Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Представление о времени у младших школьников

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Представление о времени в разных научных концепциях. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста. Методики экспериментального исследования звисимости представления о времени у младших школьников от преобладающего типа мышления.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Психологический факультет

Кафедра психологии развития

и психофизиологии

Выпускная квалификационная (дипломная) работа

Психология развития и возрастная психология

Представление о времени у младших школьников

Выполнила: студентка

Гарифуллина Ландыш

Казань - 2011

СОДЕРЖАНИЕ

представление время младший школьник мышление

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические подходы к исследованию представлении о времени младших школьников

1.1 Представление о времени в различных научных концепциях

1.2 Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста

1.3 Особенности формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста

Выводы к теоретическому исследованию

2.Эмпирическое исследование представлений о времени у младших школьников

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Описание и интерпретация результатов исследования

2.2.1 Описание представлений о времени младших школьников

2.2.2 Сравнительный анализ представления о времени у младших школьников в зависимости от преобладающего типа мышления

Выводы к эмпирическому исследованию

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Субъект жизни должен обладать способностью организовать собственную жизнь. Вся жизнь человека тесно связана с временем, с умением измерять, распределять и ценить время. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит вне временных границ. Поэтому исследование процесса становления умения оперировать своим временем, берущее начало в представлениях о времени, является актуальным.

В настоящее время накопилось довольно много различных концепций времени, которые создали исследователи их области психологии, физики, философии. Это различные концепции философов-физиков прошлого времени - Ньютона, Ж. Сивадьяна, Аврелия Августина, Аристотеля, Декарта). Основные психологические концепции времени отражены в трудах Р.А. Аронова и В.В. Терентьева, Ю.К. Стрелкова, В.Г. Асеева, Т.А. Артыкова и Ю.Б. Молчанова, Абульхановой К.А. и Березиной Т.Н., Е.И. Головаха и А.А. Кроник.

Первые представления о времени дети получают в дошкольный период. Смена дня и ночи, смена времени года, повторяемость режимных моментов в жизни ребенка - все это формирует временные представления. Однако, как временная последовательность событий, так и особенно понятие о продолжительности событий усваивается детьми с большим трудом. Данное исследование обусловлено необходимостью изучения представлений о времени у детей младшего школьного возраста. Важность этой проблемы для практики воспитания и обучения младших школьников определяет актуальность данной работы.

Объект исследования: представление о времени.

Предмет исследования: представление о времени детей младшего школьного возраста.

Цель: выявить когнитивные конструкции, раскрывающие представление о времени в младшем школьном возрасте, и их связи с типом мышления младших школьников (вербально - логического и наглядно - образного).

Гипотеза исследования: представления о времени младших школьников находятся в прямой зависимости от уровня их мышления.

Для достижения необходимо решить следующие задачи:

1.Провести теоретический анализ подходов к формированию представления о времени у младших школьников.

2.Эмпирическое исследование когнитивных конструкций, раскрывающих представление о времени характерных для детей младшего школьного возраста.

3.Выявить взаимосвязь представлений о времени у младших школьников с их типом мышления.

Теоретико - методологической основой исследования.В работе были проанализированы и взяты за основу концепция формирования представлений о времени К.А. Абульхановой - Славской, концепция психологического времени Е.И. Головахи и А.А. Кроник, в которой рассматривается психологическое настоящее человека, а также концепция о времени нечто текущее само по себе Р.А. Терентьева и Р.А. Аронова, концепция длительности времени Ньютона, Августина Аврелия.

Методы организации исследования: сравнительная стратегия.

Методы сбора данных: 1)тестирование (методика «Исключение слов», «Лишний предмет») 2)авторская анкета «Представления о времени», выявляющая представления о времени у младших школьников 3)пробы на чувство времени 4) проективная методика «Нарисуй время».

Методы обработки данных: сравнительный анализ полученных данных по U - критерию Манна-Уитни; корреляционный анализ с помощью метода Спирмена; контент-анализ.

Экспериментальная площадка. Исследование проводилось в МАОУ «Прогимназия №29» Советского района. В нем принимало участие 50 человек: младшие школьники 9-10 лет.

Практическая значимость. Исследования представлений о времени у младших школьников важны в практическом аспекте. Во-первых, результаты могут применяться для расширения теоретико-методического материала в дальнейшем исследовании проблемы представлений о времени у младших школьников. Во-вторых, с помощью разработанной анкеты можно выявлять сформированность когнитивных конструкций, раскрывающих характеристики времени, выделяемые младшими школьниками.

Структура работы.Работа состоит из введения, двух глав, выводов и предложений, списка литературы, состоящего из 52 источников и приложений. Во введении раскрыта актуальность, объект и предмет исследования, цель и задачи. В первой главе - раскрыта проблема представлений о времени в различных психологических концепциях, психологические особенности детей младшего школьного возраста, и факторы формирования представления о времени у них. Во второй главе - представлены организация и методы исследования, результаты и выводы. В заключении работы даны основные выводы и предложения, заключение и список использованной литературы. Приложение содержит: сводные протоколы результатов психодиагностики; средние значения результатов диагностики.

ГЛАВА 1.Теоретические подходы к исследованию представлении о времени младших школьников

1.1 Представление о времени в различных научных концепциях

Время -- это цикл нашей жизни, ее длительность, ритм, ее периоды, которые имеют разное значение и смысл для личности. Время -- это ценность, поскольку нам удается наполнить его глубоким содержанием и реализовать себя в нем[22].Время является определенной мерой скорости, продуктивности и т. д.; вместе с тем происходят растраты, т. е. уничтожение времени, виной которых незаметно являемся мы сами. Итак, время -- это темпы, скорость, сроки и ритмы, периоды, этапы и определенные структуры самых различных процессов и явлений. Объединяя все эти временные структуры и явления, можно сказать: время необходимо включает в себя энергетический аспект, время -- это энергия нашей жизни. Время имеет собственную структуру, которая различна в разных системах: в жизни человека структура времени -- настоящее, прошлое и будущее; здесь время необратимо, а жизнь конечна. В познании время может быть последовательным: постепенно происходит развертывание некой идеи, но она же может быть представлена одновременно -- в одном времени и пространстве. В области познания время обратимо[7].

В истории философии проводился диалектический анализ времени, в результате которого установлено, что основными моментами являются длительность и мгновение. Мгновение - чистое «когда», лишенное длительности. Длительность - продолжительность существования объектов или его элементов, сохранение их существования. Между длительностями различных явлений имеются временные отношения одновременности и последовательности. Порядок «прошлое - настоящее - будущее» характеризует временное отношение последовательности[14].

Временная определенность явлений складывается из временной определенности его элементов. В то же время в силу существования между элементами отношений одновременности и последовательности в объекте имеется хронологическая структура. Поэтому временная определенность реального явления есть органическое единство его длительности и хронологической структуры. С понятием длительности связывается также одномерность, необратимость, равномерность течения[15].

Время существует объективно, вне и независимо от нашего сознания. Восприятие же и познание его - это лишь отражение в нашем сознании реально существующего времени[9].

Можно выразить три основные особенности времени:

1) текучесть, время связано с движением;

2) необратимость;

3) отсутствие наглядных форм, «его не видно и не слышно».

Само слово «время» происходит от древнерусского «веремя», что означает «вращение»[37]. Прошедшее, настоящее и будущее связаны между собой таким образом, что они не могут поменяться местами. Свойство необратимости времени, протекание времени в одном направлении есть выражение вечного развития природы и общества по восходящей линии, от старого к новому...

Другие файлы:

Формирование самоконтроля у младших школьников в процессе обучения
Теоретические аспекты и состояние исследований проблемы формирования самоконтроля у младших школьников. Психологические особенности младших школьников...

Образовательная и познавательная ценность сказок в развитии младших школьников
Традиции использования фантазии, образов и сказочных текстов в процессе обучения младших школьников. Психологические особенности развития младших школ...

Методика организации природоохранной деятельности в процессе экологического воспитания младших школьников
Экологическое воспитание младших школьников как социально-педагогическая проблема. Особенности экологического воспитания в процессе образования младши...

Обучение младших школьников с компьютерной поддержкой
Современные проблемы компьютеризации обучения младших школьников. Концепция современных проблем образования. Специфика компьютерного обучения младших...

Формирование познавательной активности у учащихся специальных (коррекционных) начальных классов в процессе обучения математике
Процесс воспитания школьников с трудностями в обучении. Уровни сформированности мышления младших школьников. Коррекция мыслительной деятельности младш...