Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Нейропсихологические аспекты коллективного способа обучения

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Выявление психологических особенностей коллективного способа обучения и их соотнесение с работой соответствующих структур головного мозга. Практическое нейропсихологическое исследование особенностей развития при обучении на коллективных учебных занятиях.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

12

Дипломная работа

Нейропсихологические аспекты коллективного способа обучения

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ГЛАВА. Особенности коллективного способа обучения

1.1. История коллективного способа обучения

1.2. Новые возможности коллективного способа обучения

2 ГЛАВА. Нейропсихологические аспекты обучения

3 ГЛАВА. Исследование нейропсихологических особенностей развития при обучении на коллективных учебных занятиях

3.1 Гипотеза и ее обоснование

3.2 Выбор методов исследования

3.3 Организация и проведение исследования

3.4 Результаты и выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература

Приложение 1

Приложение 2

ВВЕДЕНИЕ

Коллективный способ обучения (КСО) в настоящее время применяется во многих школах города Красноярска, его окрестностей и других городов России и ближнего зарубежья. Возникло много проектно-разработческих и проектно-внедренческих площадок по осуществлению целенаправленного перехода от группового способа обучения (ГСО) к коллективному.

Коллективный способ обучения берет свое начало с профессиональной практики А.Г. Ривина. С 1950 года накопленный А. Г. Ривиным практический материал и опыт работы начал подвергаться научным исследованиям и обобщениям. Первым исследователем нового педагогического направления стал Дьяченко В. К. В настоящее время написано несколько кандидатских и докторских диссертационных работ, посвященных исследованию коллективных учебных занятий.

Однако имеющиеся исследования носят в основном методологический характер, а критериями успешности применения коллективного способа обучения в этих исследованиях является организация, объем и качество усвоенного материала. Редко встречаются упоминания о развитии высших психических функций, и эти упоминания носят описательный и вторичный характер.

Выготский Л. С. связывал обучение и развитие и говорил, что правильно поставленное обучение должно идти впереди развития и опираться не только на завершенные его этапы, но и на формирующиеся психические функции: “…Один шаг в обучении - это несколько шагов в развитии…”- писал Лев Семенович. Любое обучение, так или иначе, ставит перед собой целью развитие (моторных навыков, свойств личности, высших психических функций и т. д.).

Но развитие в обучении (школьном обучении) происходит не столько в психологической, сколько в нейропсихологической сфере. Во время обучения развивается мозг. Развитие же высших психических функций происходит благодаря развитию высших корковых структур мозга, которые, в свою очередь развиваются благодаря структуре и содержанию деятельности ребенка.

Таким образом, целью данной работы является изучение нейропсихологического аспекта коллективного способа обучения.

Данная работа будет основываться на специально подготовленном эмпирическом материале в форме исследования. Предметом исследования является динамика развития отдельных структур головного мозга среди детей, обучающихся по системе КСО (экспериментальная группа) и ГСО (контрольная группа), а, также, сопоставление динамики между двумя группами детей. У детей, обучающихся по системе КСО, ожидается большая динамика развития отдельных структур головного мозга по сравнению с детьми, обучающимися по традиционной системе обучения (ГСО). Таким образом, второй целью данной работы является проверка выдвинутой гипотезы.

Задачи, необходимые для реализации поставленных целей, следующие:

Выявление психологических особенностей коллективного способа обучения,

Соотнесение психологических особенностей коллективного способа обучения с работой соответствующих структур головного мозга,

Формирование экспериментальной и контрольной групп,

Проведение двух нейропсихологических обследований в этих группах (в начале и в конце учебного года).

Данная работа выполняется по заказу лаборатории методологии КСО Краевого инновационного центра на базе средней школы №141 Советского района города Красноярска.

1 ГЛАВА. Особенности коллективного способа обучения

1.1 История коллективного способа обучения

Коллективный способ обучения появился в ответ на кризис образования. В чем, по мнению Ривина, заключался кризис образования можно говорить лишь гипотетично. Практически отсутствуют работы, написанные самим Ривиным, поэтому теоретико-методологический аспект взглядов и размышлений Ривина остается пока неизвестным. О его научном подходе пишут другие - в основном на уровне описания технологии организации занятий. Ф. Кумбс (1967) считает, что этот кризис заключался в медленном, по сравнению с развитием общества, темпом развития. Мкртчян М. А. связывает кризис образования с несостоятельностью классно-урочной системы обучения, которая направлена на обучение группы, а не каждого отдельного ученика. Дьяченко В. К. См. Дьяченко В. К. Новая педагогическая технология учебно-воспитательного процесса: О переходе к коллективному способу обучения. Усть-Камено-горск: МП “Просвещение”, 1992г. - 182 стр. Глава “главная причина кризиса образования”. видит кризис так же в классно-урочной системе обучения и акцентирует внимание на уравнивании школьной программой всех детей, а так же на отсутствии возможности всем ученикам работать на уроке и помогать друг другу (что пресекается самими учителями).

Выходом из этого кризиса Ривин видел в модернизации существующей педагогической технологии. Его основная идея и научная находка заключается в организации взаимодействия учеников в парах сменного состава См. Дьяченко В. К. Новая педагогическая технология учебно-воспитательного процесса: О переходе к коллективному способу обучения. Усть-Камено-горск: МП “Просвещение”, 1992г. - 182 стр. Глава “Корнин и опыт “Дикого ВУЗа”.. Такая форма организации учебных занятий позволяла всем ученикам быть вовлеченными в учебный процесс и значительно сократить сроки прохождения учебной программы. Такое сочетание качественного усвоения учебной программы с адекватными для каждого ученика сроками позволяло А. Г. Ривину и его последователям активно эксплуатировать новый метод в своей практике. Эмпирический этап КСО продолжался до 40-х годов прошлого столетия.

С 1950 по 1983 года накопленный А. Г. Ривиным и его последователями богатый опыт начал подвергаться исследованиям и обобщениям. Эту работу взяла на себя группа инноваторов под руководством В. К. Дьяченко. Результаты теоретических обобщений сильно зависели от филосовско-методологических взглядов исследователей. Ключевым в подходе В. К. Дьяченко является естественнонаучный подход к обучению, так как он позволяет рассматривать обучение как процесс объективный и материальный, как особый случай знако-звукового взаимодействия между обучающим и обучаемым.

В результате такого рассмотрения было дано следующее определение понятия “обучения”: “Обучение - это общение между теми, кто имеет знания и теми, кто их приобретает”.

Понятие же “общение” определялось как “речевое взаимодействие между людьми, в процессе которого происходит, во-первых, обмен информацией, во-вторых, управление деятельностью и, в-третьих, установление и формирование отношений”.

Если обучение - это общение, то оно и осуществляется как общение. Для того, чтобы выяснить объективное строение обучения, Дьяченко выделил четыре структуры общения. Одну - опосредованного общения, и три - непосредственного общения:

Опосредованное общение (в основном - через письменную речь),

Общение в паре,

Общение в группе,

Общение в парах сменного состава.

Применение этих четырех структур общения в учебном процессе дает четыре способа организации процесса обучения:

Индивидуальная,

Парная,

Групповая,

Коллективная.

В. К. Дьяченко считал себя приемником Я. А. Коменского и опирался на его работу “Великая дидактика”. В этой работе Коменский пишет: Коменский Я. А. Великая дидактика, глава XVIII, П. 44 // Избранные педагогические сочинения.- М.: Учпедгиз, 1939г. Т. 1., с 185. “…Многое спрашивать, усваивать и учить других - вот тайна великой учености. Эти требования выражены в следующем латинском стихе: как можно больше спрашивать, спрошенное - усваивать, тому, что усвоил - обучать (других),- эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя… Обучать - это значит все усвоенное, в свою очередь, пересказывать товарищам или всякому, желающему слушать. Два первых приема (спрашивать и усваивать) широко известны школам. Третий - недостаточно, однако ввести его было бы весьма полезно. Ведь чрезвычайно правильно утверждение “Кто учит других - учится сам” не только потому, что, повторяя, он укрепляет свои знания, но, так же, и потому, что получает возможность глубже проникать в вещи”.

Исследования Дьяченко и его коллег показали, что непосредственной причиной современного школьного кризиса является групповой способ обучения. Технология группового способа обучения,...

Другие файлы:

Педагогическая технология коллективного способа обучения на основе трудов профессора В.К. Дьяченко
Основные принципы и постулаты коллективного способа обучения по теории Дьяченко. Общие и конкретные формы организации учебного процесса. Методические...

Приемы технологии коллективного способа обучения на уроках биологии как средство повышения познавательной активности учащихся 7 класса
Состояние проблемы развития познавательной активности учащихся в теории образования. Основы педагогической технологии коллективного способа обучения....

Педагогическая технология коллективного способа обучения на основе трудов профессора В.К. Дьяченко
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников с применением коллективного способа обучения (КСО). Предметом исследования является...

Технология коллективного способа обучения как

Игровые формы коллективного обучения старших дошкольников
Психолого-педагогические основы коллективного обучения старших дошкольников, особенности форм и способов его организации. Эмпирическое исследование ли...