Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Пальчиковая живопись как средство развития воображения у младших дошкольников с задержкой психического развития

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Особенности развития воображения человека в онтогенезе. Главные особенности воображения младших дошкольников с задержкой психического развития. Роль пальчиковой живописи в развитии воображения младших дошкольников с задержкой психического развития.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к проблеме развития воображения детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе пальчиковой живописи

1.1 Особенности развития воображения в онтогенезе

1.2 Особенности воображения младших дошкольников с задержкой психического развития

1.3 Роль пальчиковой живописи в развитии воображения младших дошкольников с задержкой психического развития

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию воображения у младших дошкольников с задержкой психического развития в процессе занятий пальчиковой живописью

2.1 Процедура, методы и организация исследования

2.2 Изучение особенностей творческих способностей и воображения младших дошкольников с задержкой психического развития

2.3 Педагогическая работа по развитию воображения у дошкольников с задержкой психического развития в процессе занятий пальчиковой живописью

2.4 Сравнительный анализ полученных экспериментальных данных

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Закон РФ «Об образовании» ставит перед педагогами задачи всестороннего развития личности ребенка. Как показали исследования Л.С.Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, В. А. Крутецкого, С.Л.Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Воображение участвует во всех видах деятельности: игровой, учебной, трудовой. Обеспечивает адекватное поведение в той или иной жизненной ситуации, а значит, способствует социальной адаптации, что особенно важно для детей с интеллектуальным недоразвитием, у которых ограничены возможности самостоятельной ориентации.

У дошкольников с ЗПР формирование воображения идет на неблагоприятной почве, отличается фрагментарностью, неточностью, схематичностью. Из-за органических или функциональных нарушений, имевших место, воображение оказывается на низком уровне развития. Имеются трудности в использовании образов памяти, восприятии, страдают целостность создания образа, речь не выполняет своей регулирующей функции. У большинства детей имеются недостатки зрительно-двигательной координации, узость объема восприятия, трудность узнавания предметов в необычном положении.

В учебной и игровой деятельности дошкольников с ЗПР прослеживаются характерные особенности:

Диссоциация - сложное целое разделяется на части;

Изменение - преувеличение или преуменьшение;

Ассоциация - объединение диссоциированных и измененных элементов;

Комбинация отдельных образов, приведение их в систему;

Воображение, расширяя перспективу индивидуального опыта через проблематизацию его развивающегося содержания, к концу дошкольного детства как бы подводит ребенка к границе особой предметной области. Это - область таких задач, которые могут быть решены лишь теоретическим способом и более никаким иным.

Опыт проблематизации действительности силой воображения, накопленный в дошкольном возрасте, вместе с тем обогащает постигающие возможности теоретического мышления в ходе дальнейшего освоения младшим школьником новых предметных областей. Таким образом развитие творческого воображения должно происходить буквально во всех видах деятельности дошкольника.

Дефектное развитие ощущений и восприятий у детей с ЗПР затрудняют формирование представлений, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления (С. Я. Рубинштейн, Ж. И. Шиф).

Таким образом, актуальность исследования определяется участием воображения во всех психических процессах. Именно этим объясняется актуальность нашей работы.

Проблема исследования - занятия пальчиковой живописью с младшими дошкольниками с ЗПР с использованием пальчиковой живописи является одним из условий развития воображения , но технология данного процесса остается недостаточно разработанной.

Объект нашего исследования : процесс развития воображения у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Предмет исследования: система занятий по развитию воображения у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием пальчиковой живописи.

Цель работы: изучение особенностей развития воображения дошкольников с задержкой психического развития и разработать систему занятий с использованием пальчиковой живописи как средства развития воображения у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи исследования:

1.Изучить теоретический аспект о особенностях развития воображения в онтогенезе;

2.Изучить особенности развития воображения старших дошкольников с задержкой психического развития;

3.Разработать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность системы занятий по развитию воображения у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием пальчиковой живописи.

Гипотеза исследования: пальчиковая живопись является эффективным средством развития воображения младших дошкольников с задержкой психического развития.

Методы исследования :теоретические (обзор и анализ литературы по вопросу) и эмпирические (проведение формирующего и констатирующего экспериментов).

Базой исследования являлся ТОГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), «Специальный (коррекционный) детский дом для детей с отклонениями в развитии №6»

Структура дипломной работы обусловлена целью, предметом и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав ,заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к проблеме развития воображения детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе пальчиковой живописи

1.1 Особенности развития воображения в онтогенезе

В психологии познавательных процессов не выработано единого определения воображения. В каждом из предлагаемых определений авторами подчеркиваются те стороны, которые, по их мнению, являются наиболее яркими и важными чертами воображения, отличающими его от других психических процессов. Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.

Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного [1].

Воображение - это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме - объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.

Воображение - это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.

По степени активности и волевых усилий оно может быть:

1. Активное воображение - пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Её психическая активность подсознательна, интуитивна.

2. Пассивное воображение - его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы.

А по степени преобразования действительности:

3. Продуктивное воображение (творческое, преобразующие) - в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически...

Другие файлы:

Особенности использования развивающих игр, способствующих развитию воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития
Особенности развития воображения старших дошкольников с задержкой психического развития. Разработка методических рекомендаций по проведению развивающи...

Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития
Личностный рост ребенка с задержкой психического развития. Влияние изобразительной деятельности на воображение. Особенности развития воображения у дет...

Игра как одно из средств социализации дошкольников с задержкой психического развития
Характеристика игры как одного из средств социализации дошкольников с задержкой психического развития. Характерные черты игры, ее социальная природа....

Игровая деятельность младших школьников с задержкой психического развития
Особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Психологические основы игры данной категории детей. Определе...

Связная речь младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития
Развитие связной речи младших школьников в норме. Дефекты речи у детей с задержкой психического развития. Сопоставление уровней владения связной речью...