службе п.г.т. Приаргунск.
Объект исследования: социально - психологическая адаптация.
Предмет исследования: влияние свойств темпераментов на процесс их социально-психологической адаптации курсантов Учебных центров.
Исходя из выше изложенного, была сформулирована гипотеза исследования: характер протекания процесса социально - психологической адаптации курсантов учебного центра обусловлен влиянием типов темпераментов. У курсантов учебных центров с преобладанием сангвинического типа темперамента процесс социально-психологической адаптации курсантов проходит наиболее успешно.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1.Провести теоретико-методологический анализ проблемы адаптации и подходов к ее исследованию в психологии.
2.Проанализировать подходы к исследованию особенностей типов темперамента в психологической науке.
3.Выявить типологические особенности темперамента курсантов Учебного центра при службе п.г.т. Приаргунск, влияющих на процесс их социально-психологической адаптации.
4.Определить оптимальные методы и методики для выявления типа темперамента курсантов, уровня социально - психологической адаптации.
5.Разработать направления деятельности по оптимизации процесса социально - психологической адаптации в соответствии с особенностями типов темперамента.
Методы исследования
Наблюдение, анкетирование, тестирование:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Теоретические основы рассмотрения проблем и темперамента и социально- психологической адаптации в психологической науке
1.1 Сущность и содержание социально-психологической адаптации
На протяжении длительного времени проблема адаптации человека остается одним из предметов теоретических и прикладных исследований многих наук: социологии, психологии, педагогики, медицины, биологии, физиологии и других.
Адаптация - это процесс взаимодействия социальной среды и личности, направленный на включение человека в новый для него вид деятельности, а также приспособление организма и его органов к новым условиям среды.
Понятие «адаптация» возникло от латинских слов adaptor - приспособляю, adaptare - приспособление, adaptacio - приспособляемость.
Данное понятие относится ко второй половине 18 века, когда немецкий физиолог Ауберт использовал этот термин при характеристике феномена приспособления чувствительности органов зрения и слуха в ответ на действие адекватных раздражителей.
Научное исследование проблемы адаптации берет свое начало с Бюффона, Ч. Дарвина, Ж. Б. Ламарка. Благодаря им проблема адаптации получила прочную теоретическую и эмпирическую базу.
Значительный вклад в изучение проблемы адаптации, обусловленный появлением и развитием биологии, внес французский натуралист Бюффон, который еще в XVII веке утверждал, что основной механизм приспособления определяется прямым влиянием условий среды на изменяющиеся соответствующим образом организмы [29,с.20].
В дальнейшем эта идея была подвергнута тщательному специальному изучению Ж.-Б. Ламарком, Ж. Сент-Иллером, Г. Спенсером, Ч. Дарвином.
Появившийся таким образом интерес к явлению адаптации послужил началом серьезного изучения данной проблемы, которая затем вышла за рамки эволюционной теории и общей биологии, стала широко проникать в медицину, психологию, социологию, а в последнее время - в экологию, космонавтику и другие науки. Постепенно в ней выделяется самостоятельное направление, предметом исследования которого становятся психологические особенности взаимодействия человека с окружающей его социальной средой [4,с.24].
Научные трактовки сущности адаптации впервые появились в работах Ч. Дарвина и его последователей. Под адаптацией понималась совокупность изменений, которые происходят в организме, более или менее адекватных изменяющимся раздражителям внешней среды. Изменения в организме, соответственно, осуществляются в диалектическом процессе наследственности-изменчивости. Исследователи, имеющие различные мировоззренческие позиции, используют понятие "адаптация" в значении приспособления, с теми или иными смысловыми оттенками, в рамках специфики той или иной науки.
Многие исследователи проблемы адаптации дают различные определения, соотносимые с различными научными направлениями.
При всем многообразии классификационных моделей адаптации на современном этапе процесс адаптации рассматривается с точки зрения трех подходов:
- биологического и психофизиологического, данной проблемой занимались такие ученые, как П.К. Анохин, Дичев, К.Е. Тарасов,В.П. Казначеев, Г. Селье и др.,
- психологического, данный подход был раскрыт в работах И.А. Аливердиева, Ф.Е. Василюк, М.Д. Дворяшина др.,
- социального и социально-психологического, данный подход Д.А. Андреева, А.Л. Венгер, И.К. Кряжева и др..
Адаптация как приспособление организма к изменяющимся условиям внешнего мира являлась первоначально проблемой физиологической и психофизиологической.
Психофизиология рассматривает процесс адаптации как процесс ломки (замены) старого и установления нового динамического стереотипа - устойчивой системы временных нервных связей (условных рефлексов), обеспечивающей определенную интенсивность и последовательность реакций организма и психики на изменение внешних и внутренних воздействий, осуществляющихся в форме целостной деятельности больших полушарий головного мозга. Или же, как формирование новых установок, навыков, привычек, как своеобразный выход из стресса, возникающего на новизну, необычность, неопределенность условий [9,с.173].
Данной проблемой занимался один из известных ученых Г. Селье, он считал, что адаптация - это одно из фундаментальных качеств живой материи, которое присуще всем известным формам жизни и настолько всеобъемлюще, что нередко отожествляется с самим понятием жизни. Процесс адаптации непрерывно сопровождает любой живой организм от момента рождения до его смерти и потому неразделим с самим понятием «жизнь».
В биологических науках термин «адаптация» использовался для описания механизмов приспособительного поведения индивидов в животном мире, эволюции различных форм жизни. Под адаптацией понимается приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Биологическая адаптация - (от лат. аdaptatio - приспособление), это процесс приспособления организма к меняющимся условиям внешней среды в процессе эволюции, включающий комплекс морфофизиологических и поведенческих особенностей особи, популяции или вида, обеспечивающий:
1) успех в конкуренции с другими видами, популяциями и особями;
2) устойчивость к воздействиям факторов абиотической среды. Способность к адаптации имеет определенные пределы, характерные для каждого вида. В составе адаптации различают две группы приспособлений: аккомодацию и адаптивную радиацию.
У человека - приспособление организма к условиям окружающей среды (температура, атмосферное давление,...
Оптимистический настрой и социально-психологическая адаптация
Виды психических состояний личности: эмоциональное, активационное, тоническое и тензионное. Основные эмоции: счастье, печаль, раздражённость, страх, о...
Особенности агрессивности курсантов в зависимости от условий их проживания
Психологическая характеристика феномена агрессивности в зарубежной психологии. Понятие агрессивного поведения и его видов. Исследование особенностей а...
Совершенствование деятельности Учебного центра по переподготовке и повышению квалификации работников культуры и искусства
Теоретические аспекты, сущность, принципы, задачи и цели государственной кадровой политики в сфере дополнительного образования. Роль Учебного центра в...
Саморегуляция психических состояний курсантов 1 курса высшего военно-учебного заведения
Изучение способов саморегуляции психических состояний. Выявление условий и причин возникновения стрессов у курсантов высшего военно-учебного заведения...
Жизнь в студенческом общежитии
Студенческое общежитие как среда обитания и организация учебного процесса. Социально-психологическая адаптация студентов в общежитии. Оценка качества...