Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Особенности формирования коллектива подростков в спортивной деятельности

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Сущность понятия коллектив и его структура. Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений детей подросткового возраста в спортивной деятельности. Процесс формирования коллектива подростков на уроках физической культуры.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Выпускная квалификационная работа

Особенности формирования коллектива подростков в спортивной деятельности

Содержание:

Введение

Глава I. Коллектив как объект психолого-педагогического исследования

1.1 Сущность понятия коллектив и его структура

1.2 Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений детей подросткового возраста

1.3 Теории и подходы к разработке проблемы формирования коллектива и влияние спорта на его развитие

Выводы по главе первой

Глава II. Особенности формирования подросткового коллектива в процессе физического воспитания

2.1 Изучение процесса формирования коллектива на уроках физической культуры

2.2 Система работы, направленная на эффективное формирование подросткового коллектива в спортивной деятельности

Выводы по главе второй

Заключение

Литература

Приложения

Введение

Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях.

Проблема межличностного взаимодействия относится к числу важнейших сфер жизнедеятельности, особенно для подростка, поскольку это самый трудный и сложный из всех возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. От того, как будет складываться межличностное взаимодействие подростков, зависит формирование будущей личности. Все это и происходит в коллективе.

Основным источником и условием коллективообразования является социально обусловленная различная совместная предметная деятельность. Наиболее ярким процессом в педагогической деятельности, в условиях которого возможна совместная деятельность, является процесс физического воспитания. Именно в процессе спортивной деятельности возможно эффективное коллективообразование подростков. Существуют эффективные технологии по формированию коллектива учащихся, однако недостаточно разработаны технологии по формированию коллектива подростков в спортивной деятельности. Значимость спортивной деятельности в формировании коллектива велика, особенно в подростковом возрасте, таким образом, тема данной работы: «Особенности формирования коллектива подростков в спортивной деятельности».

Цель работы: определить условия формирования и сплочения коллектива в процессе спортивной деятельности.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс физического воспитания школьников.

Предмет исследования: система игр и упражнений направленная на формирование подросткового коллектива.

Задачи исследования:

Теоретически обосновать понятие коллектив как объект психолого-педагогического исследования, его сущность, структуру, функции.

Изучить условия формирования коллектива подростков в спортивной деятельности.

Определить уровень сплоченности подросткового коллектива.

Экспериментально апробировать и выявить эффективность разработанной системы игр и упражнений, направленной на формирование подросткового коллектива на уроках физической культуры.

Гипотеза: Мы предположили, что разработанная система упражнений и игр направленная на формирование подросткового коллектива будет наиболее эффективной, если выполнять её систематически на уроках физической культуры.

В ходе исследовательской работы использовались следующие методы: анализ научно и учебно-методической литературы, диагностика, математическая обработка результатов.

Теоретическая значимость и практическая ценность работы заключается в разработке методических основ формирования и сплочения спортивного коллектива подросткового возраста.

Исследование проводилось на базе контрольного 7 «Б» и экспериментального 7 «А» классов МОУ СОШ № 5 г. Михайловка.

Глава I. Коллектив как объект психолого-педагогического исследования

1.1 Сущность понятия коллектив и его структура

В современной психолого-педагогической литературе употребляется два значения понятия «коллектив». Первое - под коллективом понимается любая организация, группа людей (на заводе, в цехе, бригаде, ПТУ, школе, студенческой группе и т. д.); второе - под коллективом понимается высокий уровень развития группы. В этом случае речь идет о ее качественных характеристиках: целеустремленности, сплоченности, духовном единстве и т. д.

В условиях школы организация учащихся в коллектив осуществляется целенаправленно и последовательно, сообразно задачам воспитания. В этом смысле коллектив является объектом воспитательного воздействия и управления со стороны педагогов. Изучение воспитательных возможностей ученического коллектива, личности каждого воспитанника, их взаимодействия, основанного на постоянном духовном обогащении друг друга и коллектива в целом, - все это позволяет воспитателю рассматривать коллектив как явление педагогическое.

Вместе с тем следует учитывать, что в ученической среде возникают различные объединения (по увлеченности, совместной деятельности, взаимным симпатиям, по интересам, соседству и другим признакам). В процессе общения развиваются межличностные отношения. Коллектив обретает свою внутреннюю, субъективную сторону жизнедеятельности и функционирует как явление социальное.

Ученический коллектив является своеобразной формой общности подростков, юношей и девушек. От других объединений он отличается целым рядом признаков. Прежде всего, это объединение школьников, устремленных к единым общественно значимым целям, реализуемым в учебном процессе.

Коллектив первоначально состоит из малых групп. Малая группа -- это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. Её нижние и верхние границы определяются качественными признаками, основными из которых являются контактность и целостность. За нижнюю границу малой группы большинство специалистов принимают 3 человека, поскольку в группе из двух человек (диаде) групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница обычно не превышает 20-50 человек и определяется её качественными признаками.

Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа.

Среди естественных малых групп по характеру внутренних связей различаются: формальные и неформальные.

Формальные группы -- группы, членство и взаимоотношения в которых, носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются, прежде всего, первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и малые институциональные группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является совместная деятельность,

Неформальные группы -- объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами малых неформальных групп являются дружеские и приятельские компании, неформальные объединения людей, связанных общими интересами.

По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы)

Под структурой коллектива мы понимаем следующие её компоненты:

· формальное лидерство

· роли

· нормы

· статус

· состав

Почти каждый коллектив имеет своего формального лидера. Лидеры во многом определяют моральный климат, взаимоотношения в коллективе и, в конечном счете, эффективность его работы.

Так же неформальный лидер приобретает свое положение, добиваясь власти и применяя ее по отношению к членам коллектива, аналогично тому, как это делает лидер формальной организации. Опора неформального лидера - признание его коллективом.

За каждым членом коллектива обычно закрепляются определенные роли. Роль - это способ поведения индивида в некоторой ситуации, определяемый его внутренней мотивацией и представлениями о должном.

Существуют две основных направленности ролей для создания нормально работа...

Другие файлы:

Формирование межличностных отношений подростков как условие социальной адаптации в спортивной секции
Особенности межличностных отношений подростков в коллективе сверстников. Характеристика социально-психологического климата, благоприятного для личного...

Коллектив как ведущий фактор становления личности
Характеристика школьного коллектива. Роль педагога и пути формирования ученического коллектива. А. Макаренко и В. Сухомлинский о влиянии детского колл...

Условия формирования спортивной мотивации спортсменов 15-16 лет
Характеристика спортивной мотивации, ее формирование, цель, задачи, методы и организация. Экспериментальное исследование педагогических условий формир...

Влияние основных видов деятельности на интеллектуальное развитие подростков
Характеристика основных видов деятельности подростков. Особенности интеллектуального развития подростков. Нетривиальность мышления как один из важных...

Особенности и пути формирования мотивационно-волевой сферы в спорте
Общее понятие мотивации в спорте. Обратная связь, подкрепление, внутренняя мотивация. Особенности психологической стороны подготовки спортсмена. Усили...