Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Особенности восприятия времени у студентов

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Временные характеристики сознания. Исследование психологического времени. Психологические особенности студенческого возраста. Время в структуре самосознания периода юности. Изучение уровня сформированности действий по организации времени у студентов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М. В. Ломоносова»

Институт Педагогики, Психологии и Социальной Работы

Кафедра психологии

Курсовая работа

Психологические особенности восприятия времени у студентов

Выполнила:

студентка ИППиСР,

специальности «Психология»

2 курс, 21 группа

Чудакова Анастасия Викторовна

Научный руководитель:

доцент кафедры психологии, к.пс.н.

Ляпунова Ольга Евгеньевна

Архангельск - 2011

Содержание

Введение

1. Психологическое время личности

1.1 Проблема исследования психологического времени

1.2 Временные характеристики сознания

2. Психологические особенности студенческого возраста

2.1 Характеристики периода юности

2.2 Время в структуре самосознания периода юности

2.3 Организация времени как важный компонент учебной деятельности

3. Эмпирическое исследование особенностей восприятия времени у студентов

3.1 Описание выборки и методического аппарата исследования

3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

3.2.1 Изучение типичных представлений студентов о времени

3.2.2 Изучение уровня сформированности действий по организации времени у студентов

3.3 Выводы по эмпирическому исследованию

Заключение

Литература

Приложения

Введение

Время - фундаментальное свойство движущейся материи, пронизывающее собой все природные и общественные явления. Время - также одна из важнейших характеристик психики, проявляющая себя на разных уровнях психической организации - от нейропсихологического и психофизиологического до личностного. Время является объектом изучения различных школ и направлений, как одна из основных категорий психологии. Проблема времени достаточно современна, несмотря на многовековую историю исследований в культуре и науке. [6] Познать время и овладеть им -- задачи, решение которых имеет несомненно большое значение для развития человеческой культуры, общества и личности.

Актуальность данного вопроса определяется значительной ролью восприятия времени в развитии и формировании личности. Как природный организм, человек подчинен закономерностям биологического времени, однако решающая роль в формировании отношения человека как личности ко времени принадлежит социальным детерминантам: структуре и содержанию времени человеческой истории и конкретного общества, времени социальных групп и слоев, в которые включена личность, а также ее собственному времени, в котором под воздействием указанных факторов и индивидуальных особенностей жизненного пути образуется сложная взаимосвязь событий разных периодов времени. [7]

Человек живет в пространстве времен: в прошлом, в настоящем, в будущем, в безвременье, в межвременье, в параллельном времени. Порой он оказывается вообще вне времени: «время стоит». [9] В психологической литературе известны попытки изучения у человека особенностей ориентировки во времени в бессознательном состоянии, в частности в состоянии сна различного характера и глубины. [19] В этой области до сих пор существует много неразрешенных вопросов, но, трудности, с которыми сталкиваются исследователи, не позволяют найти ответы на многие из них. Изучением вопросов, касающихся психологического времени, занимались такие ученые, как К. Левин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Д.Г. Элькин, Б.И. Цуканов, А.С. Дмитриев и многие другие.

Целью нашей курсовой работы является изучение психологических особенностей восприятия времени в юношеском возрасте.

Объект: процесс восприятия времени.

Предмет: психологические особенности восприятия времени у студентов.

Задачи:

1. Провести анализ работ, посвященных проблеме восприятия времени;

2. Изучить типичные представления о времени и психологические особенности восприятия времени студентами;

3. Выявить уровень сформированности действий по организации времени жизни у студентов;

Методы:

- теоретический анализ литературы,

- метод опроса,

- метод качественного анализа данных,

- методы математической статистики.

Методики:

1. графическое изображение времени

2. подбор метафор и ассоциаций к понятию времени

3. подбор пословиц и поговорок, высказываний, связанных со временем

4. анкетирование

Гипотеза:

1. Студенты первого курса обладают большим богатством и разнообразием образов восприятия времени по сравнению со студентами пятого курса.

2. Студенты первого курса не обладают высоким уровнем сформированности действия организации времени, стихийное формирование этого действия в течение 4х лет обучения в ВУЗе не приводит к значительному повышению его уровня.

3.Студенты пятого курса имеют более размытое представление об отдаленном будущем, чем студенты первого курса.

1. Психологическое время личности

1.1 Проблема исследования психологического времени

Начать можно с рассуждения блаженного Августина о времени. Все понимают, что есть время, говорит Августин, пока о нем идет речь. «Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик» («Исповедь», кн. II, гл. 14).

Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека и является одной из центральных тем философской рефлексии. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли “течение” времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, самое себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального? [12] Разработка проблемы психологического времени в философии одновременно со становлением психологии как самостоятельной науки сделали возможными исследования временных отношений в психике человека. Время постепенно становится объектом экспериментального исследования, всё больше утверждаясь в психологии как существенный фактор психической деятельности человека.

Известно «личное уравнение времени наблюдателя», предложенное астрономами. Можно считать, что его определение стало началом возникновения экспериментальной психологии. В 1932 г. Н.А.Бернштейн удостоился похвалы А.А.Ухтомского за изобретение хроноциклограммометрии живого движения -- своего рода микроскопии времени. Время является неотъемлемой частью психологического исследования. Оно может выступать и в качестве его главного предмета. [9]

В отечественных философских работах время определялось как последовательность и смена состояний объекта. Однако в последние годы основная тенденция в рассмотрении проблемы времени направлена на преодоление растворения философского анализа времени в чисто физической его интерпретации. М.С. Каган говорит о существовании биологического, физического, социального и психологического времени. [10] Сущность социального времени может быть раскрыта на основе анализа временных параметров развития общественного производства, которое в конечном итоге определяет жизнедеятельность людей. Сущность биологического времени заключается в способности живого организма организовывать подвижные временные связи с внешней средой. С биологическим связано и психологическое время индивида, интенсивно исследуемое в последние годы. [15] В соответствии с проблематикой нашего исследования мы будем рассматривать именно психологическое время. Существование этого временного параметра человеческой жизни было хорошо известно и В.Шекспиру. В комедии “Как вам это понравится” Розалинда утверждала: “...время идет различным шагом с различными людьми. Я могу сказать вам, с кем оно идет иноходью, с кем -- рысью, с кем -- галопом, а с кем стоит на месте”. Нередко жизнь кажется длинной, когда она насыщена сложными и тяжелыми событиями. Чем больше их в жизни, чем чаще нарушают они нормальное течение жизни, тем старше чувствует себя человек. [15].

С точки зрения событийной концепции, особенности психологического времени зависят от числа и интенсивности происходящих событий - изменений во внутренней и внешней среде, в человеческой деятельности. Особенностью событийного времени является его субъективный характер, длительность и последовательность времени событий зависят только от восприятия и переживания их человеком. В рамках «событийной» концепции события фиксируются в качестве единиц отсчета времени. [7]

Согласиться с пониманием единицы отсчета психологического времени в событийной концепции не позволяют данные экспериментов, свидетельствующие об отсутствии индивидуально-устойчивых хронологических...

Другие файлы:

Психологические особенности восприятия времени в стрессовой ситуации у студентов
Основные представления о времени в разные исторические периоды и особенности процесса восприятия. Механизмы, особенности и степень точности восприятия...

Психологические особенности искажения восприятия времени при работе за персональным компьютером
Основные закономерности восприятия времени и его длительности. Особенности воспроизведения и оценки времени в различных видах деятельности (музыкально...

Возрастно-психологические особенности субъективного восприятия времени личностью в период взрослости
Психологическая природа субъективного восприятия времени. Особенности субъективного восприятия времени личностью в период ранней взрослости. Переоценк...

Психологическая характеристика ощущения и восприятия умственно отсталых учащихся и их коррекция
Общая характеристика процессов ощущения и восприятия умственно отсталых детей. Особенности зрительного и слухового восприятия. Способность восприятия...

Сравнительная характеристика восприятия времени в юношеском и в среднем возрасте
Время как психологическая категория, методологические подходы к изучению психологического времени. Особенности развития личности и восприятия времени...