Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Переживание потери в детском возрасте

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Особенности детской психики, которые влияют на переживание стресса. Возможные последствия пережитой в детстве потери. Факторы, влияющие на интенсивность и особенности эмоциональной окраски переживания. Реабилитация детей, пострадавших от военных действий.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

1

Содержание

Введение

1. Переживание потери

2. Психология детской потери

2.1 Некоторые особенности детской психики, которые влияют на переживание стресса. Особенности переживания у детей.

2.2 Что воспринимается ребенком как потеря.

2.3 Стадии переживания потери у ребенка.

2.4 Факторы, влияющие на интенсивность и особенности эмоциональной окраски переживания.

2.5 Возможные последствия пережитой в детстве потери.

3. Психологическая помощь

3.1 Помощь ребенку в повседневной жизни.

3.2 При каких симптомах нужна помощь специалиста.

3.3 Трудности консультирования ребенка.

3.4 Работа с родителями в процессе консультирования.

3.5 Клинический метод в консультировании детей.

3.6 Реабилитация детей, пострадавших от военных действий

Заключение.

Список литературы.

Введение

Систематическое изучение детей с психическими расстройствами, возникшими вследствие эмоционального стресса после смерти близкого человека, было начато американскими и английскими психиатрами и психологами в конце 30-х гг. Необходимость лечения этих детей дала толчок для более внимательного, теоретически обоснованного подхода к изучению детской потери. С тех пор исследования ведутся по двум направлениям: 1) в рамках медицинской психологии и психиатрии, где рассматривается связь потери родителей в детстве с разными психосоматическими синдромами; 2) в рамках психоаналитического подхода, акцентирующего внимание на построении общей теории переживания горя[21].

В последнее время стали появляться статьи отечественных авторов, посвященные данной проблеме, однако большинство из них опирается опять же на зарубежную литературу, и посвящено обзору уже имеющегося теоретического материала, практически нет отечественных исследований по проблемам детской потери. Об этом пишет Ф.Е. Василюк в работе "Пережить горе":

"Переживание горя, быть может, одно из самых таинственных проявлений душевной жизни. Каким чудесным образом человеку, опустошенному утратой, удастся возродиться и наполнить свой мир смыслом? Как он, уверенный, что навсегда лишился радости и желания жить, сможет восстановить душевное равновесие, ощутить краски и вкус жизни? Как страдание переплавляется в мудрость? Все это - не риторические фигуры восхищения силой человеческого духа, а насущные вопросы, знать конкретные ответы на которые нужно хотя бы потому, что всем нам рано или поздно приходится, по профессиональному ли долгу или по долгу человеческому, утешать и поддерживать горюющих людей. Может ли психология помочь в поиске этих ответов? В отечественной психологии - не поверите! - нет ни одной оригинальной работы по переживанию и психотерапии горя. Что касается западных исследований, то в сотнях трудов описываются мельчайшие подробности разветвленного дерева этой темы - горе патологическое и "хорошее", "отложенное" и "предвосхищающее", техника профессиональной психотерапии и взаимопомощь пожилых вдовцов, синдром горя от внезапной смерти младенцев и влияние видеозаписей о смерти на детей, переживающих горе, и т. д., и т. д." [5]

Между тем проблема эта стоит крайне остро в нашем обществе. С каждым годом увеличивается число пострадавших от стихийных бедствий, несчастных случаев, террористических актов, наблюдается рост преступности. Среди пострадавших огромное количество молодых людей, у которых есть маленькие дети. Сами дети также нередко оказываются жертвами социальных катаклизм. Все мы помним случаи захвата заложников в больнице города Буденовска в 1995 г., крушение подводной лодки "Курск", в результате которого многие дети потеряли своих отцов, историю печально известного мюзикла "Норд-Ост". Не прекращается и война в Чечне.

Проблемы детей, пострадавших в результате этих событий усугубляются в целом крайне нестабильной ситуацией в нашем обществе. Те трудности, с которыми многие дети могли бы справиться сами или с помощью членов своей семьи оказываются для них неразрешимыми на фоне тех проблем, которые буквально "сваливаются" на людей в результате социальных неурядиц. "Общеизвестны определенные изменения, происшедшие в структуре семьи: уменьшение размеров семьи и количества детей, уменьшение роли старшего брата и сестры, исчезновение резкой дифференциации между членами семьи в целом" - пишет А.И. Захаров в книге “Неврозы у детей”[13]. Современная семья состоит, как правило, из родителей и детей, причем число детей в семье также имеет тенденцию уменьшаться. Мало где можно встретить семью, в которой вместе живут представители трех поколений, ребенок редко видится со своими прародителями, эмоциональные связи между представителями разных поколений оказываются значительно ослаблены. Между тем, в ситуации стресса бабушка с дедушкой, братья и сестры, другие родственники могли бы очень помочь ребенку. Поэтому в современном обществе возрастает роль людей, способных оказать профессиональную психологическую помощь попавшему в беду ребенку, а также проконсультировать его родителей, учителей в вопросах воспитания.

Актуальность данной темы ясно звучит в словах А. С. Спиваковской: "Вернувшись из Армении, я принялась искать психологическую литературу по проблеме переживания потери и горя ... В отечественной психологии таких исследований не оказалось. Вместе с тем в США, в Западной Европе существуют психологические объединения, посвящающие свою деятельность науке и практике психологической помощи в данных обстоятельствах". Что же касается детской темы, но в нашей литературе, как отмечает В.П. Балакирев, исследования трудных переживаний здоровых (в медицинском смысле) детей практически отсутствуют. Рассматриваются неврозы, различные формы психических заболеваний, т. е. случаи явной патологии [11].

Целью данной работы является рассмотрение основных вопросов, касающихся переживания потери в детском возрасте, влияния ее на развития личности, а также некоторых общих рекомендаций по проблеме помощи этим детям.

1. Переживание потери

Переживание понимается нами как особая внутренняя деятельность по преодолению жизненных событий, смысл которой - восстановить функциональное равновесие жизни. Данное определение введено Ф. Е. Василюком [6]. Задача переживания, предъявленная жизнью, внутренней ситуацией, требует выполнения определенных внутренних действий. Человек должен научиться говорить на языке своих переживаний. Свой путь решения задачи переживания художник фиксирует в картине, писатель в тексте, дошкольник в игре, как присущей этому возрасту ведущей деятельности[11].

Особенность отрицательного переживания состоит в том, что оно возникает в критической ситуации, ситуации невозможности, т.е. такой ситуации, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений и пр.). Борьба против этой невозможности за создание ситуации возможности реализации жизненных необходимостей и есть переживание как преодоление некоторого "разрыва" жизни, некоторая восстановительная работа [6]. Эта восстановительная работа должна вестись самой личностью, исходить из ее собственной воли к жизни. На этом делают акцент психологи, работающие в рамках гуманистического подхода [10].

Утрата, в общем смысле этого слова, - это существенное изменение жизненной среды, вследствие чего возникает потребность восстановить себя в новой реальности, в изменившихся обстоятельствах. Утрата может переживаться как горе (переживание изменений по самому разному поводу: реакция на смерть, на разлуку и др.), ностальгия, потеря.

Понять суть переживания эмоциональной утраты, можно, обратившись к характеристике той внутренней ситуации, которая является источником ностальгии. Разрыв первичных уз нарушает непрерывность внутреннего существования, целостность душевной жизни. То, от чего человек отрывается, составляло с ним одно целое, было своим. Разрыв первичных уз происходит не в физическом пространстве и времени, а в пространстве и времени человеческой души. В результате человек оказывается в ситуации одиночества, внутреннего разлада и пытается вновь обрести утраченную гармонию с миром и внутреннее единство. И хотя понимание окончательности разрыва отличает ностальгию от других переживаний, стремление к целостности, попытка воссоздать разрушенную гармонию составляет цель той духовной работы, которая выполняется в форме переживания любой эмоциональной утраты.

Если в результате переживания удается достичь внутренней ценности, если прошлое входит составным элементом в сегодняшнюю жизнь, если критическая ситуация преобразуется в ситуацию возможности реализации жизненных необходимостей, то переживание можно считать успешным[11,12].

Острое горе, по мнению Э. Линдеманн, - это определенный синдром с психологической и соматической симптоматикой, который может протекать по-разному:

1. Этот синдром может возникать сразу же после кризиса, он может быть отсроченным, может явным образом не проявляться или, наоборот, проявляться в чрезмерно подчеркнутом виде.

2. Вместо типичного синдрома могут наблюдаться искаженные картины, каждая из которых представляет какой-нибудь особый аспект синдрома горя.

3. Эти искаженные картины соответствующими методами могут быть трансформированы в нормальную реакцию горя, сопровождающуюся разрешением [16].

Другие файлы:

Лечебная физическая культура при заболеваниях в детском возрасте
Во втором издании руководства дано клиническое обоснование и приведены практические рекомендации применения лечебной физической культуры при различных...

Средства лечебной физкультуры, применяемые в детском возрасте
Гимнастические, физические прикладного характера, спортивные виды физических упражнений, применяемые в детском возрасте. Подвижные игры, массаж и зака...

Особенности сердца и сосудов в детском возрасте
Изучение строения сердца, особенностей его роста в детском возрасте. Неравномерности формирования отделов. Функции кровеносных сосудов. Артерии и микр...

Ампутации конечностей в детском возрасте
Критерии ампутации, виды, особенности. Морфофункциональные особенности формирования культи в детском возрасте. Общее понятие об остеофитах. Развитие п...

Переживание ситуации хронической болезни в пенсионном возрасте
Переживание как предмет исследования в отечественной психологии. Анализ психологических исследований по проблеме переживания ситуации хронической боле...