Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Особенности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с атипией психического развития

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Понятия "леворукость" и "левшество". Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с атипией психического развития и праворуких детей. Индивидуальные психологические проявления в деятельности леворуких детей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный (Арктический)

федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

филиал в г. Северодвинске Архангельской области

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Курсовая работа

Направление 050400.62 Психолого-педагогическое образование

Профиль «Психология и педагогика инклюзивного образования»

Особенности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с атипией психического развития

Студентка 4 курса ЗФО

Шевдина Светланы Анатольевны

Научный руководитель

доцент кафедры психофизиологии и

специальной психологии и педагогики

Станякина Маргарита Владимировна

Северодвинск 2012г.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с атипией психического развития

1.1. Понятие «пространственные представления» в психолого - педагогической литературе. Характеристика пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

1.2 Понятие «атипия психического развития». Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с атипией психического развития

1.3 Особенности пространственных представлений старших дошкольников с атипией психического развития

Выводы по первой главе

Глава 2. Особенности пространственных представлений у детей с атипией психического развития

2.1 Цель, задачи, методика изучения пространственных представлений у старших дошкольников с атипией психического развития

2.2 Описание особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с атипией психического развития и праворуких детей

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Список приложений

Введение

Проблема атипии психического развития (левшества) является уже долгие годы одной из наиболее дискуссионных в различных областях науки о человеке. Право- или леворукость -- важнейшее из психофизиологических свойств человека, отражение которого актуализируется в типе мозговой организации психических процессов.

С древних времён люди - левши вызывали особый интерес. Известно, что среди леворуких было много выдающихся учёных (Леонардо да Винчи, И.П. Павлов), политических деятелей (Дж. Буш, Юлий Цезарь и др.), деятелей искусства (Чарли Чаплин, Пол Маккартни) и др. Систематическое изучение левшества в связи с проблемой межполушарной асимметрии началось во второй половине ХХ столетия. В 1970-е - 2000-е годы, как в нашей стране, так и за рубежом стали появляться многочисленные публикации по проблеме левшества (М.М.Безруких; Н.Н.Брагина; Т.А. Доброхотова; С. Спрингер и др.)

Одним из наиболее важных моментов при оценке мануального предпочтения традиционно считается возраст испытуемых; детская популяция содержит меньше правшей, чем взрослая -- число праворуких возрастает постепенно. Так количество правшей и левшей составляет соответственно 52% и 47% в возрасте одного года, к двум годам эти показатели изменяются до 70% и 29%, а к семи годам достигают 80% и 20% соответственно. Таким образом, соотношение правшей и левшей в человеческой популяции является подвижным показателем, зависящим от возраста, средовых, культурных и ряда других факторов. [3]

По данным А.Д. Гусовой (2007) левши составляют 10-17 процентов населения нашей планеты. В 1930-е годы в Великобритании насчитывалось около 3% левшей, к 1950-м годам их стало около 5%, а сейчас примерно каждый десятый англичанин - левша. В России, соответственно, их порядка 15-18 миллионов человек. Причем количество леворуких увеличивается год от года - с тех пор как народное образование оставило, наконец, непохожих учеников в покое. Ведь вплоть до 1985 года левшей упрямо переучивали, заставляя писать и рисовать правой рукой. [5] Вместе с тем, переучивать левшу - значит изменять специфические качества его психики. Негативное отношение к леворукости приводит к нервно-психическим расстройствам, отрицательно влияет на его эмоциональное благополучие и здоровье в целом. Существуют функциональные особенности большинства леворуких детей, такие как трудности осуществления зрительно-моторных координаций, нарушения пространственного восприятия, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность. Вместе с тем, безусловно, дети с наличием фактора левшества обладают рядом неординарных свойств [10;65].

Изучение и обсуждение детей дошкольного возраста с атипией психического развития выбрано для нашей работы по той причине, что этот феномен, как правило, воспринимается как необычный и вызывает наибольшее число вопросов. С другой стороны, такие дети действительно могут демонстрировать достаточно экзотическую картину своего развития. Пристально рассмотреть и обсудить проблему атипии психического развития в нашей работе следует и потому, что коррекция и абилитация детей с наличием фактора левшества не являются чем-то абсолютно специфичным. Важно правильно квалифицировать трудности ребенка и подобрать адекватную именно ему программу психолого-педагогического сопровождения. Ведь и у правшей, и у левшей могут быть не сформированы пространственные представления, фонематический слух, кинетические процессы и т.п.

Пространственные представления - это особая гетерогенная функция познавательного процесса, включающая пространственное восприятие, пространственное ориентирование и другие составляющие и непосредственно влияющая на поведение человека, в том числе на то, как он взаимодействует с людьми, как выполняет свои профессиональные функции и пр. [16] Пространственные представления служат основой, на которой выстраиваются все высшие психические процессы - мышление, письмо, счет, чтение, обучение которым и вызывает школьные трудности у детей с признаками левшества. Пространственные представления являются очень сложной структурой психики, отражающейся на различных видах деятельности ребенка. При наличии левшества у детей пространственные трудности обусловливаются дефицитом вклада как правого, так и левого полушарий при несформированном пока межполушарном взаимодействии. Кроме того, у левшей протекание многих видов психической деятельности требует привлечения внешних осознанных приемов для овладения операциями, которые у правшей формируются независимо от усилий ребенка в процессе его роста. Поэтому начинать заниматься формированием отдельных звеньев пространственных представлений надо как можно раньше и уж не позднее 5-7 лет. [4]

Вопросами формирования у детей пространственных представлений занимался ряд ученых и практиков (Л.А. Венгер, Н.П. Рудакова, Н.М. Скитяева, Т. Мусейибова, Т.В. Ахутина и др.). Многие авторы, занимающиеся проблемой изучения пространственных представлений, относят их к базису, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов - письмо, счет, чтение и т.д. Основой для исследования базовых составляющих психического развития являются работы А.В.Семенович и ее школы, М.М.Семаго, Н.Я.Семаго и др.

Для организации коррекционной работы необходимо подробно изучить особенности пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с атипией психического развития. В связи с этим мы определили тему нашего исследования.

Объект исследования: пространственные представления у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: пространственные представления у детей старшего дошкольного возраста с атипией психического развития.

Цель исследования: изучить особенности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с атипией психического развития.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы проблемы пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с атипией психического развития.

2. Подобрать и апробировать методики, направленные на изучение пространственных представлений.

3. На основе данных экспериментального исследования определить особенности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с атипией психического развития.

Методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы; констатирующий эксперимент; количественный и качественный анализ полученных данных.

Методологическую основу исследования составляют метод нейропсихологического анализа по А.Р. Лурия, учение о структуре дефекта Л.С. Выготского, современная методология диагностической деятельности практического психолога образования Н.Я.Семаго и М.М.Семаго, фундаментальные нейропсихологические закономерности психолого-педагогического сопровождения процессов развития А.В.Семенович.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы воспитателями, логопедами, психологами, работающими с детьми старшего дошкольного возраста с атипией психического развития в своей коррекционно-развивающей работе.

Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введе...

Другие файлы:

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста как условие предупреждения дисграфии
Основные направления и содержание работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Зависимость между овлад...

Особенности оптико-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Уровни обработки сигналов в зрительной системе человека. Понятие оптико-пространственных функций и развитие зрительного восприятия пространства в онто...

Сравнительный анализ сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием и ЗПР
Особенности и трудности усвоения элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития, анализ программно-методич...

Пальчиковая игра как средство психического развития детей старшего дошкольного возраста
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, исследование их игровой деятельности. Анализ пальчиковой игры как средства психическо...

Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития
Особенности формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Организация и содержание констатирующего эксп...