Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Педагогика саморазвития

Тип: контрольная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Сущность творческой личности. Педагогическое творчество и мастерство. Словесный портрет творческого педагога и педагога-мастера. Разработка памятки молодому педагогу о путях достижения педагогического мастерства. Качества педагога-профессионала.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Задание 1

Найдите, проработайте и определите понятия «творческая личность» и «индивидуальный стиль деятельности», «направленность», «педагогическая направленность», «гуманистическая направленность», «педагогическое творчество», «педагогическое мастерство», «педагогические ценности», «идеалы педагога».

Ответ:

Творческая личность это личность обладающая способностями, мотивами, знаниями и умениями, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Индивидуальный стиль деятельности - устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности.

Направленность - целеустремлённая сосредоточенность на чём-нибудь мыслей, интересов.

Педагогическая направленность - это мотивация к профессии учителя, главное в которой действенная ориентация на развитие личности ученика.

Гуманистическая направленность - обеспечение более полного развития каждого учащегося с точки зрения не только усвоения учебного материала, но и познания учащимся самого себя и общества, в котором он будет жить.

Педагогическое творчество - активный процесс, направленный на поиск более совершенных форм учебно-воспитательной работы, успешное решение педагогических проблем, улучшение качества обучения и воспитания учащихся.

Педагогическое мастерство - комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.

Идеалы педагога - условие эффективности его самовоспитания.

Задание 2

Составьте словесный портрет «творческого педагога», «педагога - мастера».

Ответ:

Творческий педагог

Школа для ученика всегда являлась началом всех начал. Она давала им основу для дальнейшей учебы и жизни.

Преподавание - величайшее из искусств. Учитель не только обучает своему предмету, но и развивает способности учеников, формирует их характер и взгляды, учит правильному отношению к жизни и к людям. Воспитывать и учить детей - большая ответственность. А значит, учитель всегда должен знать, как трудные вещи сделать простыми, как заинтересовать ученика своим предметом.

Учитель должен построить свои отношения с учащимися таким образом, чтобы ни один ученик не чувствовал себя лишним.

Учитель должен не только обладать глубокими знаниями своего предмета, не только быть образованным, эрудированным человеком, но и иметь дар донести свои знания до каждого своего ученика.

Настоящий учитель своей первостепенной целью видит развитее способности к размышлению, к стремлению познать, проанализировать, дать собственную оценку и сформулировать собственное мнение у ученика. И лишь затем обучение своему предмету.

Почему-то каждый раз, дойдя до отчаяния от чувства бессилия, от осознания бесполезности всех усилий, вдруг получаешь сказочный подарок, причем чаще всего от того ученика, от которого не ждешь. У него появляются идеи, он делится ими, заражает и увлекает. И снова педагогическая жизнь играет яркими красками.

Настоящие знатоки и ценители всего - дети. То, что им дорого, не имеет цены - только ценность. А ценность определяется теми возможностями, которые таит вещь или предмет, это единственный критерий их оценки. Есть чудо, которое исчезает, когда мы уходим из детства, - это дар превращать любую вещь в то, во что мы хотим.

Это относится и к нынешнему школьному образованию. Воображению ученика, его изобретательности отводится в нем мало места. Упор делается на уже препарированные знания, подготовленные непосредственно к потреблению, часто стерильно обработанные и даже спрыснутые дезодорантом.

При обучении нам важнее всего конечный результат: оценка, аттестат, диплом, работа, деньги - в такой последовательности. А ведь обучение - это не продукт, а процесс, причем процесс, не кончающийся никогда. И воображение - моё условие этого процесса, так же как и способность мечтать и витать в облаках. Именно мечтатели создали колесо, «Пятую симфонию», «Фауста», космический корабль, компьютер и памперсы для младенцев.

Всегда, в любой параллели есть ярко одаренные дети. Не все они жалуют именно мой предмет, но как хорошо, что они есть. Но все-таки бтльшая радость, когда блеснет мысль у отстающего ученика, или когда пассивный или враждебно настроенный ученик неожиданно подойдет и скажет, что хочет что-то сделать, и спрашивает, как.

Вознаграждение за учительский труд: возможность воздействовать на ученика, изменять его жизнь.

Современный учитель находится в постоянном поиске тех методов и средств обучения, которые бы приносили наибольшую пользу ученику, не нанося вреда его здоровью, психики и повышали интерес к изучению предмета. Как для ученика, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный урок - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. Актуальный урок означает важный, существенный для настоящего времени. А ещё - действенный, насущный. Только в этом случае обучение ведёт к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта ученика.

Эффективны, на мой взгляд, и имеют успех в развитии личности ученика те педагогические технологии, которые включают в себя рефлексию, т.е. осознание учеником процесса и результатов своей деятельности с учётом их оценки другими. Нужно, чтобы ученик:

Ш осознавал себя,

Ш оценивал себя глазами других,

Ш отвечал за свои действия,

т.е. был осознанным и хорошо адаптированным в социальном мире.

Педагог - мастер

Я считаю первой отличительной чертой профессионала - в совершенстве знать теоретический материал. И уметь применять его на практике в любых меняющихся современных условиях. В таких случаях всегда говорят - он же профессионал своего дела. Быть мобильным по отношению к себе и окружающим педагога коллегам.

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». (В.Ключевский)

Учитель - это ЧЕЛОВЕК. Не автомат, выдающий информацию, а относящийся к детям с любовью, который учит детей чувствовать прекрасное, быть чуткими, терпеливыми и терпимыми.

Настоящий профессионал не будет смешивать личное и производственное, никогда не будет свои обиды вымещать на ребенке. Он строгий, но справедливый.

Педагог-профессионал умеет организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение ребенком результатов, сформулированных как ключевые компетенции. Педагог-профессионал умеет организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения.

Педагог-профессионал обладает такими качествами, как открытость для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу и воздержание от роли кладезя мудрости и знаний.

Также педагог постоянно стремится к саморазвитию, самообразованию, занимает в этом плане активную личностную позицию.

Педагог-профессионал выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию, продвигает ребёнка в области самообразования.

Педагогический оптимизм - это вера в ученика, в его возможности, способность видеть в ученике хорошее и опираться на это хорошее в процессе обучения, а также вера в успех собственного дела.

Профессиональная честь учителя - это нормы поведения учителя и принуждает в нестандартных ситуациях вести себя соответственно своему социальному статусу и профессии.

Педагог-профессионал обязательно должен быть психологом. Знание психологии, особенно возрастной и социальной, умение применять эти знания в нестандартных педагогических ситуациях отличает педагога-профессионала, педагога-мастера.

Педагог-профессионал - это педагог-импровизатор. Все педагогические ситуации очень похожи друг на друга и в то же время каждая из них уникальна. Нужно уметь находить выход из любой ситуации, даже, казалось бы, самой тупиковой. При этом выход должен быть найден в кратчайшие сроки. Иногда это всего несколько секунд.

Задание 3

педагогический творчество мастерство

Разработайте памятку молодому педагогу о путях достижения педагогического мастерства.

Ответ:

· Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.

· Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.

· Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.

· Постарайся вселить...

Другие файлы:

Молодежные объединения как условие саморазвития личности подростка
Понятие саморазвития личности в психологической науке, сущность "Я-концепции". Подросток как субъект саморазвития. Особенности саморазвития личности в...

Образование и педагогика за рубежом в начале ХХ века
Педагогический традиционализм (социальная, религиозная и философская педагогика). Реформаторская педагогика. Свободное воспитание, экспериментальная п...

Основы самопознания и саморазвития
Это учебное пособие, посвященное актуальным проблемам психологии самопознания и саморазвития, раскрывает понятия, структуру, механизмы, барьеры самопо...

Современные подходы к профессиональному саморазвитию студентов
Психолого-педагогические аспекты понимания саморазвития личности. Педагогическая практика и самостоятельная работа - методы профессионального саморазв...

Системный подход к решению проблемы творческого саморазвития личности школьника в учреждение дополнительного образования
В течение десятилетий российская политизированная педагогика утверждала, что воспитание, воздействие на человека извне едва ли не всемогуще и может да...