Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Организация работы по формированию учебной мотивации младшего школьника

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Изучение мотивации как внутренней психологической характеристики личности. Подбор методик, направленных на выявление уровня сформированности учебной мотивации младшего школьника. Формирование устойчивых познавательных и позитивных интересов у учащихся.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Современное общество нуждается в людях с высоким уровнем общего развития, с высоким уровнем инициативы и предприимчивости, творческих способностей. Это предопределяет перестройку процесса обучения в целом и каждой из его сторон, в особенности мотивационной. Известно, что основой успешной учебной деятельности любого обучающегося является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности.

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Проблема мотивации учения появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности. Возникнув, эта проблема до настоящего времени является, если не главной, то одной из важнейших в психологии и педагогике, ей посвящено немалое число работ отечественных ученых, таких как Л.И. Божович, В.Ф. Моргун, Г.И. Ибрагимова, В.С. Ильин, Ш.А. Амонашвили, М.В. Матюхина, А.К.Маркова и др. В зарубежной психологии вопросами мотивации учения занимались Д.К. Маккеланд, Г. Олпорт, Э. Даффи, Д. Берлайн, И. Аткинсон, К. Берч, А. Маслоу и другие.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания учителя оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося.

Все выше сказанное и определило выбор темы нашего исследования.

Цель работы - выявить методы и приемы формирования учебной мотивации детей младшего школьного возраста.

Объект исследования - формирование учебной мотивации.

Предмет исследования - методы и приемы формирования учебной мотивации детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1. определить сущность понятия «мотивация», ее структуру, виды;

2. рассмотреть процесс формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте;

3. подобрать методики, направленные на выявление уровня сформированности учебной мотивации младшего школьника;

4. рассмотреть методы и приёмы формирования учебной мотивации младших школьников.

Цель и задачи определили выбор методов исследования: анализ психолого-педагогической литературы и Интернет-источников по проблеме исследования.

Структура работа: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы формирования учебной мотивации младших школьников

1.1 Сущность понятия «мотивация», ее структура, виды

Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. Мотивация делает поведение человека целенаправленным. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации изучается педагогами и психологами не первое десятилетие. Исследованием вопроса мотивации занимались такие ученые как Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, В.Э. Чудновский, П.М. Якобсон.

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности, считает А.Н. Леонтьев [7, с. 200].

По мнению Л.И. Божович, мотивация - состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации. Мотив выступает как повод, причина, объективная необходимость что-то сделать, побуждение к какому-либо действию [2, с. 45].

В отечественной психологии мотивацию рассматривают как первый обязательный компонент учебной деятельности, она является внутренней характеристикой личности как субъекта деятельности.

Структурными элементами мотивации, общепринятыми в психологии, по своим проявлениям и функциям являются: потребности - источники активности учащегося; мотивы - причины, определяющие выбор направленности поведения; цели, т.е. то, на что направлена активность учащегося; переживания - регуляторы поведения учащегося, окрашивающие собой все структурные элементы мотивации.

Первый структурный элемент мотивации, который мы рассмотрим более подробно это потребность. Потребность - это состояние зависимости, нужды от объектов и явлений действительности, необходимых для существования и развития учащегося и выступающее источником его активности. Существуют разнообразные классификации видов потребностей. В качестве основания классификаций выступают: сферы деятельности (потребности в труде, познании, общении, восстановлении); объект потребности (материальные и духовные, этические, эстетические и т.д.); функциональная роль (доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные); субъект потребности (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные); уровень потребности (витальные, социальные, духовные), содержание (физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в любви, социальные потребности, потребности в самоактуализации).

Отсутствие реализации потребностей может приводить ребенка к разнообразным состояниям: стрессу, конфликту и кризису. Изменение и развитие потребностей происходит через их опредмечивание. Результат опредмечивания потребности воплощён в мотиве.

Рассмотрим второй структурный элемент мотивации - это мотив. Под мотивами понимают различные явления: намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович) [2,с.45]; потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен) [14,с.236]; предмет потребности - материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане (А.Н. Леонтьев) [7, с. 200]; установки (А. Маслоу) [9,с.77]; условия существования (К.Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С. Мерлин) и др.

Мотив - побуждение к деятельности, связанное с формой существования потребности учащегося и определяющее способ реализации этой потребности учащимся.

Общепризнано отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов. Одним из оснований может быть содержание. С этой точки зрения выделяют биологические и социальные мотивы, мотивы достижения и избегания неудачи, самоуважения и самоактуализации. Различают также мотив по времени проявления: постоянные, ситуативные и кратковременные. По силе проявления мотивы разделяют на сильные, умеренные и слабые, а по степени устойчивости на сильно-, средне- и слабоустойчивые. Мотивы классифицируются также по их отношению к самой деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними. [15, 236 с.]

Для нас же, в рамках исследования заявленной темы, интересна классификация И.П.Ильина в зависимости от вида активности, проявляемого человеком. В данной классификации выделяются: мотивы общения, игры, учения, профессиональной, спортивной и общественной деятельности и т. д. Рассмотрим в данной классификации более подробно мотивы учения.

Мотив учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Исследователи делят все мотивы учения на социальные и познавательные. Познавательные мотивы в свою очередь делятся на: 1) широкий познавательный мотив - ориентация на овладение новыми знаниями; 2) процессуальный - ориентация на процесс учения; 3) результативный - ориентация на результат учения (оценку); 4) учебно-познавательный - ориентация на усвоение способа получения знаний.

Социальные мотивы делятся на: 1) широкий социальный мотив - стремление приобрести знания, чтобы быть полезным обществу; 2) "учительский мотив" - стремление заслужить похвалу и одобрение со стороны учителя; 3) "родительский мотив" - стремление заслужить похвалу и одобрение родителей; 4) "товарищеский мотив" - стремление заслужить уважение своих товарищей. [12, с.56]

А.Н. Леонтьев различает мотивы, понимаемые и мотивы реально действующие. Учащийся понимает, что надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. Понимаемые мотивы в ряде случаев становятся мотивами реально действующими.

Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. Актуально, т.е. в момент деятельности, они, как правило, не осознаются. Но даже в том случае, когда они не осознаются, они отражаются в определенной эмоции, т. е. учащийся может не осознавать мотив, который его побуждает, но он может хотеть или не хотеть что-то делать, переживать в процессе деятельности. Вот это желание или нежелание действовать является, по А.Н. Леонтьеву, показателем положительной или отрицательной мотивации.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них - ведущие, другие - второстепенные.

Третий структурный элемент мотивации - это цель. Обычно мотив не совп...

Другие файлы:

Исследование влияния мотивации на результаты спортивной деятельности у младшего школьника
Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебно-спортивной деятельности. Психолого-физиологические особенности младших школьн...

Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Проблема мотивации учения в психологических исследованиях. Роль содержания учебного материала в мотивации учения. Организация учебной деятельности как...

Мотивация в обучении
Психолого-педагогическая характеристика и особенности младшего школьника. Методы учебной мотивация ребенка. Рисуночная терапия как средство повышения...

Формирование личностных качеств у младшего школьника
Понятия "личность" и "личностные качества". Анализ личности современного человека. Психологическая характеристика личности младшего школьника. Исследо...

Планирование двухфакторного эксперимента
Ведущим видом деятельности младшего школьника является учебная деятельность. Не секрет, что далеко не все учащиеся младших классов преуспевают в обуче...