Психодиагностика профессиональных стрессов в профессиональной деятельности (на базе НИИ "Детская онкология и гематология")
Краткое сожержание материала:
Размещено на
План
Введение
1. Психодиагностика профессиональных стрессов в профессиональной деятельности (на базе НИИ «Детская онкология и гематология»)
2. Анализ результатов психодиагностики
3. Психологический портрет респондента
4. Программа коррекционной работы по формированию стрессоустойчивости медицинских работников НИИ «Детская онкология и гематология»
5. Варианты проведения индивидуального и группового консультирования по нивелированию стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности
Заключение
Список литературы
Введение
Любая деятельность человека сопровождается ответной реакцией его психических и физиологических функций, которая отражает, во-первых, в процессе адаптации к реальному или ожидаемому воздействию рабочей нагрузки, факторов окружающей среды, эмоциональных переживаний и, во-вторых, характеризует остаточные процессы после этих взаимодействий. Функциональные реакции человека, задаваемые конкретным содержанием деятельности, всегда специфичны и целостны (взаимосвязаны, взаимообусловлены). Это дает основание говорить о таком функциональном состоянии как стресс.
Стресс - это психическая реакция организма, возникающая в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры. Для успешного выполнения профессиональных обязанностей медицинским работникам необходимы психологические защитные механизмы, которые позволят защититься от тех проблем, которые пока нет возможности решить, позволят снять тревогу от угрожающих событий и адекватно воспринимать стрессовую ситуацию.
Актуальность данной проблемы обоснована тем, что на современном этапе ряд специалистов высказывает обеспокоенность в отношении того, что специальность врача способствует развитию болезненных состояний в связи с частой подверженностью профессиональным стрессам. Профессия врача обладает огромной социальной важностью, так как на медицинских работников ложится большая ответственность не только за физическое здоровье пациента, доверившего им свою жизнь, но и за его психическое здоровье и социально - психологическую адаптацию. Вот почему существует острая практическая необходимость определить пути психологической и коррекционной помощи медикам в преодолении стрессов на рабочем месте.
Цель производственной практики - изучить проявление стрессовых реакций у медицинских работников и предложить им программу коррекционной помощи по формированию стрессоустойчивости на рабочем месте.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
1.Провести психодиагностику профессиональных стрессов в профессиональной деятельности.
2. Проанализировать результаты психодиагностики.
3. Составить психологический портрет респондента.
4. Разработать программу коррекционной работы по формированию стрессоустойчивости медицинских работников НИИ «Детская онкология и гематология».
5. Предложить варианты проведения индивидуального и группового консультирования по нивелированию стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности.
База исследования: НИИ «Детская онкология и гематология»
1. Психодиагностика профессиональных стрессов в профессиональной деятельности (на базе НИИ «Детская онкология и гематология»)
Психодиагностика профессиональных стрессов в профессиональной деятельности проходила на базе НИИ «Детская онкология и гематология», отделения XII гемабластозов. Исследование проводилось в период прохождения практики с 17 апреля по 14 мая 2006 года с медицинскими работниками отделения XII гемабластозов. Общее количество респондентов в этом случае составило 30 человек.
Для проведения экспериментального исследования использовались следующие методики:
Методика 1 «Шкала тревожности» Дж. Тейлора.
Респондентам зачитывалась следующая инструкция: прочитайте первое высказывание в опроснике. Если вы согласны с данным высказыванием, то проставьте знак «х» в графе «Да» бланка ответов, если не согласны -- знак «х» в графе «Нет». Оцените, таким образом, все 60 высказываний опросника. Старайтесь работать как можно быстрее, особенно над ответами не задумывайтесь, так как первый пришедший в голову ответ, как правило, бывает наиболее верным. Исправления в записях делать нельзя».
1. Я могу долго работать не уставая.
2. Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет.
3. Обычно руки и ноги у меня теплые.
4. У меня редко болит голова.
5. Я уверен в своих силах.
6. Ожидание меня нервирует.
7. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
8. Обычно я чувствую себя вполне счастливым.
9. Я не могу сосредоточиться на чем-либо одном.
10. В детстве я всегда немедленно и бесповоротно выполнял все то, что мне поручали.
11. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
12. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
13 Я думаю, что я не более нервный, чем большинство других людей.
14. Я не слишком застенчив.
15. Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением.
16. Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.
17. Я краснею не чаще, чем другие.
18. Я часто расстраиваюсь из-за пустяков.
19. Я редко замечаю у себя сердцебиение и одышку.
20. Не все люди, которых я знаю, мне нравятся.
21. Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит.
22. Обычно я спокоен, и меня нелегко расстроить.
23. У меня часто бывают ночные кошмары.
24. Я склонен принимать все слишком всерьез.
25. Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость.
26. У меня беспокойный и прерывистый сон.
27. Я более чувствителен, чем большинство других людей.
28. В играх я предпочитаю скорее выиграть, чем проигрывать.
29. Бывает, что нескромные шутки и остроты вызывают у меня смех.
30. Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как, видимо, довольны другие.
31. Мой желудок сильно беспокоит меня.
32. Я постоянно озабочен своими материальными или служебными делами.
33. Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда.
34. Мне порой, кажется, что предо мной нагромождены такие трудности, которых не преодолеть.
35. Я легко прихожу в замешательство.
36. Временами я становлюсь настолько возбужденным, что это мешает мне заснуть.
37. Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных положений.
38. У меня бывают приступы тошноты и рвоты.
39. Я никогда не опаздываю на свидание или на работу.
40. Временами я определенно чувствую себя бесполезным.
41. Иногда мне хочется выругаться.
42. Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем-нибудь или с кем-нибудь.
43. Легко находит знакомства за пределами группы.
44. Старается избегать быть втянутым в спор.
45. Легко соглашается с предложениями других членов группы.
46. Оказывает сопротивление образованию группировок в группе.
47. Насмешлив и ироничен, когда раздражен.
48. Возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться
49. Предпочитает меньшую, но более интимную группу
50. Пытается не показывать свои истинные чувства.
51. Становится на сторону лидера при групповых разногласиях.
52. Инициативен в установлении контактов в общении
53. Избегает критиковать товарищей.
54. Предпочитает обращаться к лидеру
55. Не нравится, что отношения в группе слишком фамильярны.
56. Любит затевать споры.
57. Стремится удерживать свое высокое положение группе.
58. Склонен вмешиваться в контакты товарищей и нарушать их.
59. Склонен к «перепалкам», «задиристый».
60. Склонен выражать недовольство лидером.
Опросник состоит из 50 утверждений, которые направлены на диагностику «тревожности» и 10 утверждений шкал «лжи». Оценку результатов исследования необходимо производить путем подсчета результатов ответов, свидетельствующих о тревожности, для чего используется специальный ключ. Каждый такой ответ оценивается в 1 балл (16).
Оценка:
50 б. - очень высокий уровень тревожности,
25 - 40 б. - высокий уровень тревожности,
15 - 25 б. - средний уровень с тенденцией к высокой тревожности,
5 - 15 б. - средний уровень тревожности,
0 - 5 б. - низкий уровень тревожности,
Методика № 2 «Психосоциальный стресс» (напряженности) Л. Ридера
Скрининговая методика, состоящая их 7 утвержден...
Детская онкология. Руководство для врачей
Аннотация:Руководство «Детская онкология» представляет собой краткое изложение современного состояния детской онкологии в России и в ряде зарубежных с...
Регистр лекарственных средств России РЛС Доктор: Онкология и гематология. 18-й вып.
Детская психодиагностика и профориентация
Книга представляет собой сборник популярных тестов, предназначенных для профессиональной психодиагностики и профориентации детей. Тесты, включенные в...
Детская онкология. Национальное руководство
Технология управления стрессом в профессиональной деятельности
Понятие стресс-менеджмента. Способы борьбы со стрессом в профессиональной деятельности: реорганизация трудового процесса, фармакотерапия. Изучение при...