Проблема смысла в современных психолого-педагогических исследованиях
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Введение
В традиции постмодернистской философии принято отрицать существование в человеке чувственно-смысловой целостности. Отказ от «узаконивания» одной из возможных систем ценностей и смыслов может рассматриваться как этап «аксиологической революции», вслед за которым следует поиск позитивного решения возникшей проблемы. Образовательная практика свидетельствует о необходимости определения ценностно-смысловых оснований для построения педагогической деятельности и рассматривает ценностно-смысловое развитие личности ребенка в образовательном процессе как цель и один из главных его результатов.
Так, воспитание, которое в условиях современных социокультурных преобразований утратило привычные ценностно-смысловые основания, приобретает конкурентно-рыночный характер, осуществляется большей частью стихийно либо на уровне мероприятий, вне опоры на внутренние механизмы становления личностных ценностей и смыслов, вне духовно-нравственных традиций воспитания.
ПРОБЛЕМА СМЫСЛА В СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Современное когнитивно ориентированное обучение не обеспечивает учащемуся необходимого для личностного роста опыта эмоциональных, ценностно-смысловых, духовно-нравственных переживаний, не имеет достаточных условий и средств для формирования личностных смыслов в рамках предметного материала. Педагоги до сих пор не имеют собственной идеологии воспитания, так как сами стали "заложниками" изменений в обществе (низкий статус, низкая оплата труда, социальная незащищенность). Многие педагоги не ощущают в себе состоятельных воспитателей, поскольку, пережив социальный кризис в 90-х гг., испытывают трудности в определении ценностно-смысловых основ свой деятельности, жизненной перспективы.
В соответствии с современными тенденциями гуманизации и гуманитаризации образования, целью и результатом образовательного процесса может выступать «личностное знание» (М.Полани) или «живое знание» (В.П.Зинченко), выстроенное на ценностно-смысловой основе.
Одной из основных задач педагога, таким образом, становится формирование ценностно-смысловых компонентов личности учащегося, работа не только с предметным содержанием образования, но и со смысловой компонентой знания, его аксиологическими, мировоззренческими составляющими. Следовательно, процесс обучения должен обеспечиваться особыми, смыслоориентированными компетенциями педагога, предполагающими понимание внутренних механизмов личностного развития, позволяющими актуализировать ценностно-смысловые структуры личности обучаемого, "включить" механизмы смыслопоисковой и смыслоориентированной деятельности.
К основным условиям, обеспечивающим достижение указанных целей, можно отнести прежде всего следующие методологические ориентиры в построении гуманитарной образовательной практики: целостный подход к человеку, понимание сложных связей биологического, психологического и социального аспектов развития и становления личности; обращение к философским, духовно-нравственным, аксиологическим, культурологическим основам современного образования как основе для формирования его гуманистически ориентированных целей и ценностей; психологизацию образования, его направленность к фундаментальным личностным структурам и интимным процессам их порождения, признание их уникальности и диалогичности по способу существования и порождения; в качестве личностного и индивидуального способа трансформации культуры выявление закономерностей возникновения «живого», осмысленного знания из системы общекультурных значений.
Современные представления о процессе воспитания
Современные представления о процессе воспитания, его содержательные и процессуальные характеристики могут быть продуктивно осмыслены с позиций теорий личности и современных подходов в психотерапии, психологическом консультировании и психокоррекции, позволяющих выделить важнейшие механизмы смыслообразования и проанализировать практику смыслоконструирования.
Переход позиции учащегося в процессе обучения от рецептивно-информационного к смыслоориентированному типу обеспечивается следующей группой условий: а) создание особой атмосферы педагогического взаимодействия (присутствие, совместное проживание и переживание, со-бытийность, диалог, актуальное построение знания); б) использование психотехнических средств для расширения области понимания (из различных психологических консультативных подходов); в) на базе герменевтики и семиотического подхода - создание возможности для интерпретативной активности учащихся, создание стереоскопического видения содержания обучения, распаковка всех смысловых проекций; г) активизация экзистенциальной позиции студента; д) формирование таких важных личностных образований, как высокий уровень нравственной рефлексии, ценностное сознание, толерантность, диалогичность сознания и мышления.
Успешность создания смыслопорождающей образовательной среды обеспечивается в немалой степени тем, насколько в образовательном процессе и в педагогическом взаимодействии основанием их построения выступает интегративное в своей основе проектирование средств актуализации внутренней и внешней сторон смыслостроительства (во внутреннем плане -"запуск" психологических механизмов, во внешнем плане - задание средств для содержательного наполнения ценностно-смыслового культурного поля образования и становления личности).
При этом важно учитывать, что специфика процессов смыслостроительства и ценностного самоопределения заключается в их глубокой индивидуализированности, невозможности актуализироваться «по заказу», а исключительно в связи с возникающей внутренней потребностью и готовностью к личностному росту, что как раз не является характерным для принятой практики воспитательного процесса. Образовательная практика, в свою очередь, позволяет выстроить систему индивидуальных смыслов и ценностей в системе жизненных отношений, реальной деятельности и саморазвития личности, что дает основание считать ее одной из основных сфер разрешения «аксиологического кризиса» в современном обществе.
воспитание образовательный педагогический
Успешность создания смыслопорождающей образовательной среды
Основными характеристиками смысло-ориентированной педагогической ситуации будут являться: профессиональная позиция специалиста педагога-психолога; его личностные особенности (проработанность собственных внутриличностных проблем, достаточный уровень их осознания, способность к самокоррекции в случае негативного влияния собственной личности (важнейшего инструмента) на ход процесса); адекватные задаче принципы психолого-педагогической деятельности; методы, техники, приемы психокоррекционной деятельности (игротерапия, арттерапия, библиотерапия, сказкотерапия, танцедвигательная терапия, музыкотерапия и др.), методы поведенческой коррекции, когнитивные техники, логотерапевтические методы - логодрама, метод сократического диалога; особое структурирование образовательного процесса - установление контакта, целеполагание, определение области проблемы, поиск альтернатив ее решения, выбор и реализация стратегии, отслеживание результата и при необходимости коррекция стратегии, достижение цели, «привязка» полученного результата к жизненному контексту; ожидаемая позиция воспитанника - доверие, признание авторитета педагога, следование «педагогическому» контракту, принятие ответственности за свою жизнь и за свои поступки, за выбор линии поведения, осознание своей свободы в этом выборе, самостоятельный поиск и нахождение смыслов (как субъективного значения культурных и социальных ценностей), активность и др.
Можно также предложить примерный алгоритм проектирования педагогической ситуации, имеющей смыслоориентированный характер: 1) выбор поля проблемы педагогом с учетом «зоны ближайшего развития» учащегося; 2) актуализация проблемной ситуации, имеющей смысловой аспект для учащегося; 3) действия, направленные на организацию осознания проблемности этой ситуации; «встраивание» проблемы в жизненный контекст учащегося; 4) дальнейшее продвижение в направлении совместной постановки проблемы; 5) целеполагание; 6) рассмотрение альтернатив; 7) выбор стратегий и реализация решения.
Заключение
Смыслоориентированная деятельность педагога представляет собой сложную, малоалгоритмизируемую, трудно формализуемую активность, что подчеркивает актуальность проблемы готовности к ее осуществлению. Понимая круг предстоящих для решения задач, можно выстраивать способы подготовки будущих педагогов к их реализации в практике обучения и воспитания.
Список литературы
1. Небылицын, В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В.Д.Небылицын. - М.: Наука, 2006.
2. Павлов, И.П. Избранные труды / И.П.Павлов. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2011.
3. Печенков, В.В. Проблемы индивидуальности: общие и специально человеческие типы ВНД /В.В.Печенков //Способности: к 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова. - Дубна: Феникс, 2007.
4. Психология индивидуальности в трудах В.С. Мерлина и ее развитие в современном человекознании / Под ред. В.В.Белоуса. - Пятигорск, 1998.
5. Резвицкий И.И. Личность, индивидуальность, общество / И.И.Резвицкий. - М., 2004.
6. Рубинштейн, СЛ. Основы общей психологии: / С.Л.Рубинштейн; 2-е изд.- М., 2006.
7. Русалов, В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий / В.М.Русалов. - М., 2009.
8. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов / В.И.Слободчиков, Е.И.Иса...
Организация и проведение эксперимента в психолого-педагогических исследованиях
История экспериментального метода в России. Понятие и виды эксперимента в психолого-педагогических исследованиях, факторы, угрожающие его внутренней в...
Психолого-педагогические условия снижения уровня конфликтности
Теоретические основы конфликтов и их конструктивного разрешения в подростковом возрасте. Проблема конфликтов в психолого-педагогических и социологичес...
Основы педагогического мастерства
Описание:В учебном пособии рассмотрены наиболее актуальные вопросы педагогического мастерства: общение с учащимися, воздействие внушением и убеждением...
Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
Анализ феномена самооценки в психолого-педагогических исследованиях. Игра-драматизация как средство формирования адекватной самооценки у детей старшег...
Формирование понятий у младших школьников
Проблема понимания текстовых сообщений в психолингвистических и психолого-педагогических исследованиях. Современные представления о тексте в методике...