Особенности профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
Краткое сожержание материала:
Размещено на
6
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Чита - 2009
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
1.1 Научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления
1.2 Психолого-педагогическая характеристика проявления агрессивности у детей дошкольного возраста
1.3 Сущность и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста
Глава II. Практические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.1 Выявление и изучение агрессивности детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
2.2 Организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.3 Примерная программа работы с детьми 5-6 лет по профилактике агрессивности
2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность исследования. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Однако, несмотря на значительное количество исследований в этой области, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми.
Многоплановое психолого-педагогическое исследование проблемы детской агрессивности в отечественной психологии и педагогике привлекло внимание многих авторов и нашло отражение в ряде работ (Г.М. Андреевой, В.В. Знакова, С.В. Еникополова, Н.Д. Левитова, С.Е. Рощина, Т.Г.Румянцевой); также вопрос изучения агрессии и агрессивного поведения привлекло внимание многих зарубежных авторов, т.к. К. Бютнер, Г. Парренс, М. Ратнер, Р. Кэмпбэл и др.
Проявление агрессивности - одна из частых проблем в среде детского коллектива. Те или иные формы ее характерны для большинства дошкольников. Но если с усвоением правил и норм поведения у многих из них эти непосредственные проявления агрессивности уступают место просоциальным формам, то у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Вот почему вполне понятен научный интерес к этой проблеме.
В последние годы ученые, работающие в разных направлениях, предлагают многообразные подходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов, но в общих чертах агрессивность понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
Исследования и многолетние наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее проявлению. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только внешним поведением, но и психологической характеристикой. Изучить эти характеристики чрезвычайно важно, чтобы понять природу явления и своевременно преодолеть опасные тенденции.
Профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении превентивных и коррекционных программ следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению. Наиболее эффективным средством коррекции выступает игровая деятельность, специально организуемая психологом. Именно это может служить не только целям коррекции, но и дать ценный диагностический материал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка.
Исследование вопросов профилактики агрессивности детей позволило выделить противоречие между традиционным пониманием необходимости подавления агрессивного поведения у детей как деструктивной формы поведения и современными подходами к профилактике агрессивности, понимаемой как совокупность педагогических действий, направленных на научение ребенка способам конструктивного взаимодействия.
Актуальность разрешения данного противоречия обусловила проблему нашего исследования, которая состоит в определении сущности профилактики агрессивности детей дошкольного возраста, обосновании наиболее эффективных путей и условий ее осуществления.
Объектом нашего исследования является детская агрессивность как социокультурное явление.
Предмет исследования - особенности профилактики агрессивности детей дошкольного возраста.
Цель исследования состоит в изучении сущности и предпосылок возникновения агрессивности у детей дошкольного возраста и определение организационно-содержательных аспектов ее профилактики.
Задачи:
1. Раскрыть научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику проявления агрессивности детей дошкольного возраста.
3. Выявить и обосновать сущностные и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста.
4. Раскрыть возможности выявления и изучения агрессивности детей дошкольного возраста.
5.Рассмотреть организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста.
6. Составить примерную программу работы с детьми 5-6 лет по профилактике агрессивности.
Гипотеза исследования. Процесс профилактики агрессивности детей дошкольного возраста - это система педагогических действий, направленных на предупреждение деструктивных форм поведения детей, данный процесс будет эффективным, если реализуются следующие педагогические условия:
- выявляются и изучаются предпосылки возникновения агрессивности у дошкольников;
- реализуется программа работы с детьми дошкольного возраста, основанная на научении детей способам конструктивного взаимодействия.
Методы исследования: для решения поставленных задач и доказательства гипотезы нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация и др.;
- эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов деятельности детей, изучение документации, эксперимент, специальные методики.
Наше исследование проводилось на базе ДОУ «Детский сад комбинированного вида №53». В исследовании принимало участие 14 детей старшей группы детского сада, возраст детей на момент обследования 5-6 лет.
Исследование проводилось в течение 2006-2009 гг. и осуществлялось в три этапа:
1 этап (2006-2007 гг.) - выбор темы, обоснование научного аппарата исследования, формулирование гипотезы, анализ степени изученности проблемы профилактики агрессивности детей дошкольного возраста и т.д.;
2 этап (2007-2008 гг.) - проведение опытно-экспериментальной работы, обобщение полученных результатов, составление программы профилактики агрессивности, применение данной программы в работе с детьми;
3 этап (2008-2009 гг.) - проведение контрольного этапа опытно-экспериментальной работы, обобщение полученных результатов и формулирование выводов, оформление текста выпускной квалификационной работы.
Новым в исследовании проблемы профилактики агрессивности явилась идея осуществления профилактики посредством научения детей способам конструктивного общения.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации взглядов по проблеме профилактики агрессивности детей дошкольного возраста; в описании современных подходов к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста; в уточнении и конкретизации понятия «профилактика агрессивности детей дошкольного возраста».
Практическая значимость состоит в том, что была разработана и частично апробирована программа работы с детьми 5-6 лет по профилактике агрессивности. Получены положительные результаты опытно-экспериментальной работы. Материалы и результаты исследования были представлены в рамках методического объединения ДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» и получили положительную оценку.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
программа профилактика агрессивность дошкольник
Глава I. Теоретические аспекты профилактики агрессивности детей...
Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у старших дошкольников
Агрессивность старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Деятельность социального педагога по профилактике агрессивности детей в ДОУ....
Исследование современных методов сказкотерапии для коррекции агрессивного поведения детей
Личностные особенности дошкольного возраста. Причины проявления агрессивности и индивидуальные особенности агрессивных детей. Организация эксперимента...
Профилактика эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста
Эмоциональные нарушения и их виды. Роль эмоций в психологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Принципы формирования позитивных эмоций...
Коррекция детской агрессивности
Специфика агрессивного поведения и агрессии. Особенности формирования детской агрессивности. Причины агрессивности младших дошкольников и пути их прео...
Пути профилактики агрессивности детей старшего дошкольного возраста средствами досуговой деятельности
Разработка и реализация программы проведения досуговых мероприятий, содействующих снижению агрессивности старших дошкольников. Психолого-педагогически...