Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Поиск ресурсов в кризисных ситуациях у людей от 35 до 45 лет

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Психологические особенности кризиса среднего возраста, фазы. Специфика кризиса среднего возраста у мужчин и женщин. Способы преодоления кризиса. Перемены в жизнедеятельности человека во время кризиса. Технология поиска ресурсов, сферы хранения ресурсов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования и науки РФ

Дипломная работа

По дисциплине: Психология

На тему: «Поиск ресурсов в кризисных ситуациях у людей от 35 - 45 лет»

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты психологических особенностей кризиса среднего возраста

1.1 Психологические особенности кризиса среднего возраста, фазы

1.2 Специфика кризиса среднего возраста у мужчин и женщин

1.3 Перемены в жизнедеятельности человека во время кризиса

1.4 Способы преодоления кризиса

1.4.1 Самостоятельное прохождение кризиса среднего возраста

1.4.2 Советы специалистов: Как преодолеть кризис среднего возраста?

Глава 2. Изучение понятия ресурс.

2.1 Что такое ресурсы, виды ресурсов

2.2 Технология поиска ресурсов, сферы хранения ресурсов

2.3 Тренинг как метод раскрытия ресурсов

Глава 3. Практическая часть.

3.1 Выявление людей с кризисом среднего возраста при помощи анкеты

3.2 Программа тренинга «Поиск ресурсов в кризисном возрасте»

Заключение

Список литературы

Введение

Психология кризисов разного возраста на данный момент мало изучена. В основном она направлена на изучение кризисов раннего возраста. Но, тем не менее, данный кризис является очень распространенным явлением, т.к. у большинства людей данного возраста есть психологические проблемы, и говорить о единственно верном и правильном выходе из данной ситуации - невозможно. Каждый человек индивидуален и только он сам сможет выйти из состояния кризиса, конечно, можно стимулировать процесс переживания кризиса, различными средствами, например, обеспечивать его положительными эмоциями, направлением на бурную общественную деятельность и на личную жизнь, помочь ему не «встать на кривую дорожку», которая может привести к алкоголизму, наркомании, приему психотропных средств и даже к суициду. Поэтому и интересно глубоко изучить данный кризис и искать способы и ресурсы выхода из него. Все это и послужило актуальностью изучения данной темы.

Целью данной работы является - разобраться и изучить способы поиска ресурсов для преодоления кризиса среднего возраста у людей в 35-45 лет.

Отсюда вытекают задачи:

1. Изучить психологические особенности кризиса среднего возраста у мужчин и женщин.

2. Раскрыть понятие ресурс, его виды, сферы хранения ресурсов.

3. Создать анкету для выявления людей в кризисном возрасте.

4. Разработать тренинг на тему «Поиск ресурсов в кризисном возрасте».

Объект исследования - мужчины и женщины в возрасте 35-45 лет.

Предмет исследования - поиск ресурсов в кризисных ситуациях у людей от 35 - 45 лет.

Методы, которые использовались при написании данной работы - теоретический анализ литературы, дедуктивный метод исследования, анкетирование, цитирование и создание эксперимента.

Структура дипломной работы: введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение и список использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты психологических особенностей кризиса среднего возраста

1.1 Психологические особенности кризиса среднего возраста, фазы

Кризис, происходит от греческого слова «krineo» и дословно значит «разделение дорог». В китайском языке слово кризис состоит из двух иероглифов, один из которых обозначает «опасность», а второй «возможность». Следовательно, слово «кризис» таит в себе элемент чрезвычайности, опасности и потребности в действиях. Вообще, определение слова «кризис» на самом деле обозначает крайнее состояние для осуществления какого-либо решения, необходим критический, очень важный момент.

Кризис устанавливается психологически как условия невозможности, невозможности дальнейшего бытия в старом статусе, т. е. такая ситуация, в которой субъект встречается с невозможностью воплощения в жизнь внутренних потребностей своей жизни (мотивов, желаний, ценностей). При упоминании о кризисе имеется в виду сильное чувствительное обстоятельство, возникающее в ситуации столкновения личности с трудностью на пути утоления ее важнейших жизненных нужд, препятствием, которое не может быть устранено способами решения проблемы, известными личности из ее прошлого жизненного опыта. Психологический кризис - это внутреннее расстройство эмоционального равновесия, наступающее под действием опасности, создаваемой внешними условиями.

В психологии обычно выделяют возрастные кризисы и ситуационные кризисы

Возраст - качественно специфическая ступень онтогенетического развития человека. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Эти нормативы обозначаются также как задачи возрастного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития, или возрастных кризисов. Это относительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Форма, длительность и острота кризиса может значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий.

В отечественной психологии понятие «возрастной кризис» было установлено Л.С. Выготским и определен как единая перемена личности ребенка, регулярно возникающее при смене постоянных ступеней. По Выготскому, возрастной кризис определен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику ребенка. Конструкция смены социальных ситуаций составляет психологическое содержание возрастного кризиса.

Ряд исследователей считают возрастные кризисы нормативным процессом, необходимым элементом социализации, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (3. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л. Божович). Другие авторы видят в возрастных кризисах девиантное, злокачественное проявление индивидуального развития (С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец).

Все кризисы делят на восемь возрастных кризисов. Пять, из них случаются в ребяческом возрасте, у детей. Шестой характерен молодым взрослым людям. Седьмой кризис приходиться на сорокалетний возраст (+- пара лет). Последний восьмой кризис в жизни человека испытывается людьми в старческом возрасте

При разговоре о развитии взрослых нужно также рассматривать внутриличностную и межличностную гетерохронность, т. е. противоречие у одного человека темпов развития разных процессов (биологических, социальных, познавательных) и противоречие этих темпов у различных людей.

Помимо того, необходимо знать, что развитие взрослых, во время которого происходит расставление главнейшие личных приоритетов (профессиональные, отношение к любви, браку, семье, друзьям, ценностям, своему образу жизни), является суммой не только эволюционных, но и инволюционных процессов.

Кроме выделенных факторов, осложняющих периодизацию взрослости, нужно включить еще один фактор, который в принципе может являться достаточно важным. Чтобы с точностью описать процесс развития человек, не всегда достаточно выделить его биологическое и психическое развитие. Нужно обязательно выделить духовный момент жизни, поскольку именно он влияет на процесс развития и также на изменения в мышлении человека

При каждом переходе человека из одной возрастной стадии к другой, меняются его взгляды на жизнь и отношение к миру в целом и к отдельным моментам в частности, вырабатывается резкий психологический протест, это и является кризисами в жизни человека, что в итоге обычно приводит к большим проблемам. И лишь тогда когда сам человек поймет что в его жизни твориться что-то не правильное, что зависит не от других людей, а лично от него, только тогда он сможет сам справиться с проблемой.

По теории Выготского «кризис, или критический период, - время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития. Содержание кризиса - это распад сложившейся социальной ситуации развития и возникновение новой». Главными признаками кризиса по теории Выготского, являются:

* огромные изменения за небольшой период

* непонятные сроки кризиса, никто не может понять, когда он начался и когда закончиться;

* ссоры и постоянные споры с окружающими, полное отстранение от воспитания ребенка,

* расстройства развития: «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии» (Выготский, 1984).

Делая вывод, можно сказать, что в современной психологии существует два взгляда на понимание кризисных возрастов.

1Наличие кризисных возрастов у человека является необходимым этапом развития человека, т.к. происходит два противоборствующих между собой пути, когда человек борется со своей личностью и с ситуацией в целом. Это взгляды на кризисы Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина

2....

Другие файлы:

Основные цели, средства и планирование антикризисного PR
Public Relations в кризисных ситуациях. Типология и стадии кризисов. Особенности управления и коммуникации в кризисных ситуациях. Public Relations: уп...

Управление в кризисных ситуациях
Понятие, основные виды кризисов и признаки кризисных явлений на современном предприятии. Механизм управления кризисной ситуацией. Разработка стратегии...

Коммуникации в кризисных ситуациях 2

Коммуникации в кризисных ситуациях

Управление персоналом предприятия в кризисных ситуациях