Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Особенности восприятия компонентов субъективного качества жизни населением Астраханской области

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Качество жизни как компонент современной науки. Психологические аспекты восприятия компонентов качества жизни. Целостные субъективно-оценочные составляющие качества жизни. Анализ исследования восприятия качества жизни населением Астраханской области.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Астраханский государственный университет»

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

«Особенности восприятия компонентов субъективного качества жизни населением Астраханской области»

Выполнила:

студентка группы ПС-41

Царябина Наталия Павловна

руководитель:

Камнева Ольга Анатольевна

кандидат биологических наук

доцент кафедры общей психологии

Астрахань-2011 г

Содержание

Введение

Глава 1 Теоретические основы изучения особенностей восприятия компонентов субъективного качества жизни

1.1 Качество жизни как компонент современной науки

1.2 Психологические аспекты восприятия компонентов качества жизни

1.3 Целостные субъективно-оценочные составляющие качества жизни

Выводы по Главе 1

Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей восприятия компонентов субъективного качества жизни населением Астраханской области

2.1 Этапы и методы исследования

2.2 Результаты исследования и выводы

Выводы по Главе 2

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Для прогнозирования экономического роста и развития трудового потенциала страны, необходима оценка жизненного потенциала личности. Он реализуется, с одной стороны, генетически заданными компонентами личности, как биосоциального существа, а с другой - генерируется самим человеком в процессе деятельности, соотнесением с потребностями, ценностями, интересами людей. Для оценки жизненного потенциала личности можно использовать данные социологического опроса, когда аналитическим путем выводятся параметры, лежащие в основе жизненного потенциала личности [29;30]. Однако не всегда эти показатели отражают субъективные и объективные составляющие этого потенциала. В связи с этим возникает необходимость дополнительно исследовать восприятие компонентов субъективного качества жизни. Это исследование дает возможность, понять какими оценочными категориями оперируют люди для оценки своего жизненного потенциала и удовлетворенности жизнью [28;40]. Качество жизни - это, прежде всего оценка самим человеком степени удовлетворенности различными аспектами своей жизни, ощущаемого качества жизни, субъективные ощущения индивида, формирующиеся на основе конкретных условий жизни, эмоционального состояния, что делает, изучение качества жизни актуальным с точки зрения психологии.

Все вышесказанное и определило актуальность исследования.

Проблема исследования. Качество жизни - очень широкое и неоднозначно трактуемое понятие. До сих пор не сложился единый подход к содержанию этого понятия; оно рассматривается и как общесоциологическое, и как социально-экономическое, и как социально-психологическое понятие [49]. Оно не тождественно уровню жизни, хотя, безусловно, экономические показатели, уровень дохода являются одним из важных критериев. В современной медицине широко используется термин «качество жизни, связанное со здоровьем». Оно определяется удовлетворенностью теми сторонами жизни, на которые влияют болезни и их лечение, наступающие в результате болезни ограничения [6]. Исследования качества жизни связаны с именами зарубежных психологов, такими, как Н.М. Бредберн, Маккол, К. Терюн, А. Мишел, Т. Логолетти, Р. Кантюр, Н. Далки и Д. Рурк, Ф.Е. Конверс, У. Роджерс. Отечественная традиция представлена, исследованиями образа жизни такими психологами как: Э.П. Андреев, И.В. Бестужев-Лада, Г.С. Батыгин, А.Возьмитель, Т.М. Дридзе, В.И. Толстых и др. Анализу качества жизни посвящены работы А.С.Тодорова и И.С. Попова, но у них оно не имело автономного статуса и рассматривалось как качественная определенность образа жизни [5; 4; 12]. В работах И.Т. Левыкина, О.Л. Барской содержится подробная концепция изучения социального самочувствия с точки зрения субъективных механизмов, обуславливающих его, и внешних условий, выступающих его детерминантами [8].

Характеризуя степень научной разработанности представленной проблематики, следует учесть, что данная тема, несмотря на то, что она уже анализировалась различными авторами и представлена в учебниках, периодических изданиях, имеет достаточное большое количество противоречивых взглядов и результатов исследований, о чем было изложено ранее [10].

Цель работы - исследование особенностей восприятия компонентов субъективного качества жизни населением Астраханской области.

Объектом нашего исследования является восприятие компонентов субъективного качества жизни.

Предметом исследования выступили аспекты восприятия компонентов субъективного качества жизни.

Гипотеза исследования: восприятие компонентов субъективного качества жизни может зависеть от возраста и рода занятий респондентов.

Задачи исследования:

1. Дать анализ генезиса категории «качество жизни» в зарубежной науке и изучить основные методологические подходы к исследованию качества жизни.

2. Выявить специфику российского научного и общественного дискурса, посвященного качеству жизни.

3. Обосновать принципы построения методов и методик измерения субъективно-воспринимаемого качества жизни.

4. Показать особенности восприятия компонентов субъективного качества жизни населением разных возрастов и рода занятий в Астраханской области.

В своем исследовании опирались на четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике, ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству), к третьей научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике, и к четвертой отнесены специализированные интернет источники.

При проведении исследования были использованы следующие теоретические методы:

- метод научного анализа;

- обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе ( метод научного синтеза и обобщения).

Эмпирические методы - анкетирование, тестирование, беседа и методики:

- сводные ассоциации понятий с качеством жизни;

- экспертное оценивание: ранжирование списка понятий по субъективной значимости каждого понятия.

Для решения поставленных задач, использовали следующие методики исследования:

1. Свободные ассоциации понятий с качеством жизни Т.Н. Савченко, Г.М. Головина [49].

2. Опросник «Счастье» Т.Н. Савченко, Г.М. Головина [49].

3. Опросник «Удовлетворенность жизнью» Т.Н. Савченко, Г.М. Головина [49].

База исследования. В исследовании приняли участие 45 человек, из них 15 школьников МОУ СОШ № 20, 15 студентов Астраханского Социально - Педагогического колледжа, группа 3С, 15 испытуемых - люди пожилого возраста села Енотаевка, Астраханской области.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты дополняют исследования субъективного качества жизни, могут быть использованы для сравнения восприятия субъективного качества жизни в других регионах. Результаты исследования могут использоваться при изучении дисциплины «Социальная психология» (раздел «Социально-психологические проблемы исследования личности»).

Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации, показаны научная и практическая значимость, выявлена проблема и поставлена гипотеза.

В первой главе рассмотрены общетеоретические вопросы особенностей восприятия компонентов субъективного качества жизни. Определяются основные понятия, обуславливается аспекты восприятия качества жизни.

В главе второй, рассмотрены результаты эмпирически проведенного исследования, сформулированы выводы.

Данная работа является пилотажным исследованием восприятия субъективного качества жизни населения Астраханской области для определения критериев, направления стратегий исследования особенностей восприятия компонентов субъективного качества жизни в дальнейшей учебной и научной деятельности.

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения особенностей восприятия компонентов субъективного качества жизни

1.1 Качество жизни как компонент современной науки

В настоящее время не существует единого определения «качества жизни». Так, Новик А.А. с соавторами рассматривает качество жизни как интегральную характеристику физического, психологического, эмоционального и социального функционирования здорового или больног...

Другие файлы:

Возрастно-психологические особенности субъективного восприятия времени личностью в период взрослости
Психологическая природа субъективного восприятия времени. Особенности субъективного восприятия времени личностью в период ранней взрослости. Переоценк...

Уровень жизни населения Астраханской области
Исторические аспекты заселения Астраханского края. Национальный состав. Показатели уровня и качества жизни населения Астраханской области. Причины сни...

География Астраханской области
Экономико-географическое положение Астраханской области, оценка природных условий и ресурсов. Население и трудовые ресурсы данного региона. Характерис...

Насекомые-вредители плодовых деревьев Астраханской области
Особенности рельефа и климата Астраханской области, вредная фауна садовых насаждений. Состояние изученности насекомых и их видовой состав. Эколого-био...

История и перспективы развития электроэнергетики Астраханской области
История, проблемы и перспективы астраханской энергосистемы. Стратегия развития электроэнергетики Поволжского экономического района. Государственная по...