Психические состояния и адаптация
Краткое сожержание материала:
Размещено на
26
Содержание
- Введение
- Основная часть
- 1. Представление о функциональном состоянии
- 2. Стресс и его стадии
- 3. Регуляция состояний, адаптация и совладение с негативными состояниями
- Заключение
- Глоссарий
- Список использованных источников
Введение
Психические состояния являются достаточно изученными в психологической литературе. Изучение феномена психических состояний позволяет прогнозировать и оптимизировать поведение и жизнедеятельность человека.
Психические состояния имеют широкий спектр проявлений от позитивных, до нейтральных и даже негативных. Одним из таких состояний является состояние стресса, которое непосредственно влияет на процесс адаптации личности. Понятие "стресс" используется все чаще в обыденной жизни, в литературе по различным научным направлениям. Данное многообразие сторон к рассмотрению явления стресса создает противоречивые и различные по содержанию трактовки данного понятия.
Психологические исследования психических состояний должны базироваться на специальных методологических принципах, которые до настоящего времени не разработаны в должной мере. Отход от этих принципов может лишить исследование состояний человека корректной содержательности. Само по себе изучение проблем динамики психических состояний и их последствий далеко от завершения. Поэтому все описанные нами данные и материалы не могут быть разделены на значимые и менее значимые в рамках рения проблемы психических состояний и адаптации человека.
Цель данной работы - изучить психические состояния, в частности явление стресса и его влияние на адаптацию человека.
Для достижения поставленной цели мы решали следующие задачи:
рассмотреть понятие психических состояний, стресса и адаптации;
раскрыть представления о психологических и физиологических подходах и аспектах изучения явлений психических состояний человека.
Объектом исследования выступает понятие "психические состояния".
Предметом исследования - психические состояния и их влияние на адаптацию человека.
Основная часть
1. Представление о функциональном состоянии
В современной психологии много внимания уделяется проблемам психических состояний. Первоначально необходимо определиться со значением данного термина.
Психическое состояние, по определению Сосновиковой Ю.М., - это конкретная структурная организация всех имеющихся у человека психических компонентов, обусловленная данной ситуацией и предвидением результатов действий, их оценкой с позиций личностных ориентаций и установок, целей и мотивов всей деятельности [3, с.45].
Психические состояния являются многомерным явлением, так как они способствуют организации всех психических процессов, всей деятельности человека в той или иной жизненной ситуации. Психические состояния представляют оценку ситуации, в которой находится человек. Зачастую на фоне функциональных состояний человека протекают фоном все жизненные события и явления.
Выделяют психические состояния эндогенные и реактивные [6, с.23]. Мясищев называет реактивные состояния - психогенными, то есть те, которые возникают в силу обстоятельств происходящих с человеком. В отличие от них, эндогенные состояния возникают под влиянием факторов самого организма.
Функциональные психические состояния имеют свой сложный состав и включают как временные параметры, такие как длительность, эмоциональность и другие, так и постоянные характеристики: причина возникновения, проявления и др. [7, с.37].
Среди многочисленных классификаций психических состояний в целом можно выделить: коматозное состояние, состояние наркоза, состояние гипноза, быстрый сон, медленный сон, пассивное бодрствование, активное бодрствование, психоэмоциональное напряжение, психоэмоциональная напряженность, психоэмоциональный стресс, фрустрация, аффект и др.
Остановимся кратко на характеристиках и особенностях некоторых из этих состояний.
Состояние активного бодрствования характеризуется выполнением той или иной деятельности, и не имеет эмоционального значения, на фоне низкого уровня мотивации. Такого рода состояние можно назвать состоянием покоя.
Психоэмоциональное напряжение - как еще один вид психических состояний появляется с повышением уровня мотивации, когда появляется значимая цель и существенная информация, значимая для человека. Примером такого состояния может быть выполнение профессиональной работы в рамках своей профессиональной деятельности. Так, Наенко назвал данное состояние "операциональным напряжением" [3, с.13].
Если ситуация, в которой находится человек, становится для него личностно значимой - то его психоэмоциоальное состояние повышается до уровня психоэмоциональной напряженности, называемое еще состоянием нервно-психического напряжения 3 степени. Мотивация человека в таком случае значительно повышается, так же как и чувство ответственности. Данное состояние напряжение сопровождается физиологическими изменениями: выбросом гормонов, учащением сердцебиением и тому подобное. При таком состоянии появляются различные формы отрицательного эмоционального реагирования: волнение, тревога, ожидание неудачи, провала. Описанное выше состояние близко к явлению психоэмоционального стресса.
Проанализировав психологическую литературу по вопросам функциональных состояний, можно заключить, что психоэмоциональное напряжение, психоэмоциональная напряженность и психоэмоциональный стресс представляют собой разные уровни проявления стрессовых реакций [6, с.83].
Если перейти к рассмотрению положительных функциональных психоэмоциональных состояний, то к такого рода состояниям можно отнести: удовольствие, состояние комфорта, радости, счастья, эйфории [5, с.29].
Данные состояние имеют совершенно иную природу происхождения и как следствие - иную природу проявлений. Положительные состояния человека характеризуются проявлением улыбки на лице, наличием удовольствия от общения с другими людьми, наличием ощущения принятия окружающими, уверенностью в себе и спокойствием, ощущением способности справиться с жизненными проблемами.
В частности, Аргайл выделили три группы факторов положительных эмоциональных состояний:
1) полнота переживаний и их глубина;
2) чувство успеха;
3) проявление чувства привязанности к людям [4, с.46].
Переживание положительно окрашенных психоэмоциональных состояний оказывает значительное влияние на жизнедеятельность человека в целом. Положительные состояние оказывают благотворное и помогающее действие в выполнении человеком тех или иных действий, способствуют достижению поставленных целей.
В классификации психических состояний можно выделить и соматопсихические состояния, такие как: голод, жажда, половое возбуждение.
Анализ литературы, в частности исследования Левитова, Ильина, Платонова, Лебедева, Горбова, позволяет выделить также состояния, возникающие в процессе трудовой деятельности, такие как: состояния утомления, переутомления, монотонии, состояния вдохновения и подъема, сосредоточенности и рассеянности, а также скуки и апатии.
2. Стресс и его стадии
Житейское понимание стресса сводится к трактовке его как болезни. Фундаментальной проблемой является то, что в повседневном обращении стресс неоправданно отделяют от таких понятий, как "напряжение", "давление", "требования" и "стрессоры". Иногда это понятие используют для описания чего-то присутствующего во внешней среде, в других случаях его используют для описания внутреннего чувства, зачастую подразумевают комбинацию стимула и реакции, временами это понятие могут использовать как синоним особого рода давления. В целом подобная путаница в общественном восприятии отражает отсутствие ясности в определениях, характерное для академической литературы.
Впервые термин "стресс" появился в журнале Psychological Abstracts в 1944 году. Некоторые авторы (например Pollock, 1988) утверждают, что употреблять термин, каким мы его знаем, начали относительно недавно. Поллок полагает, что хотя данный термин использовали на протяжении всего XIX века и связывали в целом с плохим здоровьем, он превратился в официальный только в последние несколько десятилетий. Однако Ньютон не соглашается с тем, что термин имеет недавнее происхождение, обнаружив определения стресса, которые очень близки нашему сегодняшнему пониманию, в Оксфордском словаре английского языка, изданном в XVI и XVII веках. Тем не менее, по-видимому, все согласны, что популярность это понятие приобрело начиная со Второй мировой войны [2, С.23].
Большинство приписывают популяризацию понятия "стресс" Гансу Селье, который в последние 50 лет много писал на тему стресса. Будучи биологом, Селье рассматривал стресс с физиологических позиций, как неспецифическую реакцию организма на любое предъявляемое к нему требование [7, С.13]. Под этим он понимал то, что существует типовая реакция на различные виды стрессоров, и он назвал этот набор реакций общим адаптационным синдромом. Термин "неспецифическая" относится к тому факту, что типовую реакцию вызывает шир...
Психические состояния и высшие психологические функции
Поведение человека как объект психологических исследований, восприятие внешнего мира и ассоциативная психология. Сохранение и узнавание объектов, взаи...
Психические состояния личности
Сущность психических состояний. Эмоциональные и волевые психические состояния. Особенности познавательных психических состояний. Индивидуальные свойст...
Психические состояния человека , их классификация и свойства
С точки зрения общей психологии в психическом состоянии выделяют : во-первых целостную характеристику псих. деятельности за определенный период времен...
Психические состояния человека, их классификация и свойства
Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают...
Чакры: энергетические центры трансформации
Чакры представляют собой психические центры тела. Они активны все время, независимо от того, осознает человек это или нет.Перемещающаяся сквозь чакры...