Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психоаналитическое учение Фрейда о культуре

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Анализ теории З. Фрейда - австрийского врача и психолога, основателя метода лечения неврозов, названного психоанализом и ставшего одним из наиболее влиятельных психологических учений ХХ в. Сущность жизни и смерти. Неофрейдизм и "культурный" психоанализ.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

В 1900 годах Зигмунд Фрейд выдвинул общепсихологическую теорию строения психического аппарата как энергетической системы, в основе динамики которой лежит конфликт между различными уровнями психики, прежде всего - сознанием и стихийными бессознательными влечениями. Расширяя сферу применения психоанализа, Фрейд попытался распространить его принципы на различные области человеческой культуры - мифологию, фольклор, художественное творчество, вплоть до истолкования религии как особой формы коллективного невроза. В целом идейная эволюция взглядов Фрейда шла от "физиологического материализма" и механизма школы Гельмгольца к утверждению автономии психического и антропологического построениям, близким натуралистическим разновидностям философии жизни. Влияние идей Фрейда сказалось на самых различных направлениях буржуазной философии и социологии.

Появилось такое течение, как фрейдизм - общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. фрейдизм с самого начала своего существования не представлял собой чего-то единого, двойственное отношение самого Фрейда к бессознательному, в котором он видел источник одновременно как творческих, так и разрушительных тенденций, обусловило возможность различного, иногда прямо противоположного истолкования принципов его учения. Широкое распространение фрейдизма началось после 1-й мировой войны 1914-18 и было связано как с общим кризисом буржуазного общества и культуры, так и с кризисом ряда традиционных направлений психологической науки. При этом различные направления фрейдизма стремились восполнить отсутствующее у Фрейда философское и методологическое обоснование положений его учения, опираясь на разные философские и социологические доктрины.

В конце 1930-х годов возник неофрейдизм, который стремится превратить фрейдизм в чисто социологическую и культурологическую доктрину, порывая при этом с концепцией бессознательного и с биологическими предпосылками учения Фрейда. Влияние фрейдизма особенно проявилось в социальной психологии, этнографии, литературоведении и художественной критике. Наряду с этим воздействие фрейдизма сказалось в теории и практике различных художественных модернистских течений (сюрреализм, претендовавший на расширение сферы искусства через привлечение бессознательного).

1. Основы теории Зигмунда Фрейда

1.1 Возникновение психоанализа

фрейд психоанализ невроз неофрейдизм

Фрейд Зигмунд (Freud Sigmund) (1856-1939), австрийский врач и психолог, основатель теории и метода лечения неврозов, названного психоанализом и ставшего одним из наиболее влиятельных психологических учений 20 века.

Психоанализ - теория личности и психопатологии;

- метод терапии личностных расстройств;

- метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума.

Фрейд родился во Фрайберге (Моравия) 6 мая 1856. В молодости интересовался философией и другими гуманитарными дисциплинами, однако постоянно ощущал потребность в изучении естественных наук. Поступил на медицинский факультет Венского университета, где получил степень доктора медицины в 1881, и стал врачом Венской больницы. В 1884 присоединился к Йозефу Брейеру, одному из ведущих венских врачей, который проводил исследования больных истерией с помощью гипноза. В 1885-1886 работал с французским невропатологом Жаном Мартеном Шарко в парижской клинике Сальпетриер. По возвращении в Вену занялся частной практикой. В 1902 работы Фрейда уже получили признание, и он был назначен профессором невропатологии Венского университета; этот пост он занимал вплоть до 1938. В 1938, после захвата нацистами Австрии, вынужден был покинуть Вену. Побег из Вены и возможность временно обосноваться в Лондоне были организованы английским психиатром Эрнстом Джонсом, греческой принцессой Марией Бонапарт и послом Соединенных Штатов во Франции Уильямом Буллитом. Умер Фрейд в Лондоне 23 сентября 1939.

В 1882 Фрейд начал лечение Берты Паппенхайм (обозначаемой в его книгах как Анна О.), которая ранее была пациенткой Брейера. Ее разнообразная истерическая симптоматика дала Фрейду огромный материал для анализа. Первым важным феноменом оказались глубоко скрытые воспоминания, прорывавшиеся наружу во время сеансов гипноза. Брейер предположил, что они связаны с состояниями, в которых сознание редуцировано. Фрейд считал, что подобное исчезновение из поля действия обычных ассоциативных связей (поля сознания) является результатом процесса, который он назвал вытеснением; воспоминания заперты в том, что он назвал «бессознательным», куда их «отправила» сознательная часть психики. Важной функцией вытеснения является защита личности от влияния негативных воспоминаний. Фрейд предположил также, что процесс осознания старых и забытых воспоминаний приносит облегчение, хотя и временное, выражающееся в снятии истерических симптомов.

Сначала Фрейд, как и Брейер, использовал гипноз для освобождения вытесненных воспоминаний, а позднее заменил его техникой т.н. свободных ассоциаций, в которой пациенту позволялось говорить все, что приходит в голову. Предложив концепцию бессознательного, теорию защиты и понятие вытеснения, Фрейд начал разработку нового метода, который он назвал психоанализом.

В процессе этой работы Фрейд расширил диапазон необходимых данных, включив в него сновидения, т.е. психическую деятельность, происходящую в состоянии редуцированного сознания, именуемом сном. Изучая свои собственные сны, он наблюдал то, что уже вывел из феномена истерии, - многие психические процессы никогда не достигают сознания и удаляются из ассоциативных связей с остальным опытом. Сравнивая явное содержание снов со свободными ассоциациями, Фрейд обнаружил их скрытое или неосознаваемое содержание и описал ряд адаптивных психических приемов, соотносящих явное содержание снов с их скрытым смыслом.

Затем Фрейд перешел к проблеме неврозов. Он пришел к выводу, что основной областью вытеснения является сексуальная сфера и что вытеснение происходит в результате реальной или воображаемой сексуальной травмы. Фрейд придавал большое значение фактору предрасположенности, которая проявляется в связи с травмирующим опытом, полученным в период развития и изменившим его нормальное течение.

От простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволюционировал к сложному психоанализу общества, культуры. Итогом его научных изысканий послужила теория психосексуального развития общества и индивида. В своем мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный и противоречивый путь. Делая свои первые шаги в области психиатрии, он руководствовался постулатами естественнонаучного материализма ХХ века, но как творец психоанализа ученый отошел от них в сторону идеалистическо-иррационалистической "философии жизни" (Шопенгауэр, Ницше и др.), под влиянием которой сложилось представление об основополагающем значении для человеческого поведения "психической энергии", присущей инстинктивно-физиологическим влечениям индивидов.

1.2 Структура личности

Фрейд разработал собственную топографическую модель личности: в психологической жизни человека можно выделить 3 уровня: сознание, предсознательное, бессознательное.

Сознание - ощущения и переживания, которые мы осознаем в данный момент. Эти ощущения осознаются лишь в течение короткого времени, а затем быстро погружаются на уровни предсознательного и бессознательного по мере того, как внимание человека переключается на другие сигналы.

Предсознательное - это доступная память, весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтанно или с минимальным усилием. С точки зрения Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психики.

Бессознательное - хранилище примитивных инстинктов + эмоции и воспоминания, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Согласно Фрейду, такой материал во многом определяет нашу повседневную жизнь.

В начале 20-х годов Фрейд ввел в анатомию личности три основных структуры: ИД, ЭГО и СУПЕРЭГО.

Согласно схеме, сфера Ид полностью неосознаваема, а Эго и Суперэго действуют на всех трех уровнях сознания.

Слово Ид происходит от латинского «оно» и по Фрейду означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Сфера Ид тесно связана с биологическими побуждениями (еда, сон, размножение), которые наполняют наше поведение энергией. Ид - нечто темное, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение на протяжении всей жизни человека. Принцип Ид - поиск удовольствия. Эго (от лат. «Я») - компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго заставляет человека учиться, думать, рассуждать, решать, запоминать, т.е. работает на самосохранение человека в социуме. Принцип Эго - принцип реальности. Эго направляет инстинкты в нужное русло, чтобы они удовлетворялись безопасным для индивидуума образом.

Суперэго (от лат. «сверх-я»). Организм человека не рождается с Суперэго: оно приобретается при общении с родителями, учителями и др. Это морально-этическая сила личност...

Другие файлы:

Гуманистический психоанализ
В предлагаемой хрестоматии представлены лучшие работы известного немецко-американского психоаналитика, психолога и философа Эриха Фромма , который пер...

О монографии Эриха Фромма "Искусство любви"
Говоря о монографии Эриха Фромма «Искусство любви», хотелось бы начать с некоторой предыстории, а именно немного сказать собственно о принадлежности э...

Культурологическая и сексуальная теория Фрейда
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА 2СОДЕРЖАНИЕСОДЕРЖАНИЕ 11.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА 21.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО" 31.2.КОНТ...

Культура в теориях З. Фрейда и К. Юнга
В истории духовной культуры, научного творчества вряд ли можно найти учение, которое вызывало бы столь резкие расхождения в оценках, чем учение австри...

Життєвий шлях З. Фрейда
Прихід Фрейда в медицину. Перший учитель Фрейда. Передумови створення психоаналізу. Внесок Фрейда в психологію і праці Фрейда. Життєвість, практична з...