Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Мотивы выбора ВУЗа и специальности, их роль в становлении специалиста

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Ведущие мотивы получения высшего образования, важность различных мнений, влияющих на профессиональный выбор. Зависимость между компонентами мотивационной структуры студентов и между мотивами получения высшего образования и успешностью обучения в ВУЗе.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Проблема выбора профессии и вуза является одной из самых важных проблем для отдельно взятого человека. Выбор профессии для молодого человека является основой его самоутверждения в обществе: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, какие цели достигать. Выбор профессии и вуза, в котором можно освоить выбранную профессию - одно из самых ответственных и сложных решений, принимаемых в жизни. Не каждый старшеклассник готов это сделать это осознанно. Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностями и способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, даже психологические расстройства. Велик и экономический урон государства. Ежегодно оно теряет миллиарды рублей, так как более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества.

Но выбор делать все-таки приходится, руководствуясь теми или иными мотивами. От того, что хочет получить студент от высшего образования, от будущей профессии, каких жизненных целей достичь, какие качества современного специалиста в себе сформировать, кто повлиял на его выбор, какие ценности в его жизни играют главную роль, зависит желание учиться успеваемость студентов при обучении в вузе, реализация своих возможностей в данной профессии при работе по специальности.

Тема исследования - мотивы выбора вуза и специальности и их роль в становлении специалиста.

Объектом исследования являются студенты Самарского государственного экономического университета 1 курса специальности «Управление персоналом».

Предмет исследования - мотивы выбора вуза и специальности, осведомленность о профессии, устойчивость профессионального выбора, удовлетворенность выбранным вузом и специальностью, которые будут выявлены с помощью анкетирования, опросов, изучения и анализа полученных в ходе анкетирования данных.

Целью исследования является теоретическое и практическое изучение подходов к выявлению мотивов выбора вуза и профессии, разработка проекта согласования «МОГУ, ХОЧУ, и НАДО» обучающихся на основе исследования мотивов выбора профессии.

Задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа литературы дать определения понятиям «мотив», «мотивационная сфера личности», выявить возможные мотивы выбора профессии, определить методы изучения мотивов.

2. Определить ведущие мотивы получения высшего образования, выявить важность различных мнений, влияющих на профессиональный выбор.

3. Проанализировать степень осведомленности о выбранной профессии и собственных возможностях, устойчивость профессионального выбора, удовлетворенность выбором вуза, факультета, специальности.

4. Раскрыть зависимость между компонентами мотивационной структуры студентов, а также между мотивами получения высшего образования и успешностью обучения в вузе.

5. Разработать проект согласования «МОГУ, ХОЧУ, и НАДО» обучающихся на основе исследования мотивов выбора профессии.

Глава 1. Деятельность, труд, профессия, специальность

1.1 Понятия «деятельность», «труд», «профессия», «специальность»

мотив высшее образование профессиональный

Деятельность - это форма активного отношения субъекта к действительности, направленной на достижение сознательно направленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта.

Деятельность есть форма связи субъекта с миром. Она включает в себя два взаимодополняющих процесса: активное преобразование мира субъектом (опредмечивание) и изменение самого субъекта за счет «впитывания» в себя все более широкой части предметного мира (распредмечивание).

Деятельность Педагогика и психология высшего образования от деятельности к личности/С.Д.Смирнов. М. Academia.2003 является первичной по отношению как к субъекту, так и к предмету деятельности. И субъект, и объект как бы «обособляются» в процессе деятельности, выделяются из нее. Главный канал развития субъекта -- интериоризация -- перевод форм внешней материально-чувственной деятельности во внутренний план. Исполнительные механизмы деятельности, направляемые исходным образом ситуации, испытывают на себе сопротивление внешней реальности в силу неполноты или неадекватности ориентирующего образа. Обладая определенной пластичностью, деятельность подчиняется предмету, на который она направлена, модифицируется им, что приводит к исправлению исходного образа за счет обратных связей. Этот циклический процесс является источником не только новых образов, но и новых способностей, интересов, потребностей и других элементов человеческой субъективности. Воздействуя на внешний мир и изменяя его, человек тем самым изменяет себя.

Главная характеристика деятельности -- ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный, общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. В этой характеристике отражены обусловленность процесса деятельности внешним миром (материальным или идеальным) и направленность развития самой деятельности и ее субъекта на освоение все новых предметов, на включение все большей части мира в деятельностные отношения.

Другая характеристика деятельности -- ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки и т.д.).

Деятельность всегда носит опосредствованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в определенное отношение к другим людям, если они даже реально не присутствуют в момент совершения деятельности.

Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Деятельность во всех случаях представляет собой акт, инициируемый субъектом, а не запускаемый внешним воздействием. Поэтому деятельность -- не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив -- это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек.

Наконец, деятельность всегда носит продуктивный характер, т.е. ее результатом являются преобразования, как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т. п. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности:

Размещено на

Рис.1

Интересы психологического анализа деятельности требуют выделения в ней таких составляющих, которые позволили бы описать разные уровни психологической регуляции, обнаружить их взаимосвязи и взаимопереходы. А.Н.Леонтьев выделяет в деятельности следующие структурные компоненты Педагогика и психология высшего образования от деятельности к личности/С.Д.Смирнов. М. Academia.2003.

1. Собственно деятельность, или особенная деятельность -- это система действий, отвечающих определенному мотиву. Под мотивом в этой концепции имеется в виду предмет потребности, побуждающей деятельность; достижение мотива приводит к удовлетворению потребности. Потребность, не нашедшая своего предмета, способна породить только поисковые действия. Мотив не всегда осознается субъектом или может осознаваться ложно. Мотив -- это главное, что отличает одну деятельность от другой, определяет ее специфическое качество. Он может быть как материальным, так и существующим только в воображении; но он всегда должен быть, ибо деятельности без мотива не бывает.

2. Отдельные действия как составляющие деятельность. Каждое действие направлено на достижение отчетливо осознаваемого промежуточного результата, т. е. цели. Если мотив отвечает на вопрос, ради чего осуществляется деятельность, то цель отвечает на вопрос, что должно быть получено в ходе конкретного акта. Можно несколько условно сказать, что конечная цель и есть мотив деятельности, но при этом не обязательно четко осознаваемый. Если мотивы присущи и животным, то цели как сознательно планируемые промежуточные результаты деятельности существуют только у человека. Они возникают исторически с появлением орудий труда и совместной деятельности.

Итак, мотив побуждает деятельность, а цель направляет ее. Процесс целеобразования (становления мотивов в целях) не осуществляется автоматически -- это сложный творческий процесс, зависящий от умений, знаний и способностей человека, его индивидуальных и личностных особенностей, объективных условий протекания деятельности и т. п.

3. Операция, или способ осуществления действий. Операционный состав действий определяется прежде всего (но не исклю...

Другие файлы:

Выбор ВУЗа и специальности
Соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Мотивы получения высшего образования. Критер...

История становления, развития и достижений системы
Эта книга рассказывает о становлении, развитии шахтостроительной специальности и кафедры «Строительство шахт и подземных сооружений» в истории Донецко...

Роль психологических аспектов педагогического процесса в формировании будущего специалиста
Задачи педагогического процесса в ВУЗе. Характеристика студентов ВУЗа и рекомендации по формированию будущих специалистов по направлениям. Умения, нав...

Место высшей школы в системе государственного образования. Образовательная структура вуза
Образование в Республике Беларусь. Право вуза на подготовку магистрантов, аспирантов. Общеобразовательная структура вуза. Наличие двух форм управления...

Обоснование выбора самого престижного ВУЗа г. Перми
Варианты высших учебных заведений (ВУЗов), определение критериев их оценки. Построение модели комплексного оценивания по каждому ВУЗу. Экспертные и ко...