Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Профессиональные ошибки консультантов, их профилактика и предупреждение

Тип: контрольная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Возможные ошибки консультанта и пути их профилактики: коммуникативные, ошибки в стиле межличностных отношений, смешение роли консультанта с другими ролями, чуждыми в данной ситуации. Ошибки транзакции. Ситуация политического консультирования клиента.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КОРОЛЕВСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ

Контрольная работа

По дисциплине «Психологическое консультирование»

Тема «Профессиональные ошибки консультантов, их профилактика и предупреждение»

Выполнил студент

Назарова С. Н.

Группа

ПЗ-4

Проверила преподаватель

Костыря С.С.

Королев, 2010 г.

ПЛАН

Введение

1. Типовые ошибки Консультанта во взаимодействии с Клиентом

Заключение

Список литературы

Введение

Стремительные изменения общества в экономической сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих перемен приводят к тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство безысходности, незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне. В результате большое число людей нуждается в помощи психологических служб.

Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому консультированию.

Психологическое консультирование - это относительно новая область профессиональной деятельности психолога, которая сравнительно недавно выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с традиционными формами работы. Психологическое консультирование - непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях. Несомненно, это требует специальной, довольно основательной личностной и профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями, хотя для психолога - консультанта и они необходимы. Целью данной работы является описание и анализ личностных и профессиональных качеств практического психолога (психолога-консультанта).

1. Типовые ошибки Консультанта во взаимодействии с Клиентом

консультирование коммуникативный ошибка клиент

Ошибаться не только свойственно человеку: это - его главное занятие.

В. Крачковский

Ошибки Консультанта во взаимодействии с Клиентом могут быть весьма многообразны. Однако среди них можно выделить наиболее часто встречающиеся.

С самого начала беседы не стоит забывать о том, что консультативное воздействие - это, прежде всего, воздействие через слово: одна неточная формулировка или реплика - и клиент надолго может быть выбит из колеи, обидится на консультанта, замкнется, почувствует себя неуверенно и одиноко. И тогда психологу придется потратить много времени на исправление ситуации и восстановление контакта. К таким неудачным словам, которые, к сожалению, часто встречаются в речи консультанта, относится, например, слово "проблема". Употребление его в начале беседы до того, как его по отношению к себе применил сам клиент, может вызвать негативную реакцию. "Проблема" может прозвучать для человека как приговор или диагноз, в то время, как он может совершенно иначе оценивать свою ситуацию. Другая, часто встречающаяся ошибка начинающих консультантов, - излишняя фиксация внимания клиента на особенностях ситуации консультирования репликами типа: "Не бойтесь", "Не напрягайтесь", "Даже если Вам будет стыдно говорить о чем-то, Вы...". В какой бы форме они не прозвучали, из них следует, что здесь можно чего-то бояться, стыдиться, в связи с чем-то напрягаться и т.д.

Следующая ошибка связана со стремлением психолога (из благих намерений, конечно же) давать советы. Однако дать совет - это одна из труднейших задач.

Личность нельзя изменить советами. От выслушивания совета не устраняется сама причина проблемы, а клиент слагает ответственность за последующее развитие событий на консультанта ("плохой совет").

Со стремлением советовать тесно связана и другая ошибка -перенесение на клиента своей системы ценностей. Оценочный подход к действиям клиента, направление его мыслей в русле своего понимания жизни (жизненной философии) нивелирует личность, снижает самооценку человека. Недопустимы выражения, показывающие, какие чувства клиент может, имеет право испытывать, а какие - нет.

Возможные ошибки консультанта, допускаемые в ситуации консультирования представлены в таблице (см. табл. 5), показывающей также и пути их профилактики.

Ошибки Консультанта можно разделить на стратегические - приводящие либо к отказу Клиента от услуг Консультанта, либо к резкому ухудшению качества результата - обучения Клиента, коррекции его поведения, выигрыша кампании и т.д., и тактические - вызывающие временное ухудшение взаимодействия, напряженность отношений, некоторое снижение качества "продукта" консультирования.

И тактические, и стратегические ошибки Консультанта во взаимодействии с Клиентом могут лежать как в области коммуникации, так и в других, например, в сфере содержания обучения, неумения Консультанта сыграть необходимую по ситуации роль, или в отсутствии у Консультанта способности к эмпатии.

Коммуникативные ошибки

Среди коммуникативных ошибок Консультанта наиболее характерными являются следующие:

1. Неумение или нежелание Консультанта установить контакт с Клиентом во время их взаимодействия, особенно во время их первой встречи. Эта ошибка может серьезнейшим образом повлиять на решение Клиента о дальнейшем взаимодействии. Неумение установить контакт может проявиться в скованной жесткой позе, в отсутствии улыбки и контакта глазами, в монотонной, бесцветной, эмоционально бедной речи.

Другой вариант ошибочного поведения Консультанта при установлении контакта с Клиентом - "гиперактивность", развязная манера держаться, похлопывание его по плечу, неоправданно резкое сокращение дистанции.

Консультант может начать свой контакт с Клиентом, будучи неуверенным в своих силах, что неминуемо скажется в мимике, жалкой позе, просящих интонациях, заискивающем взгляде.

Нередко во время своего первого контакта с Клиентом Консультант старается "задавить" его интеллектом, показать свое превосходство. Это проявляется в менторских интонациях, снисходительных жестах, в улыбке "всезнающего" человека.

Все эти ошибки Консультанта самым печальным образом могут сказаться на развитии отношений с Клиентом, вплоть до отказа последнего от дальнейшего взаимодействия.

2. Смещение беседы с интересов Клиента на другие темы. Даже, казалось бы, такая фраза, как "мне очень интересно сегодня встретиться с Вами, с таким выдающимся политиком", которая является явным комплиментом, может осложнить взаимодействие с Клиентом. Консультант не должен говорить ни о собственных интересах, ни о чем другом, кроме как об интересах Клиента. Это является аксиомой для политического Консультанта. Когда Консультант говорит Клиенту о вещах, связанных с целями их взаимодействия, но связь эта не очевидна для Клиента, то он теряет интерес к разговору и, возможно, захочет его прекратить.

3. Неумение Консультанта быть хорошим слушателем. Уже говорилось, что Консультант обязан уметь слушать так же хорошо, как и говорить. Очень важно, чтобы он выслушивал Клиента внимательно и заинтересованно. Отсутствие внимания и интереса со стороны Консультанта Клиент может связать как с низким профессиональным уровнем, так и с собственной "неинтересностью", что может быть обусловлено заниженной самооценкой. Нет нужды повторять, что это лишний раз может травмировать Клиента, и травма будет ассоциироваться с процессом консультирования.

Перебивание любого собеседника - дело явно неблагодарное: наживешь недоброжелателя. Если же Консультант себе это позволяет, то он может не только потерять Клиента, но и получить в его лице человека, который навсегда разочаруется в самом жанре политического консультирования.

Иногда Консультант перебивает Клиента не в силу собственной невежливости, а потому, что их взаимодействие ограничено во времени по инициативе Клиента, который вечно занят, но тратит драгоценное время, отведенное для консультации, на пустые разговоры. И тем не менее, лучше дать ему договорить даже то, что Консультанту уже ясно и понятно. Консультант должен хорошо помнить, что их беседа с Клиентом - не только обмен содержательной информацией, но и обмен эмоциями, а также "терапевтическое" взаимодействие. Рациональность - не единственный критерий успешной коммуникации!

4. Неумение Консультанта справиться с желанием покритиковать Клиента. Иногда при общении с напыщенным, властным политиком, говорящим откровенную, с точки зрения Консультанта, нелепицу, его обуревает желание поставить Клиента на место, выразить свое отношение к нему, его поведению и содержанию текста. Нападать на Клиента нельзя! Клиент обратился к Консультанту не за тем, чтобы тот его критиковал, а за помощью, в которой он нуждается. Большинство клиентов весьма болезненно относятся к критике, особенно если она касается их личности, повед...

Другие файлы:

Профессиональные врачебные ошибки, пути их предупреждения
Объективные, субъективные и смешанные профессиональные ошибки врача ветеринарной медицины. Анализ врачебных ошибок как один из путей формирования мышл...

Акцентологические ошибки в речи учащихся начальных классов, их предупреждение и преодоление
Теоретико-методологические основы работы над исправлением акцентологических ошибок. Причины изменения и колебания русского ударения. Наиболее частотны...

Лидер и его команда. Практика работы тренеров и консультантов в организациях
В сборнике представлен опыт работы тренеров и консультантов, работающих на факультете психологии и в Центре корпоративного обучения и консультирования...

Близорукость и ее профилактика
Нормальное развитие зрения у детей. Зрительная система младенца. Близорукость (миопия) у детей — одно из самых распространенных школьных заболеваний....

Профилактика заболеваний пародонта у детей. Диспансеризация
Первичная профилактика - предупреждение заболеваний пародонта. Выявление и лечение ранних стадий заболевания. Восстановление функции жевательного аппа...