Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Программа диагностики стрессоустойчивости у спортсменов различных видов спорта

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Теоретическое обоснование методик диагностики стрессоустойчивости у спортсменов. Копинг как осознанное рациональное поведение, направленное на устранение стрессовой ситуации. Программа диагностики спортсменов на определение ведущих стресс-факторов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ СПОРТА

Минск, 2010

Оглавление

Введение

Общая характеристика работы

Глава 1 Теоретическое обоснование методик диагностики стрессоустойчивости у спортсменов

Глава 2 Описание комплекса методик

Глава 3 Анализ внедрения программы диагностики стрессоустойчивости у спортсменов

Заключение

Практические рекомендации

Список использованной литературы

Введение

Повседневная жизнь современного человека связана со стрессом, который отражается на профессиональной деятельности, снижая производительность труда, может привести к непродуманным, поспешным решениям, приносящим отрицательный результат. Экстремальные условия труда стимулируют развитие стресса. Ученые всерьез задумались о причинах, вызывающих стресс, и о его влиянии на повседневную жизнь человека (Л.Д. Гиссен; Е.П. Ильин; В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов и др.). Стресс представляет собой состояние напряжения, возникающее в организме человека под влиянием неблагоприятных воздействий, называемых - стресс-факторами [2,5,10].

В спорте существует много стрессогенных факторов, которые негативно сказываются на спортивных результатах. Основными источниками эмоциональных реакций являются: необычность, внезапность; интенсивная или избыточная мотивация; сложность выполняемой задачи. Так как спортивная деятельность является экстремальной, то влияние стресс-факторов на спортсменов не исключено. Одним из способов преодоления стресса является копинг-стратегия. Изучение поведения человека в экстремальных ситуациях привело к выявлению механизмов совладания со стрессом, или копинг-механизмов, определяющих успешную или неуспешную адаптацию.

Копинг рассматривается как осознанное рациональное поведение, направленное на устранение стрессовой ситуации. Функции совладения связаны с поддержанием внешнего и внутреннего благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями. Копинг-поведение зависит не только от личности субъекта, ее мыслей, чувств и действий, но и от самой ситуации, что может проявляться на поведенческом, эмоциональном и познавательном уровне [3,13].

Прямой обязанностью спортивных психологов является разработка и внедрение необходимых программ для формирования конструктивного копинг-поведения у спортсменов.

Прежде чем приступить к разработке таких программ, необходимо составить программу диагностики спортсменов на определение ведущих стресс-факторов влияющих на спортсменов, а так же на преобладающие копинг-стратегии.

Общая характеристика работы

стресс спортсмен копинг диагностика

Актуальность темы исследования

В спорте существует много стрессогенных факторов, которые негативно сказываются на спортивных результатах. Основными источниками эмоциональных реакций являются: необычность, внезапность; интенсивная или избыточная мотивация; сложность выполняемой задачи. Так как спортивная деятельность является экстремальной, то влияние стресс-факторов на спортсменов не исключено. Одним из способов преодоления стресса является копинг-стратегия. Изучение поведения человека в экстремальных ситуациях привело к выявлению механизмов совладания со стрессом, или копинг-механизмов, определяющих успешную или неуспешную адаптацию. И прямой обязанностью спортивных психологов является разработка и внедрение необходимых программ для формирования конструктивного копинг-поведения у спортсменов.

Для составления данных программ необходима программа диагностики, направленная на изучение стресс-факторов и доминирующие копинг-стратегии.

Объект исследования: программа диагностики стрессоустойчивости.

Предмет исследования: механизм внедрения программы дианостики в учебно-тренировочный процесс.

Цель исследования: внедрить разработанную программу диагностики в учебно - тренировочный процесс.

Гипотеза: внедрение программы диагностики стрессоустойчивости у спортсменов в учебно-тренировочный процесс прошло успешно.

Задачи:

1.Дать теоретическое обоснование методик диагностики стрессоустойчивости у спортсменов.

2.Охарактеризовать комплекс подобранных методик.

3.Оформить акт внедрения данной программы диагностики.

4.Составить рекомендации по результатам диагностики.

Методы исследования: теоретико-библиографический анализ, психодиагностические методики: копинг-поведение в стрессовых ситуациях (адаптированный вариант Т.А.Крюковой), «Соревновательные стресс - ситуации (Р.Фрестера), «Самочувствие в экстремальных условиях» (А.Волков, Н.Водопьянова).

Глава 1 Теоретическое обоснование методик диагностики стрессоустойчивости у спортсменов

Любая деятельность человека не происходит изолированно от окружающей среды. Объекты и явления внешней среды постоянно оказывают воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности, причем часто их воздействие носит отрицательный характер. Человеку приходится адаптироваться в постоянно меняющихся условиях окружающей среды.

Экстремальные условия труда и обитания современного человека стимулируют развитие стресса. Это состояние чрезмерно сильного и продолжительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Оно нарушает нормальное поведение индивида.

Началом учений о стрессе принято считать статью Г Селье «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», опубликованную в 1936 году. Слово "стресс" в переводе с английского обозначает - давление, напряжение. Термин "стресс" используется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры) [1, 6, 7, 12 и др. ].

Стресс - это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий;

Стресс - это неспецифическая защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды.

При воздействии стрессов происходит снижение некоторых физиологических процессов (стадия «шока»), затем включаются защитные механизмы, организм начинает перестраиваться (стадия «противошока»). После этого наступает стадия повышенной резистентности, когда функциональные возможности организма повышаются выше исходного уровня, но существуют примеры, что при действии очень сильных стрессоров это стадия может не наступить. Следующая стадия истощения, защитные механизмы организма снижаются и если действие стрессоров не прекращается, то может наступить летальный исход.

Многие ученые занимались исследованием стресса: В.Л. Марищук, Л.Д. Гиссен, В.Н.Цыган, В.С. Мерлин и др. «Р. Лазурус развивая учение о стрессе, выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, при котором человек оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую, трудную» (цит. 4;c.11). При физиологическом стрессе адаптационный синдром возникает только при непосредственной встрече с раздражителем, а при психологическом адаптация наступает заблаговременно.

Психологический стресс отличается от всех других его видов наличием в структуре развития состояния опосредующей переменной - угрозы, т.е. сведений, символов, предвосхищающих будущее столкновение человека с какой-то опасной для него ситуацией. Психологический раздражитель действует опосредованно (через внутренние условия - сознание). Причина психологического стресса - эмоциональное возбуждение, связанное с переживанием эмоций (т.е. эмоции сигнализируют человеку о том, что его ждет в будущем). Психологический стресс возникает заблаговременно (до встречи с раздражителем, например, за неделю, за день…).

Психологический стресс - это состояние чрезмерной психической напряженности и дезорганизации поведения, которое развивается в результате угрозы или реального воздействия экстремальных факторов социального, психологического, экологического и профессионального характера[2].

В спорте существует много стрессогенных факторов, которые оказывают влияние на спортивные результаты. По мнению некоторых ученых (Н.И. Наенко, П. Фресс) в спорте основными источниками эмоциональных реакций являются: необычность, внезапность; интенсивная или избыточная мотивация; сложность выполняемой задачи. С точки зрения П.В. Симонова эмоциональное напряжение можно представить в качестве функции двух основных групп факторов: интенсивности мотивации и неопределенности ситуации протекания деятельности. Поэтому есть необходимость изучать влияние стрессовых ситуаций на спортсменов и определять рациональность индивидуального подхода к решению сложных проблем самими спортсменами.

Одним из способов преодоления стресса является копинг-стратегия. Изучение поведения человека в стрессовых ситуациях привело к выявлению механизмов совладания, или копинг-механизмов, определяющих успешную или неуспешную адаптацию. Впервые т...

Другие файлы:

Биомеханика
Учебник написан в соответствии с новой программой изучения биомеханики в высших учебных заведениях. Большое внимание уделено биомеханическому обоснова...

Программа формирования стрессоустойчивости учащихся старших классов
Понятие, функции и структура стрессоустойчивости, основные факторы, влияющие на ее развитие. Методика разработки программы формирования стрессоустойчи...

Психологический анализ стрессоустойчивости работников пожарной службы
Влияние экстремальных условий и видов деятельности на психоэмоциональное состояние личности. Психологические детерминанты ее стрессоустойчивости. Иссл...

Генеалогические аспекты прогнозирования быстроты тренируемости единоборцев
В последние годы все большее значение придается роли семейной наследуемости в детерминации тренируемости спортсменов различных видов спорта. Имеются с...

Гендерные различия стрессоустойчивости сотрудников органов внутренних дел
Теоретические аспекты изучения стрессоустойчивости сотрудников органов внутренних дел. Организация исследования и диагностирования гендерных различий...