Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Особенности психологического развития в младшем школьном возрасте

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Развитие психических функций. Нарушения эмоционально-волевой сферы. Развитие личности в среднем детстве. Отношения ребенка со сверстниками в течение среднего детства.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Проблема психического развития младших школьников - одна из фундаментальных проблем современной детской психологии. Исследование этой проблемы наряду с научным значением представляет и практический интерес, поскольку нацелено в конечном счете на решение многих педагогических вопросов, связанных с организацией эффективного обучения и воспитания младших школьников. Знание этих особенностей и возможностей важно для совершенствования учебно-воспитательной работы с детьми.

Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста (6-7 - 10-11 лет). Младший школьный возраст - очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.

В младшем школьном возрасте в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания продолжается развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве. Младший школьник находится в других условиях - он включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка в роли ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности.

Младший школьник активно включен в разные виды деятельности - игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность - это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени - 10 или 11 лет жизни ребенка. Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит длительный путь становления. Ее развитие будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения. Ребенок, становясь младшим школьником, несмотря на подготовительный период, больший или меньший опыт учебных занятий, попадает в принципиально новые условия. Школьное обучение отличается не только особой социальной значимостью деятельности ребенка, но и опосредованностью отношений со взрослыми образцами и оценками, следованием правилам, общим для всех, приобретением научных понятий. Эти моменты, так же как и специфика учебной деятельности ребенка, влияют на развитие его психических функций, личностных образований и произвольного поведения.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. В процессе обучения изменяются познавательные процессы - внимание, память, восприятие. На первом плане - формирование произвольности этих психических функций, что может происходить либо стихийно, в виде стереотипного приспособления к условиям деятельности учения, либо целенаправленно, как интериоризация особых действий контроля.

Мотивационная сфера, как считает А.Н. Леонтьев, - ядро личности. Среди разнообразных социальных мотивов главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Другие широкие социальные мотивы - долг, ответственность, необходимость получить образование и т.п. - тоже осознаются учениками, придают смысл их учебной работе. Они соответствуют тем ценностным ориентациям, которые дети усваивают главным образом в семье.

Объектом исследования является младший школьник, предметом исследования - особенности психологического развития младшего школьника.

Цель исследования - теоретический анализ особенностей психологического развития в младшем школьном возрасте.

Основные задачи исследования:

1. дать общую характеристику младшего школьного возраста;

2. проанализировать социальную ситуацию развития, ведущую деятельность младшего школьного возраста;

3. проанализировать развитие психических функций и личностное развитие в младшем школьном возрасте.

1. Общая характеристика психологических особенностей младшего школьного возраста

1.1 Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте

В отечественной психологии специфика каждого возраста, каждого возрастного этапа раскрывается через анализ ведущей деятельности, особенности социальной ситуации развития, характеристику основных возрастных новообразований.

С поступления ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Особое значение имеет выделение особого типа отношений со взрослым, опосредованных задачей («ребенок - взрослый - задача»).

Центром социальной ситуации развития становится учитель. Учитель - это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов.

Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность - учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение. Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими. И.В. Шаповаленко указывает на формирование интеллектуальной рефлексии - способности к осознанию содержания своих действий и оснований - новообразования, знаменующего начало развития теоретического мышления у младших школьников.

Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка.

Согласно концепции Э. Эриксона, в период от 6 до 12 лет происходит приобщение ребенка к трудовой жизни общества, вырабатывается трудолюбие. Позитивный исход этой стадии приносит ребенку ощущение собственной компетентности, способности действовать наравне с другими людьми; неблагоприятный результат стадии - комплекс неполноценности.

В возрасте 7-11 лет активно развивается мотивационно-потребностная сфера и самосознание ребенка. Одними из важнейших становятся стремления к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников, в первую очередь связанное с учебной деятельностью, ее успешностью. В личности ребенка выстраивается иерархическая система побуждений, мотивов в отличие от аморфной, одноуровневой системы в дошкольном возрасте.

С начала поступления ребенка в школу его взаимодействие с другими детьми осуществляется через учителя, который постепенно приучает детей к непосредственному взаимодействию друг с другом. Мотивы общения со сверстниками совпадают с мотивацией дошкольников (потребность в игровом общении, положительные качества личности выбираемого, способность к какому-то конкретному виду деятельности).

В 3-4 классе ситуация меняется: у ребенка появляется потребность в одобрении со стороны сверстников. Формируются требования, нормы, ожидания коллектива. Образуются детские группы со своими правилами поведения, секретными языками, кодами, шифрами и др., что служит одним из проявлений тенденции к обособлению от мира взрослых. Как правило, такие группы образуются из детей одного пола.

Ж. Пиаже утверждал, что появление способности у ребенка к кооперации можно обнаружить к 7 годам, что связано с развитием у него способности к децентрации, умения видеть мир с позиции другого человека.

К 6-7 годам у ребенка возникают моральные инстанции, ведущие к изменениям в мотивационной сфере. У ребенка формируется чувство долга - основного морального мотива, побуждающего к конкретному поведению. На первом этапе овладения моральными нормами ведущим мотивом является одобрение со стороны взрослого. Стремление ребенка следовать требованиям взрослых выражается в обобщенной категории, обозначаемой словом «надо», которая выступает уже не только в форме знания, но и переживания.

В начальной школе преобладают социальные мотивы учения. Первоклассников преимущественно привлекает сам процесс учения как социально ценной деятельности. Мотивация содержанием опосредуется на первых порах ориентацией на учителя. В первом классе доминирует статусный или позиционный мотив «быть учеником». Ведущим является также мотив «хорошей отметки». Часто встречается мотив утверждения в коллективе класса, стремления к превосходству и признанию сверстниками. Наличие этого мотива свидетельствует об эгоцентрической позиции ребенка («быть лучше, чем все»). В исследованиях американских психологов показано, что соперничество между детьми повышается в период между 3,5 и 5,5 годами; как доминирующая модель взаимодействия мотив соперничества устанавливается к 5 годам; с 7 лет соперничество выступает как автономный мотив. При доминировании данного мотива в ситуации выбора осуще...

Другие файлы:

Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте
Изучение памяти как познавательного процесса в общей психологии. Теории памяти, характеристика ее процессов. Особенности развития и формирования памят...

Агрессия в младшем школьном возрасте
Анализ литературы по вопросу агрессия младших школьников. Сущность агрессии и причины ее появления в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекци...

Особенности развития гибкости в младшем школьном возрасте
Группы показателей физического развития: морфологический, функциональный и уровень развития физических качеств. Гибкость как физическое качество, его...

Особенности психического развития у детей младшего школьного возраста с нарушением поведения
Концепции формирования и развития психики в онтогенезе. Особенности психического развития в младшем школьном возрасте. Основные причины и формы наруше...

Нравственное воспитание в младшем школьном возрасте: особенности нравственного развития, организация нравственного воспитания
Психологические и физиологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте. Особенности нравственного развития младшего школьника. Аг...