Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Особенности социально-психологической адаптации

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Феномен "социально-психологическая адаптация". Индивидуально-психологические качества младшего подростка. Психологический тренинг по сопровождению процесса социально-психологической адаптации учащихся при переходе из начальных классов в пятые классы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Реферат

Дипломная работа 50 с., 7 рис., 50 источников, 9 прил.

АДАПТАЦИЯ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ, МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ, «ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ», ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ.

Объект исследования - социально-психологическая адаптация учащихся пятых классов.

Предмет исследования - индивидуально-психологические особенности учащихся пятых классов, влияющие на процесс успешной социально-психологической адаптации.

Цель работы: выявить особенности социально-психологической адаптации учащихся при переходе из начальной классов в пятые классы гимназии. Методы исследования: описательно-аналитический, опрос, анкетирование, статистической обработки данных.

Элементы новизны: при выявлении особенностей социально-психологической адаптации учащихся при переходе из начальных классов в пятые классы гимназии учитывался широкий ряд индивидуально-психологических особенностей учащихся, что позволяет получить целостную картину трудностей и более эффективно разработать программу помощи.

Результаты внедрения: составленная программа психологического тренинга используется в ГУО «Гимназия №5 г. Витебска».

Теоретическая и практическая значимость: определены теоретические подходы к построению программы диагностики по выявлению индивидуально-психологических особенностей учащихся пятых классов, влияющих на процесс социально-психологической адаптации. А также разработана программа психологического тренинга, которая может найти применение в деятельности учителя и педагога-психолога с целью получения достаточно полной и объективной картины адаптационных возможностей учащихся.

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы социально-психологической адаптации учащихся при переходе из начальных классов в пятые классы гимназии

1.1 Феномен «социально-психологическая адаптация»

1.2 Особенности индивидуально-психологических качеств младшего подростка

1.3 Психолого-педагогические критерии успешной социально-психологической адаптации учащихся при переходе их из начальных классов в пятые классы гимназии

ГЛАВА 2. Проведение эмпирического исследования по проблеме социально-психологической адаптации учащихся при переходе их из начальных классов в пятые классы гимназии

2.1 Цели, задачи и методы исследования

2.3 Ход работы

2.3 Результаты исследования социально-психологической адаптации учащихся пятых классов

ГЛАВА3. Программа психологического тренинга по сопровождению процесса социально-психологической адаптации учащихся при переходе из начальных классов в пятые классы гимназии

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Переход из начальных классов в пятые является переломным моментом в жизни ребёнка, так как в это время происходит переход к новому образу жизни, положению в обществе, а также к новым условиям деятельности и взаимоотношениям со взрослыми, сверстниками и учителями.

В данный период наблюдается нагрузка на психику учащегося, что связано с резкими изменениями условий обучения: дети переходят от одного основного учителя к нескольким учителям, в требованиях которых зачастую наблюдается рассогласованность и нередко противоречивость. Поэтому школьнику необходимо приспосабливаться и адаптироваться к индивидуальному стилю каждого учителя.

В связи с большим количеством нагрузок в адаптационный период учащиеся пятого класса могут стать раздражительными, агрессивными, тревожными, суетливыми или робкими; у них может снизиться работоспособность и успеваемость по школьным предметам, нарушиться система взаимоотношений со сверстниками. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для большинства школьников. Поэтому переход из начальных классов в пятые классы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации учащихся пятых классов - одним из труднейших периодов школьного обучения.

Так же следует отметить, что затруднения в процессе адаптации учащихся вызывает тот факт, что данный период совпадает с началом подросткового возраста, особенности которого откладывают свой отпечаток на жизнедеятельности и системе взаимоотношений.

Следует отметить, что любой переходный этап сопровождается чувством страха, неуверенностью и тревожностью перед новизной этих изменений, что может затруднять процесс адаптации и приводить в крайних случаях к дезадаптации. Состояние тревоги у учащихся в период перехода от младшего школьного возраста к подростковому возникает не только в экстремальных, но и в привычных ситуациях, предъявляющих более высокие требования к умению управлять своим поведением. Тревожность в подростковом возрасте может стать устойчивым личностным образованием, включая особенности «Я-концепции», отношения к себе.

На сложность и значимость периода, связанного с социально-психологической адаптацией учащихся пятых классов к условиям школьной среды, указывают исследования, проведенные в области психологии, педагогики, медицины, физиологии такими авторами как Г.М. Андрееева, М.В. Битянова, Л.И. Божович, М.А. Галагузова, И.В. Дубровина А.В. Мудрик, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин, Г. Айзенк, Х. Хартманн, Э. Фромм, Г. Крайг и др. В научных исследованиях названных авторов разработаны определения адаптации, выявлена ее сущность, значимость, особенности, рассмотрены виды адаптации.

Таким образом, учебная и социальная ситуация развития данного периода обусловлена резкие внешними изменениями в школьной жизни и возрастными особенностями, что ставит перед учащимися пятых классов задачи качественно нового уровня. Успешность же социально-психологической адаптации во многом зависит от педагога-психолога учреждения образования, деятельность которого в данный период направлена на создание условий для полноценного личностного развития ребенка.

Объект исследования - социально-психологическая адаптация учащихся пятых классов.

Предмет исследования - индивидуально-психологические особенности учащихся пятых классов, влияющие на процесс успешной социально-психологической адаптации.

Цель работы: выявить особенности социально-психологической адаптации учащихся при переходе из начальных классов в пятые классы гимназии.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме психологической адаптации учащихся при переходе из начальных классов в пятые;

2. Изучить особенности социально-психологической адаптации пятиклассников;

3. Разработать программу сопровождения социально-психологической адаптации к условиям обучения при переходе из начальных классов в пятые классы гимназии.

Обобщив все психологические позиции по данной проблеме, мы выдвинули следующую гипотезу: начало обучения детей в средних классах гаимназии сопровождается различными по степени проявления негативными тенденциями, использование профилактического и развивающего воздействия на психическую сферу будет способствовать развитию их адаптационных возможностей.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

ѕ Теоретические: метод теоретического анализа психолого-педагогической литературы.

ѕ Эмпирические: метод анкетирования («Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой»), опроса («Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан», «Шкала самооценки и уровня притязаний Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан)», метод социометрии (Битянова М.Р.)

Практическая значимость исследования состоит в разработке программы психологического тренинга, направленного на сопровождение социально-психологической адаптации учащихся пятых классов.

1. Теоретический анализ проблемы социально-психологической адаптации учащихся при переходе из начальных классов в пятые классы гимназии

1.1 Феномен «социально-психологическая адаптация»

Термин «адаптация» происходит от латинского «adaptation» - приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

В психологическом словаре адаптация - это приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды [32, с. 10].

С точки зрения А.В. Мудрика, адаптация - это устойчивая модель поведения в определенных условиях и ситуациях. Адаптация рассматривается как проявление, процесс и результат. Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления (комфортного самочувствия) к ней. По поведению человека можно судить о степени его адаптированности к определенным условиям среды в данный период времени. Практика свидетельствует, что воспитатель далеко не всегда может выявить нетипичное поведение ребенка в среде (семье, детском саду, школе, на улице, в сотрудничестве со сверстниками). Чтобы сделать это своевременно, необходимо хорошо знать ребенка, своеобразие его поведения в различных условиях. Подобный ф...

Другие файлы:

Особенности психологической адаптации учащихся подросткового возраста на уроках физической культуры
Подходы к изучению социально психологической адаптации. Особенности социальной и спортивной адаптации. Психологические особенности подросткового возра...

Социально-психологическая адаптация пожилых людей
Проблема социально-психологической адаптации в современной психологии. Особенности социально-психологической адаптации пожилых людей. Организация иссл...

Социально-педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников к условиям жизнедеятельности в ВУЗе
Понятие и характеристика социально-психологической адаптации личности. Особенности социально-психологической адаптации у первокурсников к новым услови...

Взаимосвязь агрессивности и социально-психологической адаптации у подростков
Психологические особенности проявления агрессивности у старшеклассников. Характеристика нормального, девиантного и патологического видов социальной ад...

Проблема социальной и психологической адаптации вынужденных переселенцев и пути ее коррекции
Особенности социально-психологической адаптации вынужденных переселенцев, ее положительные и отрицательные факторы. Роль психологической помощи в проц...