Проблемы формирования элементов математического представления у детей с задержкой психического развития
Краткое сожержание материала:
14
Размещено на http:///
Размещено на http:///
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования элементов математического представления у детей ЗПР
- 1.1 Психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР
- 1.2 Особенности ФЭМП в дошкольном возрасте у детей в норме
- 1.3 ФЭМП у детей с ЗПР
- 1.4 Использование коррекционных технологий по ФЭМП
- Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей дидактических игр в процессе ФЭМП с дошкольниками с ЗПР
- 2.1 Цель, задачи, гипотеза и методы исследования особенностей ФЭМП у дошкольников с ЗПР
- 2.2 Результаты экспериментального исследования
- 2.3 Практические рекомендации воспитателям по ФЭМП у дошкольников с ЗПР
- Заключение
- Список литературы
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.
ФЭМП подразумевает знакомство с геометрическими фигурами и геометрическими телами, с понятием «образование числа», количественным счётом, порядковым счётом. Умение присчитывать и отсчитывать предметы, сравнивать предметы по одному и нескольким признакам, ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, ориентироваться во времени. Устанавливать последовательность событий. Конструирование: умение составлять предмет из частей, из палочек и т. д.
Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания- сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребёнку максимально доступный ему объём знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.
В системе коррекционно-педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью важная роль принадлежит формированию элементарных математических представлений. Математика изучает реальный окружающий мир, и математические представления опосредованно связаны с этим миром.
Математическая подготовка дает ребенку возможность правильно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем, выполнять элементарные арифметические действия в игровой, трудовой, конструктивной, изобразительной, бытовой деятельности.
У нормально развивающихся детей преддошкольный возраст является благоприятным для подготовки к усвоению начальных математических знаний. Своевременная деятельность всех органов чувств ребенка обеспечивает широкие возможности дифференцированного восприятия разных качеств (цвета, формы, величины) и количеств предметов окружающего мира. Ребенок способен адекватно воспринимать окружающую действительность, обретать собственный жизненный опыт.
Органическое поражение центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза обусловливает нарушения психического развития. Формирование познавательной деятельности у ребенка происходит замедленно, отличается своеобразием и специфическими особенностями (В. Г. Петрова, Е. А. Стребелева). Снижение общей психической активности у детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью приводит к ограниченности их жизненного опыта, недостаточности эмоционально-волевой сферы и поведения. Дети с интеллектуальной недостаточностью не испытывают потребности в познании, у них отмечается отсутствие интереса, внимания к предметам ближайшего окружения: они не удерживают взгляд на объектах, не рассматривают их (Н. Г. Морозова, А. А. Катаева). Чувственный опыт оказывается бедным и недостаточным. В свою очередь, успешность формирования математических представлений находится в прямой зависимости от того, на какой ступени чувственного познания находится ребенок, насколько точны его представления об отношениях реальных предметов. Чувственное познание дает первичную информацию об объектах окружающего мира в виде отдельных наглядных представлений о них и осуществляется в результате прямого контакта ребенка, его органов чувств с познаваемым объектом. Отсутствие активности сенсорных процессов затрудняет накопление опыта восприятия качеств и разных количеств предметов у детей с интеллектуальной недостаточностью. Оказываются несформированными первоначальные представления о совокупностях, состоящих из однородных и разнородных предметов. Мыслюк В.В. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие для педагогов. - Мн.: Народная асвета, 2007 - с. 18
Цель данной работы - рассмотреть особенности использования дидактических игр в процессе ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи:
1. Изучить научную, методическую литературу по исследованию ФЭМП.
2. Проанализировать особенности ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста в норме.
3. Провести теоретический анализ особенностей ФЭМП у детей с задержкой психического развития.
4. Провести экспериментальное исследование особенностей использования дидактических игр в процессе ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
5. На основании теоретического анализа и эксперимента сделать выводы об особенностях использования дидактических игр в процессе ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Объектом исследования является выступает формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом - особенности ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Гипотеза исследования заключается в том, что дети старшего дошкольного возраста с ЗПР выявляют недостаточную подготовленность к изучению математики из-за более низкого уровня исходных математических знаний, чем у детей в норме.
В исследовании участвовали 10 детей в возрасте 6 - 7 лет.
База исследования: «Детский сад № 63 комбинированного вида» г. Кандалакша
Методики исследования.
При определении содержания элементарных математических знаний у детей использовалась Типовая программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Р .А. Курбатовой , Н.Н. Поддьякова.
В работе были применены следующие методы исследования: анализ теоретической психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования элементов математического представления у детей ЗПР
1.1 Психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР
В психологических исследованиях по проблеме задержки психического развития в дошкольном возрасте содержатся сведения, позволяющие раскрыть особенности познавательной деятельности дошкольников с ЗПР и охарактеризовать некоторые другие аспекты их развития. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. -- М.: Гном-Пресс, 2002. - с. 17
Задержка психического развития (ЗПР) -- это психолого-педагогическое определение для наиболее встречающейся патологии в психофизическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Таким образом, задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности.
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7--10 лет, так как этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности.
В медицине ЗПР относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности. С точки зрения клиницистов, это состояние характеризуется прежде всего замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. Широко использовавшийся ранее термин «временная задержка психического развития» применим лишь к части случаев ЗПР, наиболее тесно примыкающей к норме, тогда как большая их часть отличается более стойкой, хотя и легкой интеллектуальной недостаточностью и менее выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию, возможной только в условиях специального обучения и воспитания. Однако и эти состояния имеют свои клинико-психологические особенности, и при них наблюдается тенденция к сглаживанию интеллектуального дефекта. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб.пособие для вузов - М.: Феникс, 2006. -- с. 262
Причинами разнообразных отклонений в развитии мозга являются патология беременности, в том числе тяжелый токсикоз, перенесенный матерью вирусный грипп, малярия, гепатит, алкогол...
Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Физиологические основы и особенности формирования развития мелкой моторики рук. Характеристика детей с задержкой психического развития. Роль дидактиче...
Особенности коррекции нарушений лексики у старших дошкольников с задержкой психического развития
Современные представления о лексической стороне речи. Современные представления о задержке психического развития. Принципы, направления и организация...
Пространственно–временные представления: исследование и формирование у детей с задержкой психического развития
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Коррекционно-логопедическая работа по формированию у детей с...
Самооценка детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Анализ закономерностей формирования самоо...
Особенности внимания у детей с задержкой психического развития
Проблема обучения детей с задержкой психического развития дошкольного возраста, их психолого–педагогическая характеристика, специфика внимания. Органи...