Особенности восприятия времени у студентов
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М. В. Ломоносова»
Институт Педагогики, Психологии и Социальной Работы
Кафедра психологии
Курсовая работа
Психологические особенности восприятия времени у студентов
Выполнила:
студентка ИППиСР,
специальности «Психология»
2 курс, 21 группа
Чудакова Анастасия Викторовна
Научный руководитель:
доцент кафедры психологии, к.пс.н.
Ляпунова Ольга Евгеньевна
Архангельск - 2011
Содержание
Введение
1. Психологическое время личности
1.1 Проблема исследования психологического времени
1.2 Временные характеристики сознания
2. Психологические особенности студенческого возраста
2.1 Характеристики периода юности
2.2 Время в структуре самосознания периода юности
2.3 Организация времени как важный компонент учебной деятельности
3. Эмпирическое исследование особенностей восприятия времени у студентов
3.1 Описание выборки и методического аппарата исследования
3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
3.2.1 Изучение типичных представлений студентов о времени
3.2.2 Изучение уровня сформированности действий по организации времени у студентов
3.3 Выводы по эмпирическому исследованию
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Время - фундаментальное свойство движущейся материи, пронизывающее собой все природные и общественные явления. Время - также одна из важнейших характеристик психики, проявляющая себя на разных уровнях психической организации - от нейропсихологического и психофизиологического до личностного. Время является объектом изучения различных школ и направлений, как одна из основных категорий психологии. Проблема времени достаточно современна, несмотря на многовековую историю исследований в культуре и науке. [6] Познать время и овладеть им -- задачи, решение которых имеет несомненно большое значение для развития человеческой культуры, общества и личности.
Актуальность данного вопроса определяется значительной ролью восприятия времени в развитии и формировании личности. Как природный организм, человек подчинен закономерностям биологического времени, однако решающая роль в формировании отношения человека как личности ко времени принадлежит социальным детерминантам: структуре и содержанию времени человеческой истории и конкретного общества, времени социальных групп и слоев, в которые включена личность, а также ее собственному времени, в котором под воздействием указанных факторов и индивидуальных особенностей жизненного пути образуется сложная взаимосвязь событий разных периодов времени. [7]
Человек живет в пространстве времен: в прошлом, в настоящем, в будущем, в безвременье, в межвременье, в параллельном времени. Порой он оказывается вообще вне времени: «время стоит». [9] В психологической литературе известны попытки изучения у человека особенностей ориентировки во времени в бессознательном состоянии, в частности в состоянии сна различного характера и глубины. [19] В этой области до сих пор существует много неразрешенных вопросов, но, трудности, с которыми сталкиваются исследователи, не позволяют найти ответы на многие из них. Изучением вопросов, касающихся психологического времени, занимались такие ученые, как К. Левин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Д.Г. Элькин, Б.И. Цуканов, А.С. Дмитриев и многие другие.
Целью нашей курсовой работы является изучение психологических особенностей восприятия времени в юношеском возрасте.
Объект: процесс восприятия времени.
Предмет: психологические особенности восприятия времени у студентов.
Задачи:
1. Провести анализ работ, посвященных проблеме восприятия времени;
2. Изучить типичные представления о времени и психологические особенности восприятия времени студентами;
3. Выявить уровень сформированности действий по организации времени жизни у студентов;
Методы:
- теоретический анализ литературы,
- метод опроса,
- метод качественного анализа данных,
- методы математической статистики.
Методики:
1. графическое изображение времени
2. подбор метафор и ассоциаций к понятию времени
3. подбор пословиц и поговорок, высказываний, связанных со временем
4. анкетирование
Гипотеза:
1. Студенты первого курса обладают большим богатством и разнообразием образов восприятия времени по сравнению со студентами пятого курса.
2. Студенты первого курса не обладают высоким уровнем сформированности действия организации времени, стихийное формирование этого действия в течение 4х лет обучения в ВУЗе не приводит к значительному повышению его уровня.
3.Студенты пятого курса имеют более размытое представление об отдаленном будущем, чем студенты первого курса.
1. Психологическое время личности
1.1 Проблема исследования психологического времени
Начать можно с рассуждения блаженного Августина о времени. Все понимают, что есть время, говорит Августин, пока о нем идет речь. «Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик» («Исповедь», кн. II, гл. 14).
Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека и является одной из центральных тем философской рефлексии. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли “течение” времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, самое себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального? [12] Разработка проблемы психологического времени в философии одновременно со становлением психологии как самостоятельной науки сделали возможными исследования временных отношений в психике человека. Время постепенно становится объектом экспериментального исследования, всё больше утверждаясь в психологии как существенный фактор психической деятельности человека.
Известно «личное уравнение времени наблюдателя», предложенное астрономами. Можно считать, что его определение стало началом возникновения экспериментальной психологии. В 1932 г. Н.А.Бернштейн удостоился похвалы А.А.Ухтомского за изобретение хроноциклограммометрии живого движения -- своего рода микроскопии времени. Время является неотъемлемой частью психологического исследования. Оно может выступать и в качестве его главного предмета. [9]
В отечественных философских работах время определялось как последовательность и смена состояний объекта. Однако в последние годы основная тенденция в рассмотрении проблемы времени направлена на преодоление растворения философского анализа времени в чисто физической его интерпретации. М.С. Каган говорит о существовании биологического, физического, социального и психологического времени. [10] Сущность социального времени может быть раскрыта на основе анализа временных параметров развития общественного производства, которое в конечном итоге определяет жизнедеятельность людей. Сущность биологического времени заключается в способности живого организма организовывать подвижные временные связи с внешней средой. С биологическим связано и психологическое время индивида, интенсивно исследуемое в последние годы. [15] В соответствии с проблематикой нашего исследования мы будем рассматривать именно психологическое время. Существование этого временного параметра человеческой жизни было хорошо известно и В.Шекспиру. В комедии “Как вам это понравится” Розалинда утверждала: “...время идет различным шагом с различными людьми. Я могу сказать вам, с кем оно идет иноходью, с кем -- рысью, с кем -- галопом, а с кем стоит на месте”. Нередко жизнь кажется длинной, когда она насыщена сложными и тяжелыми событиями. Чем больше их в жизни, чем чаще нарушают они нормальное течение жизни, тем старше чувствует себя человек. [15].
С точки зрения событийной концепции, особенности психологического времени зависят от числа и интенсивности происходящих событий - изменений во внутренней и внешней среде, в человеческой деятельности. Особенностью событийного времени является его субъективный характер, длительность и последовательность времени событий зависят только от восприятия и переживания их человеком. В рамках «событийной» концепции события фиксируются в качестве единиц отсчета времени. [7]
Согласиться с пониманием единицы отсчета психологического времени в событийной концепции не позволяют данные экспериментов, свидетельствующие об отсутствии индивидуально-устойчивых хронологических...
Психологические особенности восприятия времени в стрессовой ситуации у студентов
Основные представления о времени в разные исторические периоды и особенности процесса восприятия. Механизмы, особенности и степень точности восприятия...
Психологические особенности искажения восприятия времени при работе за персональным компьютером
Основные закономерности восприятия времени и его длительности. Особенности воспроизведения и оценки времени в различных видах деятельности (музыкально...
Возрастно-психологические особенности субъективного восприятия времени личностью в период взрослости
Психологическая природа субъективного восприятия времени. Особенности субъективного восприятия времени личностью в период ранней взрослости. Переоценк...
Психологическая характеристика ощущения и восприятия умственно отсталых учащихся и их коррекция
Общая характеристика процессов ощущения и восприятия умственно отсталых детей. Особенности зрительного и слухового восприятия. Способность восприятия...
Сравнительная характеристика восприятия времени в юношеском и в среднем возрасте
Время как психологическая категория, методологические подходы к изучению психологического времени. Особенности развития личности и восприятия времени...