Ознакомление со структурой и функциями психологической службы
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Введение
Я, студентка III курса факультета психологии Южно-Сахалинского филиала Современной Гуманитарной Академии, проходила учебно-ознакомительную практику в Лечебно Исправительном Учреждении №3.
Целью учебно-ознакомительной практики являлось изучение структуры и функций психологической службы исправительного учреждения, работа с личным составом учреждения, а также анализ и разработка предложений по совершенствованию организации работы психологической службы в учреждении.
Ознакомление со структурой и функциями психологической службы В ходе практики я выполнила следующие работы и задания:
1) Ознакомление с организацией психологической службы в ЛИУ-3.
2) Лечебно Исправительном Учреждении.
3) Работа с личным составом:
- Тестирование сотрудников;
- Изучение основных функций психолога по работе с личным составом.
4) Анализ эффективности работы психологической службы в данном Лечебно Исправительном Учреждении.
Затруднений и проблем в процессе выполнения работ не возникло.
1. Основная часть
1.1 Организация психологической работы в ЛИУ-3
Психологическая работа - это деятельность психологов, других должностных лиц органов воспитательных структур, начальников по формированию у личного состава психологических качеств, обеспечивающих выполнение задач в любых условиях обстановки.
Психологическая работа проводится в целях:
- обеспечения высокой психологической устойчивости и готовности личного состава к выполнению задач по предназначению;
- оптимизации условий жизнедеятельности сотрудников в интересах решения задач и сохранения психического здоровья личного состава.
Психологическая работа организуется во всех видах учебной и боевой деятельности учреждения. Непосредственную ответственность за ее организацию и состояние несут психологи учреждения. Общее руководство психологической работой в Исправительном Учреждении осуществляется заместителем начальника учреждения по кадрам и воспитательной работе (КиВР) с помощью с привлечением психолога учреждения (ПУ). Отдел психологической работы Главного управления воспитательной работы Федеральной Службы Исполнения Наказаний (РФ) обеспечивает руководство и функционирование психологических структур в Исправительных Учреждениях (ИУ), РФ, планирует, организует и обобщает результаты психологической работы, участвует в подготовке и расстановке кадров психологов, организует научно-методическое обеспечение. Обеспечение штатных психологов материально-техническими средствами, бланками, методическими и учебными пособиями для проведения профессионального психологического отбора осуществляют органы тыла видов Управлений, исправительных учреждений, исправительных колоний, следственных изоляторов.
1.2 Структура психологической службы в исправительном учреждении может быть представлена в виде схемы (см. рисунок 1)
Приказом МЮ РФ от 12.12.2005 № 238 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы» оговорено психологическое обеспечение деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания. Практика показывает, что одной из наиболее эффективных форм психологической работы является индивидуальное консультирование. Это возможно при соблюдении нескольких условий: желание самого осужденного измениться, авторитет личности психолога, установление контакта. Задачи психологической лаборатории по вопросам психологической работы:
- планируют и осуществляют мероприятия по морально-психологическому обеспечению в Исправительных Учреждениях;
- проводят мероприятия по укреплению психологической устойчивости личного состава, его готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки;
- участвуют в информационно-психологическом противодействии в интересах поддержания высокого морального духа личного состава;
- организуют работу по изучению социально-психологической обстановки в караулах и трудовых коллективах;
- организуют работу психологов, осуществляют их методическое обеспечение в целях изучения психологического климата в коллективах, снятия психологической напряженности, предупреждения негативных явлений;
- участвуют в психологической подготовке личного состава в интересах готовности караулов к выполнению поставленных задач.
Основные усилия в психологической работе сосредотачиваются на:
- изучении психологических особенностей личности осужденного;
- формировании в коллективах здорового морально-психологического климата;
- профилактике негативных проявлений в поведении личного состава;
- снятии психологических нагрузок;
- организации работы по психологической адаптации молодого пополнения;
- проведении профессионального психологического отбора кандидатов, поступающих на службу в УИС;
- осуществлении комплексного подхода, с участием в психолого-педагогическом воздействии на высший начальствующий состав, медицинских работников, юристов и других специалистов.
Основные функции психологической службы
1. Диагностическая - заключается в постановке психологического диагноза и написании психологического портрета на основании углубленного, объективного и всестороннего изучения личности с целью выявления и описания ее индивидуальных психологических особенностей, условий формирования; выявления лиц, относящихся к "группе повышенного внимания" и требующих постановки на профилактический учет психолога; изучения социальных общностей (групп осужденных, коллективов сотрудников и т.п.), динамики социально-психологических явлений и состояний.
Реализуется посредством применения специальных психодиагностических методов (тестирование, изучение документов, беседа, наблюдение и др.) изучения личности и/или группы и психологических алгоритмов обработки и интерпретации полученной информации.
Диагностические мероприятия производятся в соответствии с примерным перечнем психологических методик, рекомендованных для использования в деятельности психологов (Рисунок 1).
2. Консультативная - направлена на оказание психологической помощи индивиду в решении личных психологических проблем, актуализацию внутренних резервов личности для преодоления кризисных и проблемных ситуаций, помощь в профориентации, саморазвитии, а также на решение служебных задач с учетом психологических факторов.
3. Психокоррекционная - заключается в целенаправленном изменении социально-психологических установок и ценностных ориентаций индивида, обучении его приемам и способам саморегуляции и самоконтроля, формировании необходимых навыков и умений в сфере общения, коррекции и развитии системы отношений личности, повышении устойчивости к неблагоприятным психологическим воздействиям и факторам (стрессам, критическим и конфликтным ситуациям).
В рамках данной функции психолог проводит психокоррекционные мероприятия с использованием индивидуальных и групповых форм работы (аутотренинг, социально-психологические тренинги и др.)
4. Прогностическая и психопрофилактическая - состоит в прогнозировании индивидуального и группового поведения, оценке перспектив развития личности и социальной ситуации, своевременном предупреждении межличностных конфликтов, эмоционального выгорания, суицидов, иных негативных проявлений, обусловленных изоляцией осужденных, подозреваемых и обвиняемых от общества, а также у сотрудников учреждения, вызванных спецификой и условиями служебной деятельности, бытовыми и семейными проблемами.
5. Просветительская - заключается в повышении уровня психологической культуры и компетентности персонала, формировании у сотрудников учреждения установки на конструктивное сотрудничество с психологической службой, обучении их профессионально значимым психологическим навыкам и методам работы, умению грамотно использовать информацию и рекомендации, полученные от психолога, а также в распространении необходимых психологических знаний среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых и формировании у них доверия к психологу и позитивного отношения к его деятельности.
Для обеспечения реализации данной функции сотрудники психологической службы проводят лекции, беседы, занятия в системе служебной подготовки, используют иные формы пропаганды психологических знаний.
6. Исследовательская - направлена на самостоятельное (или совместное с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями) проведение исследований и экспериментов в области пенитенциарной психологии, изучение различных социально-психологических явлений и процессов в местах лишения свободы, разработку и апробацию научно-обоснованных методик изучения личности и социальных общностей, коррекцию индивидуального и группового поведения, выработку методических рекомендаций по различным направлениям деятельности психологической службы.
2. Работа с личным составо...
Федеральная налоговая служба
Предпосылки реорганизации Федеральной налоговой службы. Ознакомление с ее правовым положением и структурой. Характеристика основных полномочий налогов...
Психологические особенности деятельности психологической службы по исправлению осужденных
Особенности деятельности психологической службы: задачи, функции и основные направления. Деятельность психологической службы с персоналом УИС. Гуманно...
Логистика автомобильного транспорта
Ознакомление со структурой и функциями рынка логистических услуг России; определение его роли в увеличении объемов экспортно-импортных операций. Практ...
Управление качеством в ООО "Мелеван"
Ознакомление с ООО "Мелеван", его структурой и основными функциями. Изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность организации...
Оценка деятельности психологической службы на предприятии
Положения и принципы построения деятельности психологической службы на предприятии по продаже продуктов питания. Анализ и оценка работы психологическо...