Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Представления человека о мире и о себе, в контексте совладания с трудными жизненными ситуациями

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Влияние образа трудной жизненной ситуации, сформированного в детском возрасте, на дальнейшее восприятие и поведение человека. Субъективность фактора трудной ситуации, психологические методы преодоления сложившихся концептов и стереотипов мышления.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова

Факультет психологии

Кафедра общей психологии

Курсовая работа

Представления человека о мире и о себе, в контексте совладания с трудными жизненными ситуациями

Студента 3 курса д\о, 301 группы

Шишканова С.О.

Научный руководитель:

доцент кафедры общей психологии

Битюцкая Е.В.

Москва 2013

Содержание

Введение

1. Теоретический анализ. Некоторые аспекты программирования

2. Психологическая защита

3. Восприятие ситуации

Выводы

Список использованной литературы

Введение

Уже много лет моя главная проблема - как избавиться от всех этих мыслей и чувств самому, оставив свой так называемый внутренний мир на какой-нибудь помойке.

Виктор Пелевин

Как известно, в течение всей жизни, в психике каждого человека строится картина, образ мира, включающая и образ его самого, и исходя из этого, вписывая в этот образ реальные ситуации, и происходит реагирование на те или иные ситуации.

В этой работе я хочу рассмотреть этот процесс с разных сторон и посмотреть как это влияет на копинг, и прежде всего, оценивание ситуации как трудной.

Как заметил Эрик Берн, пол жизни может уйти на то, чтобы задать себе вопрос "Что я говорю, после того, как сказал "Здравствуйте!"?", и еще пол жизни может уйти на то, чтобы ответить на этот вопрос. Другими словами, то что мы говорим, думаем, делаем, является результатом научения с одной стороны, и текущей ситуации с другой стороны. Причем человек учится сам, в соответствии с заложенными генетическими и прочими программами.

Берн говорит, что для того, чтобы увидеть человека как он есть необходимо избавится от того "мусора", который скопился в голове каждого, с момента его рождения, что правильно сказать "здравствуйте" означает избавиться от того "мусора", который мог возникнуть по отношению к другому.

В тон Берну, Маслоу пишет, что привычная форма познания, активная, оценочная позиция на самом деле является самой примитивной его формой, при которой вместо целостного человека мы получаем несколько его обособленных характеристик, принадлежность к определённому классу, отмечаем главным образом сходства человека с той или иной известной нам категорией, а не различия, особенности, уникальные характеристики, неповторимым образом присущие каждому в отдельности и дающие целостный и индивидуальный портрет.

В экспериментах на минимальную групповую парадигму при этом было показано, что даже такие незначительные, поверхностные оценки уже определяют отношение к другому и модели поведения по отношению к нему.

Штайнер, анализируя три основные роли, Преследователя, Жертвы, и Спасителя, приходит к выводу что они составляют ядро и суть каждой, или почти каждой, игры в которые в принципе играют люди. Можно предположить, что и приписывание характеристик каждой из этих ролей себе и другим происходит также.

1. Теоретический анализ. Некоторые аспекты программирования

Э. Берн и его последователи, анализируя и описывая структуру личности, выделяли 3 Эго-состояния: Родитель, Взрослый, Ребенок. Родитель представляет собой запись поведения реальных родителей человека в его детстве и других авторитетных фигур. Взрослый суть анализирующая, бесстрастная часть личности, ответственная за работу с информацией и принятие решений. Ребенок это запись поведения самого человека в его детстве. При этом выделяют Контролирующего и Заботливого Родителя, и Приспособившегося, Естественного и Интуитивного Ребенка (2008). Штайнер указывал на интересный момент, связанный с Приспособившимся Ребенком или Демоном: это та часть человека, запись того поведения, тех паттернов, убеждений, позиций, которых придерживался человек в его детстве, находясь в состоянии Родителя. Эта часть личности не рефлексивная и неизменная, в отличие от Родителя, содержание которого может пересматриваться, дополняться или изменяться, Демон сохраняет свои характеристики и убеждения всю жизнь (2003).

То есть те убеждения, представления, которые человек перенес в детстве со своих Родителей и включил в структуру Демона, остаются на всю жизнь и включаются, работают автоматически. Берн сравнивает эту часть личности с Электродом, и говорит, что она производит на душевную жизнь человека такое же воздействие (2008).

В целом процесс программирования предстает как перенос содержания транзакций между взрослым и ребенком, перенос посланий полученных извне, во внутренний мир, часто некритично, т.к. у ребенка отсутствует необходимый жизненный опыт и навыки, чтобы сделать этот перенос более селективным (Берн, 2008).

Сформировавшееся мышление отличается от не сформировавшегося тем, что понятия в нем связаны существенными признаками, но как понять, какие существенны, а какие нет? Два основных способа, это: на личном опыте или от более авторитетных и властных фигур, причем второй способ реализуется гораздо чаще, и на то есть определённые причины.

В процессе воспитания ребенок получает массу информации, без какого бы то ни было подкрепления на собственном опыте, и если часть этой информации действительно должна преподноситься именно так (ну, проверять на своем опыте, что не стоит прыгать без парашюта, не стоит), то значительная часть не имеет под собой никаких оснований вообще.

Как отмечал Штайнер, детям постоянно говорят какие они, и эти представления, убеждения закрепляются. Причем он указывал, что это не только происходит, но также является и лучшим способом заставить поверить, приводя пример, что ребенок лучше всего поверит, если при нем будут обсуждать его двое взрослых, не говоря о том, каким он станет, а о том, каким он уже якобы является. Тут проблема в том, что эти оценки часто или вообще не соотносятся с действительностью и являются родительскими проекциями, ожиданиями и отношением, которые могли быть сформированы вообще еще до рождения ребенка, или основаны на единичном опыте, а ребенок их воспринимает как свое постоянно и неизменное качество (2003).

Впоследствии, это становится само сбывающимся пророчеством и реализуется из раза в раз, закрепляется и становится субъективно полностью реальным, а весь противоречивый опыт объясняется случайностями, или игнорируется, другим способом. Штайнер отмечает это на примере с так называемой "виселичной транзакцией" - когда человек намеренно высмеивает себя, выставляет в неблагоприятном свете, чтобы получить одобрение от Демона и закрепить негативные представления о себе. Как было отмечено (Битюцкая, 2013), одним из факторов, по которым человек относит ситуации к разряду трудных, является соотношение требований ситуации и возможностей самого человека. Так, понятно, почему простейшая ситуация, не социальная даже, может вызывать стресс у одного человека и не вызывать у другого: у него есть четкое убеждение, что ему это не по силам, он не достоин или не сможет добиться успеха (Битюцкая, 2012).

Выготский, рассматривая развитие ребенка, выделяет ряд возрастных кризисов. Кризисы возникают, по его мнению, из-за несоответствия социальной ситуации развитии, то есть ситуации, в которой находится ребенок, и уровня новообразований, которые сформировались к этому моменту. При этом, во время кризиса, на первый план выступает разрушение старых образований в психике и изменение ситуации, в которой находится ребенок (1984). Таким образом, изменение и разрушение представлений ребенка о себе и своем месте в мире является нормальным процессом, необходимым для здорового развития, а отсутствие таких перемен видится скорее как признак нездоровья.

2. Психологическая защита

Если хочешь подружиться с какой-то сферой внешнего мира, хорошо бы подружиться с той ее частью, которая находится внутри тебя. А. Маслоу.

Неоднократно было отмечено (Р.М. Грановская, Т. Харрис, Л.В. Бороздина), что основой человеческого поведения (во всяком случае, одной из основ) является совокупность представлений человека о мире и о себе, причем эти представления часто могут противоречить как друг другу, так и просто блокировать или искажать потребности человека, отражение ситуации в его сознании. Например, информация, противоречащая тому, что уже известно, будет игнорироваться человеком (Грановская, 2010), субъективно неприятное послание другого может выливаться в обесценивание этого человека (Бороздина, 2009). Психическая картина мира обладает свойством инертности и чаще психике проще исказить картину, чем допустить к осознанию и переживанию новый опыт, который остается в подсознании. Грановская выделяет 4 формы психологической защиты: коллективное бессознательное, индивидуальное подсознательное, индивидуальные сознательные стереотипы, коллективные осознанные общественные стереотипы. Коллективное бессознательное отвечает за благосостояние группы людей, индивидуальное подсознание и стереотипы за благополучие и социализацию конкретных людей, коллективные стереотипы за выживание человечества в целом.

Роджерс считал, что основным препятствием и основной проблемой его клиентов...

Другие файлы:

К концепции жизнестойкости в психологии
Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это св...

Книга Таро
Уроки опытной гадалки Книга в форме забавного и увлекательного повествования рассказывает о путешествии главного героя по событиям своей жизни в конт...

Как попасть в Ад! Или всё об инфернальных мирах, как они есть
В этой книге заглавие "попасть в Ад" - не является художественно-образным, а также не имеет каких-то психологических подтекстов и сравнений с бедствен...

Онтологическая ситуация человека в мире
Природа реальности и место в ней человека в христианской и буддийской доктринах. Сокращение дистанции между человеком и Богом, характеристики бытия. О...

Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе
Книга написана в жанре библиотренинга и содержит материалы, которые помогут 14-18-летним подросткам решить проблемы, связанные с неуверенностью в себе...