Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Общепсихологические теории деятельности человека

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Анализ системы методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Исследование основных теорий деятельности человека А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского. Роль деятельности в функционировании и развитии человека.
Краткое сожержание материала:

Размещено на http:///

Размещено на http:///

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Общая характеристика теории деятельности человека
    • 1.1 История теории деятельности человека
    • 1.2 Принцип теории деятельности человека в психологии
  • Глава 2. Основные теории деятельности человека (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский)
    • 2.1 Концепция Алексея Николаевича Леонтьева
    • 2.2 Теория деятельности С.Л. Рубинштейна
    • 2.3 Теория высших психических функций (Л.С. Выготский)
  • Заключение
  • Библиографический список

Введение

Деятельность - динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процесс которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной деятельности. Понятие о деятельности многообразно. Сеченов говорил о психической деятельности, понимая их как процессы, которые совершаются по типу рефлекторных; Павлов ввел понятие о высшей нервной деятельности; Выготский говорил о психических функциях как деятельности сознания; с обращением к категориям, которые вывел К. Маркс трактовка деятельности приобрела новое значение.

Теория деятельности человека - система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в.

Объектом являются общепсихологические теории деятельности человека.

Предметом - основные особенности психологических теорий деятельности человека.

Цель: изучить и проанализировать общепсихологические теории деятельности человека.

Задачи:

- рассмотреть историю теории деятельности человека;

- проанализировать принципы теории деятельности человека в психологии;

- изучить основные теории деятельности человека А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского.

Глава 1. Общая характеристика теории деятельности человека

1.1 История теории деятельности человека

Теория деятельности или деятельностный подход -- школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л. С. Выготского. Время создания теории деятельности -- 1920--1930 гг.

Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л. С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего. [2, C. 133]

Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание -- это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство. Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним».

Теория деятельности -- система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. В 1930-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии: С. Л. Рубинштейна (1889--1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности; и А. Н. Леонтьева (1903--1979), который, совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. [2, C. 142]

1.2 Принцип теории деятельности человека в психологии

Понятие о деятельности многозначно. Сеченов говорил о психических деятельностях, понимая их как процессы, которые совершаются по типу рефлекторных. Павлов ввел понятие о высшей нервной деятельности, Бехтерев - о соотносительной деятельности, Выготский говорил о психических функциях как деятельности сознания человека. Но с обращением к марксизму, для которого прототипом любых форм взаимоотношений человека со средой является труд, трактовка деятельности приобрела новое содержание.

Первым выделившим деятельность в особую, ни к каким другим формам жизни не сводимую категорию выступил Михаил Яковлевич Басов (1892-1931). [5, C. 110]

Басов как психолог первоначально примыкал к функциональному направлению, где сознание понималось как система взаимосвязанных психических функций. Но во взгляде Басова на эту систему имелся особый аспект. Ее центром он считал волю как функцию, предполагающую усилия личности по достижению осознанной цели. Это было связано с его общей установкой на научный, экспериментальный анализ активности субъекта. В особенности его интересовал конфликт между волевым импульсом и непроизвольными, не зависящими от сознания движениями. Поскольку изучение было сосредоточено не на внешних движениях самих по себе (рефлексах), а на их внутреннем смысле, Басов, чтобы отграничить свой подход от подхода рефлексологов и бихевиористов, применил вместо термина «поведение» термин «деятельность».

Басов подчеркивал, что понимает под деятельностью «предмет особого значения», такую область, «которая имеет задачи, никакой другой областью не разрешаемые». Если до Басова в воззрениях на предмет психологии резко противостояли друг другу сторонники давно признанного убеждения, согласно которому этим предметом является сознание, и сторонники нового убеждения, считавшие, что этим предметом является поведение, то после Басова картина изменилась. Он как бы поднялся над этим конфликтом, чего требовала сама логика развития науки. Откликаясь на ее запросы, К. Н. Корнилов видел выход в том, чтобы соединить под эгидой понятия о реакции факт сознания и факт поведения.

Басов же предложил другое решение. Нужно, считал он, перейти в совершенно новую плоскость. Подняться и над тем, что осознает субъект, и над тем, что проявляется в его внешних действиях. Не механически объединить одно и другое, а включить их в качественно новую структуру. Он назвал ее деятельностью.

Басов предложил считать деятельность особой структурой, состоящей из отдельных актов и механизмов, связи между которыми регулируются задачей. Структура может быть устойчивой, стабильной (например, когда ребенок овладел каким-то навыком). Но она может также каждый раз создаваться заново (например, когда задача, которую решает ребенок, требует от него изобретательности). [5, C. 117]

В любом случае деятельность является субъективной. За всеми ее актами и механизмами стоит субъект, говоря словами Басова, «человек как деятель в среде».

Дальнейшее развитие принцип деятельности получил в трудах С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева.

Теория деятельности основана А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л. С. Выготского. Время создания теории деятельности -- 1920--1930 гг.

Теория деятельности -- система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Понятие о деятельности многозначно.

Первым выделившим деятельность в особую, ни к каким другим формам жизни не сводимую категорию выступил Михаил Яковлевич Басов (1892-1931). Деятельность является субъективной. По мнению Басова М.Я. «За всеми ее актами и механизмами стоит субъект - «человек как деятель в среде». Дальнейшее развитие принцип деятельности получил в трудах С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева.

психический феномен деятельность выготский

Глава 2. Основные теории деятельности человека (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский)

2.1 Концепция Алексея Николаевича Леонтьева

Предмет концепции - личность как иерархия деятельностей, за которой стоят соподчиненные мотивы.

Основные задачи:

- исследовать роль деятельности в функционировании и развитии человека;

- исследовать личностные структуры с точки зрения их формирования в деятельности. [3, C. 98]

Теория деятельности, рассматривающая личность в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности, разработана во второй половине XX в. в трудах Леонтьева. Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в деятельности, исследуемой в ее филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном аспектах. Генетически исходной является внешняя, предметная, чувственно-практическая деятельность, от которой производны все виды внутренней психической деятельности ин...

Другие файлы:

Общепсихологические теории деятельности человека
Исследование принципов теории деятельности человека в психологии А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна. Изучение концепции высших психических функций Л.С....

Теории деятельности человека
Методологическое значение теории деятельности С.Л. Рубинштейна – А.Н. Леонтьева. Роль потребностно-мотивационной сферы человека в его деятельности как...

Мотивы трудовой деятельности современного работника
Понятие мотивации и мотивирования. Формула успеха компании. Первоначальные теории мотивации (концепция "экономического человека"). Современные (психол...

Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии
В учебнике в соответствии с учебной программой раскрываются основные понятия общей, правовой, криминальной и судебной психологии. В отличие от других...

Эволюция мотивации трудовой деятельности
Мотивация персонала и рассмотрение теории "кнута и пряника". Содержание и структура профессиональной деятельности. Воспитание способностей и креативно...