Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Особенности тенцевально-экспрессивного репертуара и социально-психологические характеристики личности

Тип: статья
Категория: Психология
Скачать
Купить
Танец и танцевальное взаимодействие. Роль социальных и социально-психологических факторов в возникновении и развитии танца. Анализ танцевально-экспрессивного репертуара личности. Понимание танца как особой формы экспрессивного поведения личности и группы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ОСОБЕННОСТИ ТАНЦЕВАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНОГО РЕПЕРТУАРА И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ

танец личность репертуар экспрессивный

Актуальность исследования. Танец всегда привлекал внимание ученых - культурологов, этнографов, философов, педагогов, медиков, историков, психологов. Социальная психология также обращается к изучению танца и танцевального взаимодействия, фиксируя центральную роль социальных и социально-психологических факторов в возникновении и развитии танца на протяжении тысячелетий человеческой истории.

Целью работы явилось изучение особенностей танцевально-экспрессивного репертуара и социально-психологических характеристик личности

Предметом исследования является связь параметров танцевально-экспрессивного репертуара и выраженности социально-психологических потребностей и личностных черт участника танцевального взаимодействия.

Гипотеза исследования: параметры танцевально-экспрессивного репертуара могут быть связаны с социально-психологическими потребностями и личностными чертами участника танцевального взаимодействия.

Теоретические задачи исследования:

1. Проанализировать динамику знаковой функции танца в истории развития человечества.

2. Рассмотреть понятия «танец», «экспрессивный репертуар», «танцевально-экспрессивный стереотип», подход к танцу как особой форме экспрессивного поведения личности.

3. Рассмотреть работы, анализирующие проблему взаимосвязи между особенностями личности и характеристиками ее экспрессивного поведения в психотерапии и психологии

4. Описать параметры анализа танцевально-экспрессивного репертуара личности.

Методическая задача исследования:

5. Разработать процедуру анализа танцевально-экспрессивного репертуара, подобрать блок методик, диагностирующих социально-психологические потребности и личностные черты участников танцевального взаимодействия.

Эмпирические задачи исследования:

6. Провести анализ соотношения параметров танцевально-экспрессивного репертуара и особенностей мотивационно-потребностной сферы личности участников танцевального взаимодействия.

7. Провести анализ соотношения параметров танцевально-экспрессивного репертуара и личностных черт участников танцевального взаимодействия.

Методологические и теоретические предпосылки работы: представление о танце как одной из древнейших невербальных знаковых систем человеческой культуры (В.В. Ромм, Э.А. Королева); социально-психологический подход к танцу (Э.Л.Мартинес, В.А. Лабунская, Т.А. Шкурко, Е.К. Луговая, Э. Ноак); личностно-динамический подход к экспрессии личности (В.А. Лабунская); современные исследования взаимосвязи невербального поведения личности и ее психологических и социально-психологических характеристик (В.А. Лабунская, М.Буракова, О.О. Пугачевский, Д. Доржминчингийн, Е.В. Белугина, Г.В. Сериков, О. Герасимова, К.Г. Нестерова-Маликова, Д.В. Погонцева, Е.А. Петрова, М.В. Якушева, В.И. Екинцев и др.).

Методы исследования: наблюдение, тестирование, методы качественной и количественной обработки полученных данных (описательные статистики, сравнение 2-х выборок по критерию Манна-Уитни).

Методики исследования:

1. Опросник межличностных отношений В. Шутца (ОМО), адаптированный А.А. Рукавишниковым (1992).

2. 16-факторный опросник Р. Кеттела.

3. Оценка танцевально-экспрессивного репертуара на основе разработанных автором критериев.

Эмпирическим объектом исследования выступили участники танцевально-экспрессивного тренинга в количестве 48 человек, мужчины и женщины в возрасте от 19 до 35 лет.

Проведенный теоретический анализ литературы позволил установить, что танец является одной из древнейших невербальных знаковых систем человеческой культуры. На протяжении веков, с момента его возникновения в эпоху верхнего палеолита, танец занимает значительное место в жизни человека и общества, выполняет разнообразные психологические и социально-психологические функции. Одной из важнейших функций является знаковая функция. Анализ динамики знаковой функции танца показывает, что на протяжении своего существования танец являлся и является знаком как личностных (чувств, отношений, индивидно-личностных свойств и т.д.), так и социальных явлений (социальных отношений, ценностей).

Танец определяют в литературе как форму невербального катарсиса; вид невербального общения, наделенный всеми функциями общения; социокультурный феномен, в котором находят своё выражение социальные ценности, общественные установки, отражаются социальные мотивы; вид пространственно-временного искусства, художественные образы которого создаются средствами эстетически значимых, ритмически систематизированных движений и поз; символ Жизни и Всемирного движения.

Мы в данной работе опирались на понимание танца как особой формы экспрессивного поведения личности и группы, представленное в работах В.А. Лабунской и Т.А. Шкурко.

Проблема взаимосвязи невербального поведения личности и ее психологических и социально-психологических характеристик представлена в ряде работ В.А. Лабунской, Е.В. Белугиной, Г.В. Серикова, Е.А. Петровой и др. Тем не менее, очень мало работ, которые бы исследовали особенности взаимосвязи танцевально-экспрессивного репертуара и социально-психологических характеристик личности участника танцевального взаимодействия.

Для достижения поставленной в нашем исследовании цели мы выделили 12 параметров анализа танцевально-экспрессивного репертуара личности (1-2 типичность - разнообразие; 3-4 стереотипность - индивидуальность; 5-6 экстравертированность - интровертированность; 7-8 мощность - легкость; 9-10 движения быстрые - медленные; 11-12 течение ограниченное - свободное; 13-14 однофакторные движения - многофакторные; 15-16 использование 2-х горизонтальных ярусов - всех 3-х горизонтальных ярусов; 17-18 женственные, пластичные движения (у девушек) - неженственные, прямые движения (у девушек); 19-20 маскулинность движений (у юношей) - разнообразие движений (у юношей); 21-22 ориентация лицом к лицу с близкой дистанцией, прикосновением - ориентация: спиной к другим членам группы; 23-24 Близкая дистанция, наличие прикосновений - дистанцированность от других).

Затем по каждому из критериев были проанализированы 48 человек. В итоге, исходя из данных критериев, мы получили 24 группы, которые были выделены следующим образом: выделялись испытуемые с наиболее выраженным признаком одного полюса и другого (например, танцующие только быстро и только медленно). В расчет не брались те испытуемые, которых было трудно отнести к какому-либо одному полюсу парного критерия. Эти 24 группы были разнесены по таблицам в соответствии с количеством методик. К сравнению данных по группам был применен метод Манна-Уитни.

Эмпирическое исследование особенностей танцевально-экспрессивного репертуара и социально-психологических характеристик личности позволило сделать ряд выводов:

1. Анализ соотношения выраженности социально-психологических потребностей и личностных черт и характеристик танцевально-экспрессивного репертуара личности говорит о том, что между ними имеется связь. Между участниками танцевального взаимодействия, дифференцированными по параметрам танцевально-экспрессивного репертуара, обнаружены значимые различия.

2. Наибольшее количество значимых различий обнаружено между участниками танцевального взаимодействия, дифференцированным по параметрам: близкая дистанция, наличие прикосновений/далекая дистанция; быстрый/медленный; танец, обращенный вовне/обращенный внутрь; маскулинный/немаскулинный.

3. Описаны особенности личности участников танцевального взаимодействия, дифференцированных по 12 параметрам танцевально-экспрессивного репертуара. Приведу несколько социально-психологических портретов участников танцевально-экспрессивного тренинга:

3.1. Участники танцевального взаимодействия, предпочитающие типичные танцевальные движения, обладают такими чертами личности, как слабый социальный контроль (чувствуют себя свободными от влияния группы, равнодушны) (G-) и социальная смелость (Н+). Для них более характерна потребность включаться в другие социальные группы (Ie+), они требуют больше любви от других. Танцующие «разнообразно» имеют следующие черты личности: более подвижный интеллект (В+), подозрительность (L+), развитое воображение (М+).

3.2. Среди танцующих «стереотипно» преобладают следующие характеристики личности: практичность, реалистичность (М-), склонность к конформизму (Q2-). У них более выражены потребность включаться в деятельность других и потребность контролировать их, чем у предпочитающих «индивидуальный» стиль танцевальной экспрессии, которые стремятся к проявлению любви. У предпочитающих «индивидуальность» танцевальной экспрессии следующие особенности личности: интеллектуальная подвижность (В+); мягкость, впечатлительность (J-); мечтательность, самодостаточность (М+); независимость, доминантность (Е+).

3.3. Танцующим «интровертированно» свойственны эмоциональная нестабильность (С-), замкнутость (А-), слабый социальный контроль, необязательность (G-); подозрительность (L+). Они отличаются стремлением включаться в деятельность других и контролировать их. Кроме того они требуют от остальных проявления близких эмоциональных отношений к себе, в отличие от танцующих «экстравертированно», которые не имеют экстремально высоких или низких потребностей. Предпочитающие «обращенную к ком...

Другие файлы:

Социально-психологические особенности личности в становлении профессиональной идентичности военнослужащего-контрактника
Социально-психологические особенности военнослужащих различных категорий. Социально-психологические особенности личности, влияющие на становление проф...

Психологические аспекты влияния воинской службы на развитие личности военнослужащего
Понятие направленности личности. Индивидуально-психологические черты военнослужащих. Психологические особенности молодости и зрелости как возрастных п...

Особенности представлений о невостребованной личности
Экспериментальное иследование критериев востребованности студента как профессионала и как личности. Факторы, влияющие на формирование образа востребов...

Психологические особенности следственных действий
Психологическая характеристика осмотра места происшествия. Психология разоблачения маскировок, инсценировок и ложных алиби. Психологические характерис...

Социально–психологические особенности личности руководителей высшего звена
Понятие руководства и лидерства, особенности их сходства и различий. Характеристики психологических и непсихологических критериев эффективности руково...