Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Особенности воспитания капризных детей

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Сущность и признаки детских капризов, роль семейного воспитания в их возникновении. Методы работы с капризными детьми, диагностика их эмоционального состояния. Разработка методики сотрудничества воспитателя с родителями по преодолению детских капризов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ДЕТСКИЕ КАПРИЗЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Характеристика понятия «детские капризы» в психолого-педагогической литературе

1.2 Ошибки семейного воспитания как причина детских капризов

2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С КАПРИЗНЫМИ ДЕТЬМИ

2.1 Пути преодоления детских капризов

2.2 Методы работы воспитателя с капризными детьми

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

3.1 Цели и задачи исследования

3.2 Методика организации сотрудничества воспитателя с родителями по преодолению детских капризов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Дети любого возраста бывают капризными. Многие родители замечают, что на некоторые периоды приходится самый пик, но это не совсем так. Просто одни дети лишь в исключительных случаях капризничают, а другие - практически постоянно.

Причины этому могут быть самые различные - ребенок ощутил себя абсолютно главным в семье, а отсюда возникло и ощущение своей беззащитности, которое он и пытается снять подобным буйством, или наоборот, в семье - прибавление, и старший ребенок вдруг почувствовал себя заброшенным и дикими выходками пытается вернуть себе утраченное, как ему кажется, внимание.

Желая справиться с этими эксцессами в поведении ребенка, родители начинают повышать голос до крика, щедро сулить угрозы, потом дело катится по нарастающей, доходит до шлепков.

Проблемой детских капризов занимаются многие ученые, психологи: американский психолог У. Бронфенбреннер, Мурашова, Захаров, Кряжева.

Цель работы: изучения понятия «детские капризы», проанализировать причины и пути преодоления детских капризов, разработать методику организации сотрудничества с родителями по преодолению капризов детей.

Объект: Процесс воспитания капризных детей.

Предмет: Пути и методы преодоления детских капризов.

Задачи:

1) Провести теоретический анализ литературы по данной теме

2) Раскрыть пути и методы преодоления детских капризов

3) На основе констатирующего эксперимента разработать методику организации сотрудничества воспитателя с родителями по преодолению капризов детей.

Методы исследования: анализ научной психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение практического опыта, анкетирование, беседы, эксперимент, наблюдение, методы количественного анализа.

База исследования: МСКОУ школы-интерната №4 города Челябинска

Была проведена экспериментальная работа по организации сотрудничества воспитателя с родителями по преодолению детских капризов.

1. ДЕТСКИЕ КАПРИЗЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Характеристика понятия «детские капризы» в психолого-педагогической литературе

По словарю В. Зинченко капризы понимаются как: лишенные разумных оснований действия ребенка, направленные главным образом на то, чтобы оказать сопротивление требованиям старших и настоять на собственных желаниях. Как правило, сопровождаются отрицательными эмоциональными реакциями (крик, плач) и двигательным возбуждением.

По толковому словарю Ефремовой капризы понимаются как стремление детей, прежде всего дошкольного и младшего школьного возраста, делать что - то вопреки предписаниям взрослых Часто сопровождается плачем или криком Благоприятными условиями для возникновения капризов являются переутомление детей, слабость нервной системы, повышенная эмоциональная возбудимость Капризы могут возникнуть в ответ на слишком потакающие действия - взрослых, на их противоречивые требованиях, на чрезмерно строгие меры, которые применяются к детям.

На протяжении многого времени родители мучаются с одной и той же проблемой. Одни дети, молча, отказываются выполнять требования взрослых, другие плачут, бросаются на пол, кричат, бьют руками и ногами об пол.

В младенческом возрасте поведение ребенка, которое взрослыми характеризуется как капризное, малыш без очевидных причин плачет, отказывается от кормления, плохо засыпает, чрезмерно возбудим, бывает вызвано недостаточным или несвоевременным удовлетворением каких-то потребностей ребенка. Эмоциональные реакции младенца служат своеобразным сигналом неблагополучия, ведь иным способом сообщить о своих потребностях он еще не умеет.

В основе их может лежать невыявленное хроническое заболевание либо временное нездоровье. Родители иногда неадекватно оценивают состояние малыша и рассматривают его беспокойство как каприз. Если взрослые уделяют ребенку достаточно внимания, такая способность формируется у них с первых дней его жизни и позволяет разумно планировать и корректировать режим младенца ради оптимального удовлетворения его потребностей. Если же ребенку удается привлечь к себе внимание лишь настойчивым криком и плачем, такая реакция рискует закрепиться и впоследствии составить основу подлинных капризов.

Развитию капризов у дошкольников и младших школьников способствует неокрепшая еще нервная система, что проявляется в преобладании возбуждения над торможением, высокой эмоциональной чувствительности и возбудимости. На этом фоне капризы нередко возникают как следствие утомления, недомогания, перевозбуждения, избытка впечатлений и переживаний.

Капризы могут носить эпизодический характер, но могут и превратиться в привычную форму поведения. Последнее имеет место тогда, когда ребенок неосознанно предпочитает именно такой способ достижения своих целей. Т.е. каприз является следствием неправильной организации взаимоотношений ребенка со взрослыми. Как правило, он представляет собой реакцию ребенка, которому известно, что таким способом можно добиться удовлетворения любых желаний, даже если первоначально приходится встретить отказ.

Когда очевидно, что желания ребенка выходят за разумные рамки и их выполнение нецелесообразно, то в этих случаях наилучшая форма реакции родителей - это спокойное игнорирование каприза. Почувствовав бесполезность неразумных требований, ребенок впоследствии воздержится от их повторения.

Нередки случаи, когда капризы носят намеренно демонстративный характер и имеют целью привлечь к ребенку внимание старших. Такое случается в связи с недостаточным удовлетворением потребности ребенка в любви, признании и поддержке.

Обострение капризов происходит в рамках так называемых возрастных кризисов, в частности кризиса трех лет. Это бывает связано с растущим самосознанием ребенка, повышенным стремлением к самостоятельности.

Если родители недооценивают возросшие возможности ребенка и предпочитают проводить по отношению к нему ранее устоявшиеся формы отношений, то негативные эмоциональные реакции рискуют принять затяжной и острый характер. Бывает, что притязания ребенка объективно преувеличены. В таких случаях, если это не связано с непосредственной угрозой для его жизни и здоровья, полезен метод естественных последствий, когда ребенку представляется возможность испытать результаты своего каприза.

У дошкольника капризы становятся преднамеренной формой поведения. Капризами он добивается от взрослых различных, уступок.

Зарождающиеся капризы могут в дальнейшем стать привычной формой поведения.

Также капризы могут свидетельствовать о фрустрации потребностей - ребенка, в любви, внимании, автономии, или об эмоциональной травме. Бесспорно капризы оказывают влияние на развитие ребенка. Прежде всего, капризы расшатывают нервную систему ребенка, могут привести к неврозам. Психоневрологи справедливо считают, что от «безобидного» детского каприза до истерии один шаг. Поэтому капризы ребенка требуют пристального внимания со стороны взрослых.

Зачастую ребенок капризничает из-за неумения самостоятельно занять себя. Поэтому очень важно вовремя научить малыша играть: показать, как действовать той или иной игрушкой.

Капризными часто бывают дети, не знающие ни в чем ограничений, у которых не формируется тормозной процесс, умение сдержать себя.

Самый первый, а потому самый трудный "пик капризов" приходится на возраст 3 - 5 лет. В возрасте 3 - 5 лет ребенок проходит перестройку, в процессе которой приобретает новый опыт под названием "Я сам", начинает больше понимать, острее переживать эмоциональный конфликты. Именно в это время и появляются первые настоящие капризы, так пугающие родителей. До этого такой покладистый ребенок вдруг словно забывает все другие слова кроме "нет" и "не хочу", становится капризным и строптивым, упорно отказывается выполнять требования. И ведет он себя при этом крайне, на родительский взгляд, некрасиво: кричит, визжит, топает ногами, плачет, швыряет все, что попадается под руку, бросается на пол. Причем все это может происходить не только дома, но и на улице, на глазах у многих сочувствующих.

Многим недоумевающим родителям труднее всего смириться с собственным обесцениванием в глазах двухлетнего "бунтаря", отвергающего любые, казалось бы, весьма разумные ограничения и запреты, с помощью которых мамы и папы стремятся отрегулировать его поведение.

В настоящий момент, в среде начитанных родителей, наиболее распространенной является точка зрения, что капризы и истерики - это зако...

Другие файлы:

Воспитание милосердия у детей
Сущность понятия "милосердие". Проблемы воспитания милосердия у детей. Значение семьи и школы в воспитании детей. Особенности христианского воспитания...

Закономерности воспитания детей дошкольного возраста
Сущность понятий воспитания и образования. Возрастная периодизация и особенности развития детей раннего и дошкольного возраста. Факторы формирования л...

Особенности физического воспитания дошкольников в США
Особенности программы и роль целенаправленного физического воспитания в процессе психомоторного, умственного и эмоционального развития детей дошкольно...

Преемственность семейного и общественного воспитания
Обоснование необходимости преемственности семейного и общественного в воспитании детей дошкольного возраста. Особенности общественного и семейного вос...

Особенности воспитания детей, заболевших неврозом
Характеристика и особенности неврозов в детском возрасте как самый распространенный вид нервно-психической патологии. Понятие и сущность воспитания, е...