Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Предмет, задачи и методы современной психологии

Тип: шпаргалка
Категория: Психология
Скачать
Купить
Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики - особой формы жизнедеятельности человека; основные направления: механизмы и закономерности психики, формирование психологических особенностей личности как сознательного субъекта.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

1. Предмет, задачи и методы современной психологии

Современная психология - это широко разветвлённая область человеческих знаний о закономерности развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности.

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Предметом, изучаемым психологией, является психика человека и животных.

Психология изучает многие субъективные явления. С помощью одних человек познаёт мир, их называют познавательными процессами:

- ощущение;

- восприятие;

- память;

- мышление;

- воображение.

Этим процессам сопутствует состояние внимания.

Психические свойства и состояния личности:

- эмоции;

- чувства;

- воля;

- потребности;

- мотивы;

- интересы;

- цели и др.

Индивидуально-типологические особенности личности:

- темперамент;

- характер;

- способности.

Кроме этого психология изучает человеческое общение, деятельность, личность.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека).

Разделы психологии (структура):

1. Психология труда изучает особенности трудовой деятельности человека:

- педагогическая психология изучает психологические особенности обучения и воспитания человека;

- инженерная психология;

- медицинская психология:

a) психотерапия;

б) нейропсихология;

в) психофармакология и т. д.

- юридическая психология;

- военная психология;

- психология торговли;

- психология спорта;

- психология научного и художественного творчества.

2. Психология развития изучает, как происходит развитие человека:

- возрастная психология (изучает развитие психики в онтогенезе - «индивидуальное развитие от рождения до смерти»);

- сравнительная психология (развитие психики в филогенезе - «историческое развитие психики»);

- специальная психология (психология аномального развития);

- социальная психология (изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимоотношения людей в общественных группах);

- общая психология (изучает наиболее общие вопросы развития и функционирования психики).

Общая психология определяет методологию психологии и методы, которыми пользуется психология.

2. Методы психологии:

- эмпирические методы, при помощи которых психолог добывает опытные данные.

Основные:

1. Наблюдение - это метод психологии заключается в восприятии, фиксации проявлений поведения, а так же получения суждений о субъективных психических суждения.

Этапы научного наблюдения:

1) Наличие гипотезы;

2) Чёткий план наблюдения («где?», «когда?» и «зачем?»);

3) Фиксация результатов в специальном дневнике;

4) Наличие выводов или рекомендаций.

Примеры наблюдений: учителя за учениками; родители за детьми.

Виды наблюдений:

1. Внешнее наблюдение (за другими людьми);

2. Внутреннее наблюдение (за самим собой, т. е. самонаблюдение - первый метод психологии; он появился в XVII веке и называется методом интроспекции);

3. Включённое (исследователь является непосредственным участником того процесса, за которым наблюдает, т. е. лучше знает людей, за которыми наблюдает, ему не надо тратить больше времени на наблюдения; участники наблюдения (объекты) не знают, что за ними ведётся наблюдение; это наблюдение бесстрастное, субъективное);

4. Не включённое/стороннее (наблюдатель не является участником процесса, за которым наблюдает; наблюдатель не знает все тонкости наблюдаемых людей, ему требуется дополнительное время; первое время объекты ведут себя неестественно; это наблюдение более объективно ).

Объективный - точный, истинный.

Необъективный - ложный.

Субъективный - может быть и объективным и необъективным (зависит от наблюдателя).

Если человек будет внимательно и бесстрастно наблюдать, то у него получатся объективные данные.

Вспомогательные методы:

1. Опрос - метод психологии, в процессе проведения которого, людям задаются вопросы и на основе ответов на них судят о психологии этих людей.

Виды опросов:

а) беседа;

б) письменный опрос - анкета:

2. Тесты - стандартизированные психологические испытания, в результате которых делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом. Тесты дают возможность количественно оценить качественные характеристики психики (тест на интеллект). Тестовые задания могут быть самыми различными, как и ответы на них (свободные, с вариантами, рисунками). Тесты обладают валидностью, меры соответствия результатов теста объективным внешним критериям. Тесты разрабатываются десятилетиями, испытываются на десятках тысяч людей и проверяются параллельными методами.

Личностные опросники.

Методы исследования личности основаны на использовании системы вопросов, адресованных человеку, чьи психологические характеристики изучаются, то есть стандартизированные ответы; отличаются валидностью.

Социометрия - это изучение межличностных отношений в группе, анализ продуктов деятельности.

Биографический метод - анализируется биография человека.

3. Основные направления психологии

Психоанализ, бихевиоризм, гештальт-психология, гуманистическая психология.

Психоанализ первоначально сложился как метод лечения неврозов, основная его идея? поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательностью. Пути проявления бессознательного ассоциации, сны, случайные действия в нашей жизни.

Бихевиоризм направление американской психологии отрицающее сознание, как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения. Поведение это совокупность реакций организма на стимулы внешнего мира. Основатель направления Дж. Б. Уотсон. S-R (стимул - реакция) предложил Уотсон. Каждой ситуации стимулу соответствует определенное поведение и реакция. Они отрицали сознание.

Бихевиористы считали, что человек подобен животному и его реакции подобны животному. Торндайк показал, что научение во многих случаях может быть результатом проб и ошибок. Любое поведение определяется своими последствиями.

Гештальт-психология (гештальт, нем.) форма, конфигурация, организация). Это направление возникло в Германии. Основные представители: М. Верткаймер, К. Коффка, В. Келлер. Предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованное целое. Основные два понятия гештальт-психологии: фигура и фон. Фигура замкнутая, выступающая вперед, привлекающая внимание часть, а фон окружает фигуру и кажется непрерывно продолжающимся за ней.

Гуманистическая психология (экзистенциальная психология) основные понятия: личность, как уникальная ценностная система, которая представляет собой ни ничто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации. Главный представитель: А. Маслоу. Пирамида потребностей человека самоактуализация (вершина треугольника), самоуважение, принятие и любовь, потребность в безопасности, физиологическая потребность в еде и сне (основание треугольника). Основные положения гуманистической психологии:

1) человек должен изучаться в его целостности;

2) каждый человек уникален;

3) человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире главная психологическая реальность;

4) жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

5) человек наделен потенциалами непрерывного развития и самореализации;

6) человек обладает определенной степенью свободы; 7) человек активное, творческое существо.

4. Психика и мозг

Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельностью. Открытые И.М. Сеченовым и И.П. Павловым и их последователями принципы и законы высшей нервной деятельности являются естественнонаучной основой современной психологии....

Другие файлы:

Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект и методы
Место психологии в системе наук. Предмет, объект и методы психологии. Структура современной психологии. Причины и закономерности поступков человека, з...

Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект, задачи и методы
Анализ истории развития и оценка особенностей современного состояния психологии на основе отечественных и зарубежных исследований. Предмет, объект и з...

Предмет и задачи юридической психологии
Методологические основы и структура современной юридической психологии. Основные категории юридической психологии. Место юридической психологии в сист...

Предмет и задачи экологической психологии
Рассмотрение причин возникновения и этапов формирования социальной психологии как науки. Ознакомление с различными подходами к изучению взаимоотношени...

Деловая психология
Предмет, задачи, отрасли и методы психологии. Психика и ее развитие. Задачи и место современной психологии в системе наук. Психика и мозг человека: пр...