Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Особенности института общения в подростковом возрасте

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Психологические подходы к проблеме общения. Принципы общения подростков со сверстниками, которое имеет в этом возрасте первостепенное значение, так как они активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

КУРСОВАЯ РАБОТА

Особенности института общения в подростковом возрасте

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Психологические подходы к проблеме общения

Глава 2. Особенности общения подростка со сверстниками

Глава 3. Экспериментально-практическая работа

3.1 Методическое обеспечение эксперимента

3.2 Анализ и интерпретация данных контрольного эксперимента

Заключение

Библиография

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Проблема общения относится к числу важнейших для подростка сфер деятельности. Анализ работ по проблеме общения показывает, что проблема изучается многими авторами.

Исследователи (Выготский Л.С., Божович Л.И., Кон И.С.) сходятся в признании огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Эти отношения находятся в центре жизни подростка и определяют все остальные стороны его поведения и деятельности.

По мнению Л.С. Выготского, подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и «бравируют» недостатками, требуют верности и меняют друзей.

Общение в подростковом возрасте претерпевает значительный качественный перелом по сравнению с общением младших школьников. Первостепенное значение приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других.

Такая переориентация на ровесников, более или менее равных по положению, может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по - разному выражена в разных сферах деятельности, но происходит она обязательно. Углубленное изучение данной темы необходимо для того, чтобы получать новые знания и находить нетрадиционные способы решения конфликтных ситуаций между подростками и взрослыми, а также между подростками и сверстниками.

Потребность в эмоциональных контактах, как правило, во многом зависит от того опыта, который сложился у юного человека. Кроме Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина общение детей со взрослыми в нашей стране рассматривали такие психологи как: Г.Х.Мазитова, С.Ю.Мещерякова, Н.М.Щелованова, М.И Лисина, и другие. А общение детей со сверстниками изучали такие психологи как: Н.М.Аксарина, В.С.Мухина и другие.

Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В. Г., Бодалева А. А., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Лурии А. Р., Мясищева В. Н., Петровского А. В. и др.

Объект исследования -- общение в подростковом возрасте.

Предмет исследования -- особенности общения подростков со сверстниками.

Гипотеза курсового исследования: мы предполагаем, что знание особенностей общения подростков и психологического климата в классе будет способствовать более оптимальной организации педагогом образовательной деятельности.

Цель курсового исследования -- рассмотреть особенности общения подростков со сверстниками.

Задачи исследования:

1. Анализ литературы по теме исследования.

2. Рассмотреть психологические подходы к проблеме общения.

3. Выделить специфические особенности общения подростков со сверстниками.

4. Провести экспериментально-практическую работу.

Методы исследования -- анализ литературы, наблюдение, методики: психологическая атмосфера в группе, внешнегрупповая референтометрия, определение психологического климата в группе.

База исследования -- коллектив 6 «б» класса МОУ «ФМЛ» г. N. Общая выборка -- 24 человека: 13 мальчиков и 11 девочек. Возрастной диапазон -- от 11 до 13 лет.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе психолога, социального педагога, классного руководителя.

ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОБЩЕНИЯ

Понятие общения, как и любое понятие психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Наиболее объемно это понятие представила Л.П. Буева, которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп) характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. [11, с. 180]

В более узком психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Эти три характеристики содержания Г.М. Андреева рассматривает как аспекты общения. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга как перцептивный аспект общения.

Проблема общения относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. Психологи едины признании значения общения в формировании личности в подростковом возрасте.

По мнению А.А. Бодалева, взаимодействуя с другими людьми, человек может одновременно выступать в роли и субъекта, и объекта общения. Как субъект он познает своего партнера, определяет к нему свое отношение, воздействует на него с целью решения какой - либо конкретной задачи. В свою очередь он сам является объектом познания для того, с кем общается. [14, с.381]

Другим важным условием общения является существование средств, с помощью которых налаживается и поддерживается межиндивидуальная связь. Средства социально - психологического общения достаточно многообразны. К средствам общения Л.Д. Столяренко относит: язык - система слов, выражений и правил; интонация, эмоциональная выразительность, которая придает разный смысл одной и той же фразе; мимика, поза, взгляд собеседника; жесты как общепринятые или экспрессивные, служащие для большей выразительности речи; расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику. [21, с. 219]

По А.А. Реану, «общение с товарищами источник не только появления новых интересов, но и становление норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям: к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать». Общение - главная потребность подростков. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает очень рано, еще в детстве, и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.[17, с. 266]

О.В. Хухлаева считает, что характер общения со сверстниками во многом определяются взаимоотношениями в семье.[22, с. 38]

Исследователь психологических проблем подросткового возраста Драгунова Т.В. отмечает, что у подростка возникают новые потребности, интересы, стремления, переживания, требования к взрослым и товарищам, а также формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослому. Поэтому общение с взрослым уже не может целиком зависеть от общения со сверстниками. [4, с. 181]

Д.Б. Эльконин выделял интимно-личностное общение как ведущий вид деятельности подростков.

Исследователи Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова отмечают в подростковом возрасте возникновение разнообразных «кодексов» (например, «принцип товарищества»). [4, с. 178]

М.В. Гомезо считал, что стремление занять достойное место в коллективе сверстников один из доминирующих мотивов его поведения и деятельности. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство -- это самая большая трагедия для подростка. [4, с. 179]

По мнению В.С. Мухиной, «в отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений». Друг в подростковом возрасте обретает особую ценность. Общение по нормативам возрастного статуса отрочества сочетается здесь с нежной привязанностью и обожанием. В отношениях со сверстниками подросток стремиться реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. [12, с. 365]

И.В. Дубровина выделяет: «потребность общаться со сверстниками приобретает новое качество -- и по со...

Другие файлы:

Общая характеристика особенностей общения подростков
Психология и формы общения в подростковом возрасте. Критерии развития малой группы. Особенности общения мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Т...

Социально-психологические особенности общения в подростковом возрасте (гендерный аспект)
Исследование социально-психологических особенностей общения в подростковом возрасте с учетом гендерного аспекта. Сравнение социометрических структур в...

Развитие и диагностика мышления в подростковом возрасте
Мышление как один из основных познавательных процессов личности в подростковом возрасте. Общее представление о подростковом возрасте и видах мышления....

Особенности межличностного общения в подростковом возрасте
Человек - существо социальное. Включенность личности в общественные отношения обуславливает тезис о первостепенной роли социального общения в этом про...

Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками
Условия и основные факторы развития межличностных отношений в подростковом возрасте. Возможности психолого-педагогической помощи подросткам с трудност...