Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Мышление как специфический процесс

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Процесс отражения в сознании человека связей и отношений между предметами или явлениями действительности. Особенности мышления, его роль в решении задач, основные виды. Характеристика понятий, суждений и умозаключений как форм мыслительной деятельности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1. Основные особенности процесса мышления

2. Мышление и решение задач

3. Основные формы мышления

Заключение

Список литературы

Введение

Мышлением называется процесс отражения в сознании человека связей и отношений между предметами или явлениями действительности.

В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств, - в красках, формах, движении предметов и т. д. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения. В процессе восприятия, например, дерева человек, отражая в своем сознании ствол, ветви, листья и другие части и особенности именно данного отдельного конкретного предмета, может воспринимать это дерево изолированно от других явлений, любоваться его формой, свежестью его зеленой листвы, причудливыми изгибами его ствола, не воспринимая одновременно других предметов.

Иначе протекает процесс мышления. Стремясь понять основные законы существования данного явления, проникнуть в его сущность, человек обязательно должен отразить в своем уме также и отношения этого предмета с другими предметами и явлениями. Нельзя понять сущность дерева, если не выяснить, какое значение для него имеют химический состав почвы, влага, воздух, солнечный свет и т. д. Только отражение этих связей и отношений позволяет человеку понять функцию корней и листьев дерева, ту роль, которую они играют в круговороте веществ в растительном мире.

Сам предмет отражается в процессе мышления иначе, чем в восприятии: в мышлении мы не только выделяем отдельные части предмета (это возможно и в восприятии), но стараемся понять, в каких соотношениях эти части находятся друг с другом, какое значение в жизни всего дерева имеют корни, какую роль играют листья.

1. Основные особенности процесса мышления

Процесс мышления отличают следующие особенности:

Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между вещами, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти. Например, увидев утром покрытые снегом улицы и крыши домов, мы можем заключить о том, что ночью была метель. Установить эту связь нам помогают всплывшие в памяти представления о ранее бывших и наблюдавшихся событиях.

Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах явлений. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира. Само понятие причины и следствия могло возникнуть только опосредованным путем, путем обобщения сохранившихся в памяти многих фактов, в которых обнаруживались данные связи между явлениями. Но раз понятие возникло, оно включается в дальнейшую работу мышления.

Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда мыслим эти связи в отвлеченном и обобщенном виде. Эти связи обнаруживаются в данном явлении лишь потому, что они присущи всем вещам данного класса, являются общим для них законом существования. Поэтому, чтобы отразить ту или другую связь между явлениями, необходимо отвлечься от конкретных особенностей этих явлений.

Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Значение слова для процесса мышления исключительно велико. Благодаря тому, что мышление выражается в словах, мы можем отразить в нашей мысли сущность не только непосредственно на нас действующих, но и недоступных прямому восприятию предметов. Мышление позволяет нам проникнуть в далекое прошлое, нарисовать картину возникновения солнечной системы и планет, проследить историю Земли, развитие жизни и т. д. Оно позволяет нам заглянуть также и в будущее, предвидеть ход исторических событий. Мышлением мы можем отразить законы существования, как огромных небесных тел, так и мельчайших атомов.

Мышление человека связано с практической деятельностью. В своей сущности оно опирается на общественную практику человека.

2. Мышление и решение задач

Мышление как специфический процесс возникает лишь тогда, когда человек для достижения цели, призванной удовлетворить ту или иную потребность, осуществляет поиск (по меньшей мере - выбор) новых способов н средств действий. Другими словами: объектом мышления является любая задача, а различными бывают меры новизны и сложность задачи, и, соответственно, способы их решения.

Решению задачи всегда предшествует возникновение проблемной ситуации, достаточно осознанного чувства чего-то недостающего и необходимого. Необходимость найти это недостающее «нечто» и порождает постановку цели. Следует четко различать проблемную ситуацию и задачу.

Проблемная ситуация означает, что человек в ходе своей деятельности столкнулся с чем-то новым, неясным, неизвестным, непонятным. Проблемная ситуация - это довольно смутное и малоосознанное впечатление («что-то не так», «что-то не то»). В результате анализа проблемной ситуации формулируется задача.

Задача предполагает наличие некоего условия (то, что дано) и неизвестного (искомого), которое можно найти определенным способом. При возникновении проблемной ситуации мышление имеет место всегда, при решении же задач процессов мышления может и не быть. «Дважды два» - это задача, но для своего решения она не требует участия мышления.

Любой мыслительной деятельности предшествует вопрос, инициатором которого может быть сам человек либо кто-то другой, например учитель. Мышление проявляется только тогда, когда у человека нет готового ответа на поставленный вопрос.

Проблема, вопрос должны быть четко осознаны, иначе думать будет не над чем. Решение мыслительной задачи начинается с анализа данных. Данные сопоставляются с вопросом, соотносятся с опытом и знаниями человека, и на этой основе выдвигается гипотеза (предположение) относительно способа решения. Проверка данного пути решения может показать ошибочность намеченных действий. Тогда человек ищет новую гипотезу, другой способ действия. При этом важно понять причины предшествующей неудачи, сделать из нее соответствующие выводы. Завершается решение задачи проверкой, сопоставлением полученного результата с исходными данными. Все указанные этапы можно проследить на примере решения любой задачи.

Процесс решения задачи, предполагает хотя бы общее знание характера задач, подлежащих решению.

По логической структуре задачи могут быть:

а) интерполяционными, в которых данные и цель определены в явной (эксплицитной) форме, а поиск ответа детерминирован условиями задачи (решение может идти как движением от данных к цели, так и наоборот или, наконец, в обоих направлениях одновременно);

б) экстраполяционными, в которых есть данные, но не определена цель, или наоборот - проблемная ситуация содержит определенную цель, но не определены данные (решающему предоставляется большая свобода действия);

в) «предзадачами», в которых не определены ни цель, ни данные проблемной ситуации (это ситуация, порождающая чувство, обычно предшествующее внезапному открытию).

По целям мыслительной деятельности задачи можно подразделить на задачи распознавания, конструирования, объяснения, доказательства.

Кроме того, есть задачи, специфические для разных наук. Так, в кибернетике выделяют три основных вида задач:

1) задачи, в которых учтены все условия, влияющие на результат, и ответ функционально связан с исходными данными, определен ими однозначно;

2) задачи, на результат решения которых возможно влияние случайных факторов, не учтенных в условиях, в силу чего результат решения получается неоднозначным, он формируется из некоторого числа аналогичных случаев в соответствии вероятностно-статистической оценкой возможных значений результатов;

3) задачи игрового типа, в который контролируемая часть условий косвенно направляется противником-соревнователем. Задачи этого вида являются предметом специальной научной области - теории игр. Ее достижения в последние годы широко используются.

Поиск решения. В самом процессе решения задачи некоторые психологи склонны выделять две основные фазы:

поиск идеи (принципа решения);

выполнение решения.

Применительно к экспериментальным задачам типа головоломок это верно. Что касается большинства жизненных и научных задач, то нетрудно обнаружить, что поиск способа (принципа, идеи) их рационального решения продолжается без конца. При этом такой поиск нельзя свести ни к односторонней детерминации его извне - от предмета задачи, ни изнутри - от субъекта решения.

Виды поиска решения задач получили более полное и четкое описание в инженерно-психологических исследованиях при создании новых и совершенствовании имеющихся машинных программ:

1. Поиск посредством систематических проб представляет собой перебор всех возможных «ходов» на каждом этапе решени...

Другие файлы:

Познавательные психические процессы, мышление
Познавательные психические процессы. Мысль как единица мышления. Мышление как процесс. Фазы мыслительного процесса. Язык и дискурсивное мышление. Виды...

Мышление и речь
Виды речевой деятельности. Мышление как познавательный процесс. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения. Умение выд...

Мышление и его экспериментальное исследование
Мышление как процесс постановки и решения творческих задач, его характеристика, формы, принципы, методика и направления исследования. Проблематика исс...

Экономическое мышление школьников
Экономическое мышление как педагогическое явление, процесс его формирования, проблема содержания и структуры. Основные критериальные и уровневые харак...

Развиваем мышление. Дошкольная мозаика. 2-3 года
Эта книга поможет вашему малышу развить творческое мышление и воображение. Ребенок научится сравнивать и анализировать, рассуждать и делать выводы, ре...