Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Причины повышения интереса к исследованию теоретических и практических проблем делового общения

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Изучение понятия и сущности делового общения. Рассмотрение роли социального интеллекта в успешной адаптации индивидуума в современном обществе. Выявление проблем изменения деловых отношений с внедрением новых информационных технологий в рабочие процессы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Причины повышения интереса к исследованию теоретических и практических проблем делового общения

В настоящее время для успешной самореализации личности хорошей профессиональной подготовки становится недостаточно. Все большее значение приобретает социальный интеллект - способность правильно понимать поведение окружающих как необходимое условие для эффективного межличностного взаимодействия, в том числе в рабочем коллективе, и успешной социальной адаптации в целом. Во многих современных компаниях при устройстве на работу проводятся двойные собеседования, где, перед тем как попасть непосредственно к своему потенциальному начальнику, соискатель при помощи разнообразных современных методик тестируется специалистом-психологом из отдела персонала, определяющим, готов ли он эффективно взаимодействовать с будущими коллегами. Меняются и сами формы взаимодействия в деловой среде: все активнее внедряются в рабочие процессы новые информационные технологии, совершенствующиеся с каждым годом. В результате постепенно меняются и принципы делового общения, а вместе с ними в данной сфере возникают новые неразрешенные вопросы и проблемы.

Очевидно, что в таких условиях создается социальный заказ на исследование возникающих проблем с целью сделать деловых людей еще более эффективными в межличностном общении и взаимодействии, а соответственно, и более успешными в работе. Он вызывает к жизни все новые теоретические и прикладные исследования в сфере психологии делового общения. В результате, как в России, так и за рубежом, количество научной и научно-популярной литературы по данному вопросу растет с каждым годом. В нашей работе мы проанализируем наиболее актуальные на сегодняшний день теоретические и прикладные проблемы делового общения и обозначим причины повышения интереса к ним в последнее время со стороны исследователей.

Деловое общение - это процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы, предполагающим достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели. Умение вести себя с людьми во время беседы является одним из главных факторов, определяющих шансы индивида на успех в профессиональной деятельности. Как считают психологи, успехи человека в деловой среде менее чем наполовину зависят от его профессиональных знаний, и в большей степени - от его навыков эффективного взаимодействия с другими людьми в рамках своей работы.

Непосредственно как процесс, деловое общение предполагает установление контакта между участниками, обмен той или иной информацией для построения совместной деятельности и установления сотрудничества.

Как мы уже писали, актуальной тенденцией современности является зачастую неготовность кандидата на замещение той или иной вакансии (особенно это касается молодых специалистов, еще не имеющих опыта работы) эффективно взаимодействовать с будущими коллегами по работе из-за незнания психологических особенностей общения в деловой среде. По этой причине многие кандидаты отсеиваются уже на первом собеседовании со специалистом-психологом из отдела персонала (особенно если речь идет о солидной и престижной компании). Для выяснения, "впишется" ли соискатель в новый для себя коллектив и каковы его навыки эффективного делового общения в целом, такими специалистами зачастую используются разнообразные методики тестирования.

Наибольший интерес в данном отношении представляет методика "FIRO" ("Fundamental Interpersonal Relations Orientation"). Она была разработана американским психологом У. Шутцем и в последнее время все чаще применяется HR-специалистами как в зарубежных странах, так и в России. Методика позволяет с высокой степенью точности определить ориентации испытуемых относительно трех параметров: включенности в коллективную деятельность и готовности раширять круг общения; способности принимать решения и брать на себя ответственность за них, а также управлять коллективом; склонности к эмоциональному поведению. Особенность теста состоит также в том, что по его результатам выявляются и "обратные ориентации", раскрывающие ожидания индивида от других, которые могут соответствовать или не соответствовать его собственному поведению. Таким образом, методика дает возможность определить как личностные ориентации в общении и взаимодействии с окружающими и степень их равновесности с ожиданиями от других, так и совместимость членов группы друг с другом. Последнее позволяет, например, сформировать эффективный рабочий коллектив.

Современными исследователями выделены три основных умения, которыми должен владеть эффективный коммуникатор в рамках деловых отношений: самомониторинг, ориентация на другого и координация. Рассмотрим каждое из них подробнее.

При разговоре мы всегда стремимся создать такой образ себя, который нам нравится, т е как бы выбираем лицо. То же самое делает собеседник. Таким образом, в разговоре происходит согласование идентичностей. Самомониторинг предполагает умение представлять, как меня в разговоре видят другие, и на основе этого корректировать свои действия.

Самомониторинг может осуществляться в самые разные моменты разговора: например, мы чувствуем, что разговор приобретает неприятный для нас оборот и внутренне даем себе слово удержаться и не сорваться на эмоции; или в групповом разговоре иногда говорим себе: вот именно сейчас я должен вступить, нельзя упустить этот момент; или когда нам нахамили, и мы долю секунды выбираем: дать грубый отпор, отреагировать с иронией, или промолчать. Самомониторинг не происходит постоянно, а регулируется по необходимости.

Люди с высоким уровнем самомониторнига как правило более эффективны в деловой коммуникации, умеют в большей степени направлять разговор по своему сценарию. С низким - как правило оказываются во власти разговора и реагируют "по течению". Однако чересчур высокий самомониторинг снижает эффективность разговора еще больше, чем его отсутствие. Поэтому уровень самомониторинга всегда необходимо регулировать. деловой общение информационный адаптация

Ориентация на другого представляет из себя способность воспринимать и понимать происходящее с разных позиций - не только своей, но и партнера. Понимание что чувствует партнер, каковы его ожидания, цели, каков его социальный опыт - все это подразумевает качественное владение приемами ориентации на собеседника. Это необходимо, так как деловое взаимодействие эффективно лишь тогда, когда достигаются интересы обеих сторон.

Если человек не умеет ориентироваться на другого, а, наоборот, сосредоточен на себе, он является эгоцентричным коммуникатором. Такой человек как правило предписывает другим свое видение коммуникации, из за чего она зачастую становится неэффективной.

Стоит также отметить, что уметь понимать точку зрения делового партнера - не обязательно означает согласиться с ней. Скорее необходимо искать некоего баланса и компромисса, который, скорее всего и приведет к позитивному для обоих партнеров исходу переговоров.

Координация предполагает умение регулировать весь ход разговора: определять, чья очередь говорить и вовремя делать паузы, поддерживать или вовремя менять тему обсуждения, начинать и заканчивать разговор. Скоординированный разговор протекает органично, без сбоев, напряжения и неловкости, что в рамках деловой коммуникации, по понятным причинам, приобретает особенно важное значение.

Современными исследователями также выделяются признаки нескоординированного разговора: несбалансированность высказываний (говорит только один, не давая возможность другим; перебивание; одновременное говорение; захват короткой паузы для своих реплик); отсутствие взаимности в разговоре; общая негативная валентность разговора (несвязный и непоследовательный характер беседы, отрицательный эмоциональный заряд, при котором участники чувствуют, что не могут влиять на ход разговора). С целью эффективного исхода деловых переговоров всех перечисленных ошибок, безусловно, необходимо избегать. Это не является крайне сложной задачей и достигается путем небольшого самоконтроля, сдерживания эмоциональных порывов.

Одним из важнейших условий успешного делового общения являются навыки эффективного слушания. Умение не только слушать, но и при этом слышать не так часто встречается в настоящее время, и это одна из наиболее актуальных проблем делового общения, привлекающая к себе исследователей в наше время. Актуальность данной проблематики усиливается и в связи с постоянным движением общества вперед и развитием новых информационных технологий, создающих условия, при которых часть деловой коммуникации перемещена в социальные сети. В результате итак не часто встречавшиеся навыки людей по эффективному слушанию стали еще более редкими. Рассмотрим подробнее данную проблему и основные взгляды ученых, сформировавшиеся вокруг нее.

Слушание - это в процесс, в ходе которого человек отбирает из всех внешних звуков те, что отвечают его потребностям и интересам.

Не только слушать, но и слышать, мешают барьеры слушания. Например, американский социолог Э. Гофман выделяет три основных вида таких барьеров: внешняя рассеянность, при которой слушающий поглощен чем-то, находящимся за границами беседы; эгоистичность, при которой слушатель озабочен прежде всего самим собой; поглощенность самим взаимодействием. Как ни странно, когда один из собеседников чрезмерно обеспокоен тем, как складываются его отношения с данным партнером, он утрачивает способность следить за темой разговора.

Существуют и другие барьеры слушания: излишняя длина сообщений будет приводить к потерям информации для слушателя, так как он всегда склонен упрощать услыша...

Другие файлы:

Взаимодействие, как основа эффективного делового общения
Виды делового общения: устные и письменные виды делового общения. Структура и функции общения. Уровни общения. Коммуникативная функция общения. Делова...

Психология делового общения
Содержание делового общения. Межличностное и ролевое, ритуальное и монологическое виды общения. Разновидности монологического общения. Типы информации...

Культура делового общения: Учебное пособие
В книге изложены теоретические, методические и практические вопросы культуры делового общения: содержание, структура, средства, барьеры и техника обще...

Особенности делового общения в организации (на примере ООО "САРЕХ")
Изучение теоретических основ делового общения в организации: роль, виды, формы и направленность общения. Особенности невербальных коммуникаций, межлич...

Особенности делового и управленческого общения
Роль и значение делового общения, его разновидности и отличительные признаки, этапы и фазы, факторы повышения эффективности. Общая характеристика ОАО...