Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Невербальные средства общения в управленческой деятельности

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Коммуникативный акт общения. Интонации голоса и особенности лексики. Значение жестов. Роль мимики и пантомимики. Корректировка своих действий, учитывая особенности невербального общения. "Фишки" управленческой деятельности или способы приспособления.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

1. Акт коммуникации

2. Интонации голоса и особенности лексики

3. Роль мимики и пантомимики

4. Корректировка своих действий, учитывая особенности невербального общения

5. «Фишки» управленческой деятельности или способы приспособления

Заключение

Список использованной литературы

Введение

общение невербальный мимика жест

До 65% информации о собеседниках люди получают не из их слов, а на основе жестов и телодвижений, поэтому умение их правильно читать является одним из условий успеха менеджера.

Жесты нельзя рассматривать изолированно, поскольку у одного и того же жеста существует несколько значений. Их необходимо читать в системе, где каждый дополняет, уточняет, корректирует другие.

Принято выделять следующие функции невербальных средств общения:

1. Функция "усиления" - невербальные средства могут подчеркивать, регулировать или даже извращать смысл сопровождаемого слова. Учет этого аспекта позволяет более точно и полно расшифровать смысл получаемой информации.

2. Функция "замены" - жесты могут заменять слова и действия.

3. Функция "верификации" - проверка невербальными средствами словесной информации как с целью повышения качества, достоверности и полноты вербальной информации, так и для определения особенностей характера человека.

В таких видах взаимодействия, как статусно-ролевое, невербальное поведение может играть роль своеобразного индикатора: степень соответствия между речевым и неречевым поведением определяет успешность интерпретации. В случае значительного расхождения коммуникативную функцию выполняет, главным образом, невербальное поведение. Для того, чтобы лучше понимать людей, необходимо владеть несловесными формами общения - умением передавать (кодировать, выражать) бессловесную информацию и умением ее воспринимать ("читать").

Кроме соответствия между словами и телодвижениями необходимо принимать во внимание ситуацию (например, позы замерзшего, уставшего или критически настроенного к собеседнику человека практически одинаковы); состояние здоровья; профессиональные привычки (пианист, оберегая пальцы, будет избегать крепкого рукопожатия); особенности одежды, которая может сковывать движения.

Существует обратная связь между возрастом, социальным положением человека и его жестикуляцией. При сохранении прежнего смысла с возрастом и ростом статуса больше используются слова, снижается скорость движений, хотя одновременно они становятся более утонченными.

Поскольку подсознание людей работает автоматически, независимо от них, жесты могут «выдать с головой», поэтому, чтобы скрыть свои мысли, целесообразно:

· специально отрабатывать комплекс жестов, придающих правдоподобие сказанному;

· стараться полностью исключить жестикуляцию при контактах;

· соблюдать дистанцию по отношению к собеседнику, чтобы не были видны микрожесты (румянец, изменение зрачков) и поза в целом;

· шире использовать положительные жесты, привлекающие других, и по возможности избавляться от отрицательных.

1. Акт коммуникации

При передаче информации лишь 7% от нее сообщается посредством слов (вербально), процентов 30 выражается звучанием голоса (тональностями, интонацией и др.) и более 60% идет по прочим невербальным (взгляд, жесты, мимика и др.) каналам. Таким образом, видно, насколько важно уметь правильно интерпретировать и адекватно воспринимать неречевую составляющую любого коммуникативного акта.

По одним данным экспериментально-психологических исследований 2\3 всей информации о партнере по общению, его намерениях и значимых для дела характеристиках мы получаем из непосредственно наблюдаемого коммуникативного поведения, в которое входят наряду с мимикой, пантомимикой и голосовыми характеристиками, общий темпоритмический и пространственный рисунок общения.

Эти данные особенно необходимы при построении отношений между сотрудниками, между руководителем и сотрудниками.

Коммуникативный акт общения - это сложный процесс, большое значение в котором играют и неречевые аспекты. И как для всякого умения необходимо обучение, так и искусству общения можно и нужно учиться. Коммуникативный акт многопланов и разглядеть эту многоплановость очень непросто.

Привязка отслеживаемых внешних проявлений к тому, что индивид фактически переживает, не совсем надежна, поскольку каждый человек уникален, однако может пригодиться в практической деятельности.

Поскольку описывать большое число нечетко отграниченных каналов несловесной коммуникации неудобно, в литературе выделяют пять больших каналов:

- пространство и способы им распоряжаться;

- лицо (мимика);

- взгляд;

- голос (в широком смысле, то есть, включая не только тембральные и звуковысотные характеристики, но и темпоритмические, и артикуляторные - все, кроме самих слов);

- тело и его движения.

Вдумаемся, например, в человеческую речь: что происходит в нас, когда мы говорим или слышим такие выражения как: "прийти к заключению", коснуться проблемы", "порвать отношения", "схватить идею", "ускользнуть от ответственности", "впасть в отчаяние", "поставить вопрос" и т.п. О чем говорят все эти глаголы? О жестах, определенных и ясных. И мы совершаем в душе эти жесты, скрытые в словесных выражениях.

Несловесное общение всегда вступает во взаимодействие со словесным общением. Последнее может быть подчеркнуто, усилено, украшено, поставлено под вопрос.

2. Интонации голоса и особенности лексики

Не иметь своего «голоса» в оценке индивидуальной манеры общения означает почти то же, что «не иметь своего лица». Именно эти два канала традиционно воспринимаются как наиболее тесно связанные с личностью участника общения. Весь комплекс паралингвистических характеристик включает, наряду с интенсивностью, высотой тона и тембром, темпоритмическую структуру и интонационный рисунок речи. Нижеперечисленное рекомендуется учитывать при осуществлении руководства, проведении деловых совещаний и т.д.

Самое простое свойство голоса - интенсивность или громкость - в конкретной коммуникативной ситуации тесно связано с индивидуальной манерой распоряжаться пространством. Люди, имеющие привычку говорить громче, чем нужно, тем самым нарушая этикетную норму, силой заставляют себя слушать. Они как бы заполняют своим голосом акустическую среду, принадлежащую не только им. Громогласный оратор как бы отодвигает от себя слушателей на то расстояние, для которого такая громкость была бы адекватна. Обращение теряет персональность, со слушателями обходятся как с толпой. За таким поведением могут скрываться различные причины: желание захватить инициативу и многолетняя привычка "вещать", ищущее выхода внутреннее напряжение, некоторая потеря ориентировки в коммуникативной ситуации из-за чрезмерного увлечения содержанием своего высказывания. Качество восприятия речи достигается не интенсивностью, а правильно подобранным темпом, уместными паузами, разработанной артикуляцией.

Паузы, в значительной степени, формирующие ритмический рисунок речи, имеют отношение не только к внятности произнесения, но и к внятности самой порождаемой мысли. Ни один человек, находящийся в контакте с собеседником, без них не обходится и не только в интересах собственной выразительности или оформления содержания, но, прежде всего, для ситуативных переключений: оценки реакции партнера, передачи инициативы в разговоре. Использование пауз может быть довольно эффективным средством манипулирования собеседником: неожиданно предоставленная инициатива может сильно его напрячь и заставить суетиться.

Отсутствие пауз и других структурирующих приемов (изменений темпа, громкости, интонирования и т.д.) ведет к монотонности. Монотонная манера неэффективна. Но иногда опытные манипуляторы своей монотонностью усыпляют аудиторию и "скармливают" ей ту информацию, которая могла бы вызвать нежелательную реакцию.

Темпоритмический рисунок общения также имеет коммуникативный смысл: кроме связи с темпераментом скорость речи может указывать на функциональное состояние говорящего. Взволнованный человек говорит громче и быстрее, "глотает" окончания слов, делает интонационные акценты. Важно учитывать и напряженность голоса: "ворочает человек слова", "цедит" или "роняет".

Самое большое количество проблем характеристики темпа порождают тогда, когда сильно отличаются партнеры по общению. Для установления диалогического контакта необходимо, чтобы оба участника ситуации "двигались навстречу друг другу", очень незначительно изменяя характеристики собственного паравербального поведения "в пользу партнера". Этого наибольшего символического изменения часто бывает вполне достаточно для создания атмосферы доброжелательности - шансы взаимоприемлемого разрешения ситуации возрастают.

Голос обладает тембральными характеристиками. При попытках их описать люди часто обращаются к другим модальностям - говорят о "холодном", "легком", "светлом", "бархатном", "деревянном" голосе, говорят о музыкальных инструментах, животных ("промяукала", "пропищала", "прорычала").

Голос может быть "зажатым", нести в себе груз прошлых проблем, запечатленн...

Другие файлы:

Невербальные средства общения
Невербальные элементы во время делового общения: кинесика, походка, поза, жесты, мимика, визуальный контакт, голос, такесика, проксемика, дистанция. Н...

Субъект и средства коммуникации: невербальные средства общения
Психологический смысл понятия "субъект". Смысл, заложеннный в словосочетаниях "субьект деятельности", "субъект общения", "субъект труда". Средства ком...

Вербальные и невербальные средства общения
Что такое вербальное общение: устная речь как самый распространенный способ коммуникации. Совершенствование навыков письменной речи, денотаты и коннот...

Структура и средства делового общения
Изучение понятия и основных видов делового общения: бесед, переговоров, совещаний, посещений, публичных выступлений. Речь, как главный инструмент чело...

Психология Общения
Функции и специфика общения. Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона. Вербальные и невербальные средства общения. Фак...