Предмет, задачи и методы современной психологии
Краткое сожержание материала:
Размещено на
1. Предмет, задачи и методы современной психологии
Современная психология - это широко разветвлённая область человеческих знаний о закономерности развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности.
Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.
Предметом, изучаемым психологией, является психика человека и животных.
Психология изучает многие субъективные явления. С помощью одних человек познаёт мир, их называют познавательными процессами:
- ощущение;
- восприятие;
- память;
- мышление;
- воображение.
Этим процессам сопутствует состояние внимания.
Психические свойства и состояния личности:
- эмоции;
- чувства;
- воля;
- потребности;
- мотивы;
- интересы;
- цели и др.
Индивидуально-типологические особенности личности:
- темперамент;
- характер;
- способности.
Кроме этого психология изучает человеческое общение, деятельность, личность.
Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека).
Разделы психологии (структура):
1. Психология труда изучает особенности трудовой деятельности человека:
- педагогическая психология изучает психологические особенности обучения и воспитания человека;
- инженерная психология;
- медицинская психология:
a) психотерапия;
б) нейропсихология;
в) психофармакология и т. д.
- юридическая психология;
- военная психология;
- психология торговли;
- психология спорта;
- психология научного и художественного творчества.
2. Психология развития изучает, как происходит развитие человека:
- возрастная психология (изучает развитие психики в онтогенезе - «индивидуальное развитие от рождения до смерти»);
- сравнительная психология (развитие психики в филогенезе - «историческое развитие психики»);
- специальная психология (психология аномального развития);
- социальная психология (изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимоотношения людей в общественных группах);
- общая психология (изучает наиболее общие вопросы развития и функционирования психики).
Общая психология определяет методологию психологии и методы, которыми пользуется психология.
2. Методы психологии:
- эмпирические методы, при помощи которых психолог добывает опытные данные.
Основные:
1. Наблюдение - это метод психологии заключается в восприятии, фиксации проявлений поведения, а так же получения суждений о субъективных психических суждения.
Этапы научного наблюдения:
1) Наличие гипотезы;
2) Чёткий план наблюдения («где?», «когда?» и «зачем?»);
3) Фиксация результатов в специальном дневнике;
4) Наличие выводов или рекомендаций.
Примеры наблюдений: учителя за учениками; родители за детьми.
Виды наблюдений:
1. Внешнее наблюдение (за другими людьми);
2. Внутреннее наблюдение (за самим собой, т. е. самонаблюдение - первый метод психологии; он появился в XVII веке и называется методом интроспекции);
3. Включённое (исследователь является непосредственным участником того процесса, за которым наблюдает, т. е. лучше знает людей, за которыми наблюдает, ему не надо тратить больше времени на наблюдения; участники наблюдения (объекты) не знают, что за ними ведётся наблюдение; это наблюдение бесстрастное, субъективное);
4. Не включённое/стороннее (наблюдатель не является участником процесса, за которым наблюдает; наблюдатель не знает все тонкости наблюдаемых людей, ему требуется дополнительное время; первое время объекты ведут себя неестественно; это наблюдение более объективно ).
Объективный - точный, истинный.
Необъективный - ложный.
Субъективный - может быть и объективным и необъективным (зависит от наблюдателя).
Если человек будет внимательно и бесстрастно наблюдать, то у него получатся объективные данные.
Вспомогательные методы:
1. Опрос - метод психологии, в процессе проведения которого, людям задаются вопросы и на основе ответов на них судят о психологии этих людей.
Виды опросов:
а) беседа;
б) письменный опрос - анкета:
2. Тесты - стандартизированные психологические испытания, в результате которых делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом. Тесты дают возможность количественно оценить качественные характеристики психики (тест на интеллект). Тестовые задания могут быть самыми различными, как и ответы на них (свободные, с вариантами, рисунками). Тесты обладают валидностью, меры соответствия результатов теста объективным внешним критериям. Тесты разрабатываются десятилетиями, испытываются на десятках тысяч людей и проверяются параллельными методами.
Личностные опросники.
Методы исследования личности основаны на использовании системы вопросов, адресованных человеку, чьи психологические характеристики изучаются, то есть стандартизированные ответы; отличаются валидностью.
Социометрия - это изучение межличностных отношений в группе, анализ продуктов деятельности.
Биографический метод - анализируется биография человека.
3. Основные направления психологии
Психоанализ, бихевиоризм, гештальт-психология, гуманистическая психология.
Психоанализ первоначально сложился как метод лечения неврозов, основная его идея? поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательностью. Пути проявления бессознательного ассоциации, сны, случайные действия в нашей жизни.
Бихевиоризм направление американской психологии отрицающее сознание, как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения. Поведение это совокупность реакций организма на стимулы внешнего мира. Основатель направления Дж. Б. Уотсон. S-R (стимул - реакция) предложил Уотсон. Каждой ситуации стимулу соответствует определенное поведение и реакция. Они отрицали сознание.
Бихевиористы считали, что человек подобен животному и его реакции подобны животному. Торндайк показал, что научение во многих случаях может быть результатом проб и ошибок. Любое поведение определяется своими последствиями.
Гештальт-психология (гештальт, нем.) форма, конфигурация, организация). Это направление возникло в Германии. Основные представители: М. Верткаймер, К. Коффка, В. Келлер. Предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованное целое. Основные два понятия гештальт-психологии: фигура и фон. Фигура замкнутая, выступающая вперед, привлекающая внимание часть, а фон окружает фигуру и кажется непрерывно продолжающимся за ней.
Гуманистическая психология (экзистенциальная психология) основные понятия: личность, как уникальная ценностная система, которая представляет собой ни ничто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации. Главный представитель: А. Маслоу. Пирамида потребностей человека самоактуализация (вершина треугольника), самоуважение, принятие и любовь, потребность в безопасности, физиологическая потребность в еде и сне (основание треугольника). Основные положения гуманистической психологии:
1) человек должен изучаться в его целостности;
2) каждый человек уникален;
3) человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире главная психологическая реальность;
4) жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
5) человек наделен потенциалами непрерывного развития и самореализации;
6) человек обладает определенной степенью свободы; 7) человек активное, творческое существо.
4. Психика и мозг
Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельностью. Открытые И.М. Сеченовым и И.П. Павловым и их последователями принципы и законы высшей нервной деятельности являются естественнонаучной основой современной психологии....
Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект и методы
Место психологии в системе наук. Предмет, объект и методы психологии. Структура современной психологии. Причины и закономерности поступков человека, з...
Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект, задачи и методы
Анализ истории развития и оценка особенностей современного состояния психологии на основе отечественных и зарубежных исследований. Предмет, объект и з...
Предмет и задачи юридической психологии
Методологические основы и структура современной юридической психологии. Основные категории юридической психологии. Место юридической психологии в сист...
Предмет и задачи экологической психологии
Рассмотрение причин возникновения и этапов формирования социальной психологии как науки. Ознакомление с различными подходами к изучению взаимоотношени...
Деловая психология
Предмет, задачи, отрасли и методы психологии. Психика и ее развитие. Задачи и место современной психологии в системе наук. Психика и мозг человека: пр...