Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Проблема формирования межкультурной компетенции посредством тренинга

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Анализ тенденций в сфере управления конфликтными ситуациями в монокультурном и поликультурном межличностном общении. Причины возникновения и способы управления конфликтными ситуациями. Значение метода тренинга в формировании межкультурной компетенции.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

1. Теоретические основы формирования способов управления конфликтными ситуациями в межличностном общении

1.1 Понятие и структура конфликта

1.2 Классификации конфликтов

1.3 Стратегии управления конфликтными ситуациями

2. Практические аспекты формирования межкультурной компетенции
посредством тренинга

2.1 Анализ монокультурных конфликтов

2.2 Анализ поликультурных конфликтов

2.3 Сравнительный анализ, выявление тенденций

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Введение

Актуальность исследования тенденций в существующих на сегодняшний день стратегиях управления монокультурными и поликультурными конфликтами продиктована рядом обстоятельств:

в нынешних социокультурных обществах у людей сложились условия, вынуждающие к частым вступлениям в контакт с разными людьми в разных ситуациях;

для продуктивной деятельности человек сегодня должен уметь преодолевать неизбежные трудности, возникающие при соприкосновении с его окружением;

межличностные конфликты в поликультурной среде являются предметом многочисленных исследований, что вызвано активными процессами экономической глобализации и культурной интеграции. Изучение вопросов возникновения, классификации и способов управления конфликтами в целом находит отражение в работах Льюиса Козера, Карла Маркса, Георга Зиммеля и Томаса Кеннета.

Несмотря на многообразие научных исследований, посвященных вопросам управления конфликтами, проблема определения , остается мало исследованной. Таким образом, актуальность проблемы и ее нерешенность применительно к образовательному процессу гуманитарного профиля обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: какое влияние оказывает тренинг на формирование межкультурной компетенции студентов вуза?

Цель исследования заключается в идентификации и анализе тенденций в сфере управления конфликтными ситуациями в монокультурном и поликультурном межличностном общении.

Объектом исследования выступает процесс формирования межкультурной компетенции студентов при прохождении межкультурного тренинга.

Предметом исследования является межкультурная компетенция студентов, формируемая при непосредственном прохождении тренинга, направленного на формирование и повышение уровня межкультурной компетенции.

Гипотеза исследования заключается в предположении, конфликт является неотъемлемой частью общественной жизни, чётко разграничивает различные группы и их интересы, усиливает социальный контроль, ведёт к объединению сил для принятия решений.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:

Произвести выборку видеофрагментов конфликтных ситуаций из голливудского кинематографа.

Определить оптимальные классификации причин возникновения и способов управления конфликтных ситуаций.

Проанализировать и классифицировать все видеофрагменты.

Определить основные тенденции в управлении конфликтами.

Методологическую и теоретическую базу исследования составили: теоретические подходы к пониманию феномена культуры в целом, культуры личности в частности (А. И. Арнольдов, С. А. Арутюнов, М. С. Каган, В. М. Межуев и др.), а также базовой культуры личности (Н. М. Лебедева, А. П. Садохин, Т. Г. Стефаненко); методология мультикультурализма, поликультурности и культуры межнационального общения (Р. Х. Шакуров, W. B. Gudykunst); работы западноевропейских учёных в области социологии, теории коммуникации, лингвистики, прагмалингвистики, этнологии и психологии (G. Maletzke, H. Gцhring, J. Rehbein, V. Hinnenkamp, J. Bolten, K. Knapp, A. Knapp-Potthoff, K. Roth, A. Thomas и др.).

В исследовании применялись теоретические и эмпирические методы: анализ психолого-педагогической, лингвометодической и культурологической литературы по теме исследования; обобщение педагогического опыта; наблюдение; тестирование; анкетирование; педагогическое моделирование; организация и анализ опытно - экспериментальной работы; статистические методы обработки экспериментальных данных; графическая интерпретация результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в определении основных тенденций в способах управления конфликтами, преобладании деструктивности либо реструктивности в монокультурных и поликультурных конфликтов.

Практическая значимость исследования: представленный в исследовании материал призван способствовать повышению качества подготовки специалиста в вузе; материалы и рекомендации, опубликованные по результатам исследования, могут быть внедрены в практику подготовки специалистов языковых специальностей в Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете и могут быть успешно применены при создании тренинга, направленного на повышение межкультурной компетенции.

По структуре данная работа состоит из двух глав, введения и заключения, списка использованных источников, включающего 34 наименования и четырех приложений.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется цель и задачи работы, определяются объект и предмет исследования. Первая глава «Теоретико-методологические основы межкультурной коммуникации» посвящена изложению понятия межкультурная компетенция, проблеме ее формирования в вузе, а также рассмотрению основных моделей существующих на сегодня межкультурных тренингов и их роли в формировании межкультурной компетенции. Во второй главе «Технология формирования межкультурной коммуникации на основе тренинга» представлен аналитический разбор разработанной модели тренинга, выявлены его основные характеристики и рассмотрены условия его реализации.

1. Теоретические основы формирования межкультурной компетенции на гуманитарном факультете посредством тренинга

1.1 Понятие и структура межкультурной компетенции

Последние несколько десятилетий вопросы межкультурного обучения являлись предметом пристального внимания ученых. В 90-ые годы понятие «межкультурная компетенция» прочно вошло в методический «обиход». Тем не менее, психологии и методике до сих пор не существует единого определения межкультурной компетенции, что объясняется, на наш взгляд, неоднозначностью данного понятия, его многоаспектностью и многосторонностью.

Ряд исследователей за рубежом подходят к определению межкультурной компетенции с бихейвиористической позиции и выделяют ряд поведенческих качеств личности, которые и составляют компетенцию при коммуникации с представителями иных культур [1, с. 14]. Среди таких качеств выделяются следующие: проявление уважения и позитивной оценки другого человека; лишённая предубеждений позитивная реакция на поведение другого индивида; принятие точки зрения собеседника, способность взглянуть на событие с его позиции; толерантность к неожиданному повороту событий, способность справиться с ранее неизвестной и неопределённой ситуацией, не показывая своего замешательства.

Данная структура межкультурной компетенции является ограниченной и не учитывает многообразие культурных ситуаций, в которых человек может оказаться в процессе общения с представителями иной культуры. В данной модели не выделены никакие культурологические элементы, а также знание языка и культурных фактов. С нашей точки зрения, наличие у личности только этих поведенческих качеств не может обеспечить познания культуры и формирования межкультурной компетенции, хотя данные качества можно рассматривать как условия эффективного межличностного общения и части общей модели межкультурной компетенции.

К. Кнапп предлагает более совершенную и современную модель межкультурной компетенции, которую автор определяет, как «способность достигать в равной степени успешного понимания как представителей других культур и коммуникационных сообществ, так и представителей своей культуры» [2, с. 7]. Исследователь выделяет следующие компоненты этой способности: знание моделей и коммуникативных действий и их интерпретации как в своей собственной, так и в изучаемой культуре, а также в языке; общие знания об отношениях между культурой и коммуникацией, включая зависимость образа мыслей и поведения от специфических для данной культуры особенностей мышления, а также различий между культурами, которые определяются этими особенностями; набор стратегий для стабилизации взаимодействия, т.е. для решения возникающих в процессе коммуникации трений и проблем.

Основным достоинством данного подхода является выделение двух взаимосвязанных сторон межкультурной компетенции личности - способность понимать родную и чужую культуру. Ещё одним положительным моментом представляется установление связи между мышлением и поведением, что выводит межкультурную компетенцию на более осознанный и культурологический уровень. В целом, модель К. Кнапп в основном ориентирована на поведенческий аспект при общении с представителями другой культуры и не подразумевает общения как обмена культурными смыслами, в ходе которого происходит понимание и познание культуры.

Очень интересно использование образа зрения одним и обоими...

Другие файлы:

Формирование межкультурной компетенции на уроках иностранного языка в средней школе
Понятия межкультурной коммуникация и компетенции в современной педагогической науке. Анализ различных взглядов на обучение общению на иностранном язык...

Формирование межкультурной компетенции с помощью интернет
Особенности формирования межкультурной коммуникативной компетенции. Формирование образовательных компетенций учащихся школы. Становление основ межкуль...

Пути формирования межкультурной компетенции социального антрополога
Возникновение понятия межкультурной компетентности. Значения межкультурной компетентности для специалиста социальной антропологии. Межкультурная интег...

Роль коммуникативно-прагматических аспектов в формировании межкультурной компетенции учащихся средствами английского языка
Коммуникативно-прагматическая модель обучения английскому языку. Исследование уровней сформированности лингвострановедческого, социокультурного и праг...

Практические аспекты формирования межкультурной коммуникации средствами невербального общения
Понятие невербального общения и его роль в процессе коммуникации. Межкультурная компетенция как показатель владения иностранным языком. Выявление мето...