Младший школьный возраст. Психосоциальная адаптация детей к школе
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Оглавление
Введение
1. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
1.1 Переход ребенка из дошкольного в младший школьный возраст. кризис 7 лет
1.2 Биологические особенности возраста
1.3 Развитие познавательных процессов
1.4 Мотивационная сфера младшего школьника
2. ПРОБЛЕМА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1 Начало обучения в школе
2.2 Три основных этапа физиологической адаптации.
2.3 Психологическая готовность к школе
2.4 Роль семьи в адаптации первоклассника
3. РОЛЬ ПСИХОЛОГА В АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
3.1 Задачи школьного психолога
3.2 Процедуры диагностики и способы обработки данных
Заключение
Приложение 1 Тест Керна-Йирасека
Приложение 2 Графический диктант
Приложение 3 Анкета для родителей
Приложение 4 Карта адаптации
Введение
Младший школьный период занимает особое место в психологии ещё и потому, что этот "период обучения в школе является качественно новым этапом психологического развития человека. Ведь в это время психическое развитие осуществляется главным образом в процессе учебной деятельности и, следовательно, определяется степенью включённости в него самого школьника" [7].
Несмотря на подготовку к школе, осуществляемую в детском саду и родителями, адаптация к школе требует немалых усилий от ребёнка. Происходит резкое изменение режима всего дня. Учебная деятельность, став ведущей, ставит свой ряд требований к младшему школьнику. Ритм школьной жизни способствует развитию необходимых для успешного обучения навыков и умений. Школьник теперь сам должен распределять своё время, общается с большим количеством детей. Ребёнок меньше двигается, но зато ему приходитья выносить нагрузки, связанные с умственной деятельностью. К тому же у школьника по-прежнему остаётся потребность в игровой деятельности [2].
Результат решения этих новых, вставших перед ним задач, имеет большое влияние на дальнейшую жизнь школьника. События, происходящие с младшим школьником в школе, сказываются на его дальнейшем личностном развитии. Этот отрезок жизни обладает высокой значимостью, что и определяет актуальность данной работы.
Разработанность темы. То, что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: больше прожил человек на свете - стал выше ростом и крепче телом, с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь, в общем и целом, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.
Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию для посвященных. Есть целый ряд разработок периодизации развития.
Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом - своевременно и последовательно.
Также разработкой этого вопроса занимался Жан Пиажем - швейцарский психолог и философ, известный работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития и философско-психологической школы генетической психологии.[4]
Для педагогики школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста. Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.
Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
Целью данной работы является анализ проблем психо - социального развития ребенка в младшем школьном возрасте.
Объектом работы является процесс психического развития ребенка в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - процесс адаптации первоклассника.
Задачи, стоящие перед работой. В первой главе этой работы будет охарактеризован момент перехода из дошкольного в младший школьный возраст. Ведь именно у дошкольников начинают складываться основные психологические характеристики: мотив достижения, интеллект, способности и др. В младшем школьном возрасте они закрепляются и становятся устойчивыми либо развиваются дальше.
Методы, использованные для выполнения поставленных задач:
· анализ и синтез;
· обобщение;
· систематизация;
· наблюдение.
Во второй главе я исследую проблему психо - социальной адаптации в условиях начальной школы. Невозможно достаточно глубоко раскрыть этот вопрос, если не проанализировать материал по таким темам, как основные этапы физиологической адаптации, психологическая готовность ребенка к школе, роль семьи в адаптации первоклассника.
Изучение этого теоретического материала подводит к постановке и решению следующей задачи - роли школьного психолога в адаптации первоклассников. В третьей главе рассматриваются задачи, стоящие перед школьным психологом, различные точки зрения по поводу того, каковы задачи психолога при работе с первыми классами в адаптационный период.
Работа состоит из трех глав, раскрывающих поставленные задачи, и практических приложений, в которых демонстрируются процедуры диагностики психологической готовности ребенка к школе.
1. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
1.1 Переход ребенка из дошкольного в младший школьный возраст. Кризис 7 лет
В этой работе нам будет необходимо отметить момент перехода из дошкольного в младший школьный возраст. Ведь именно у дошкольников начинают складываться основные психологические характеристики: мотив достижения, интеллект, способности и др. В младшем школьном возрасте они закрепляются и становятся устойчивыми либо развиваются дальше.
К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность. Он отдает себе отчет в том, какое место занимает среди людей (он, дошкольник) и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдет учиться в школу). К этому периоду он уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях, он умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Одним словом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется тем, как они выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу».[2]
Одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И заключается она в том, что у ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Комплекс готовности к школьному обучению свидетельствует о том, что задача предыдущего этапа в развитии завершена, социальная ситуация познания взрослого мира через проигрывания ролей, действие «понарошку» начинает разрушаться. Ребенок готов к реальному самостоятельному действию в реальном мире, где он будет продолжать познание, но уже по-настоящему, являясь субъектом познания. Позиция школьника уже сформирована, есть потребность в обучении, но даже придя в школу, ребенок не сразу включается в процесс освоения новых знаний, для субъективации новой позиции необходимо время, новая система отношений. Итак, социальная ситуация, говоря словами Л.С. Выготского, взрывается...
Сущность и причины эмоциональных трудностей детей при переходе старшего дошкольного возраста в младший школьный возраст
Поступление ребенка в школу. Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности. Сущность и причины эмоциональных трудностей детей при переходе...
Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка
Основные периоды психического развития ребенка. Психологические и психофизиологические особенности младших школьников. Младший школьник как субъект уч...
Учёба и труд, их место в психическом развитии младшего школьника, новообразования младшего школьного возраста
Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится до десяти лет [5], [13]. Ведущей деятельностью д...
Развитие мотивов учения и поведения в разные возрастные периоды
Различие побудительной, организующей и смыслообразующей функций мотивации учебной деятельности. Условия развития интереса к содержанию учебы. Возрастн...
Психодиагностика детско-родительских отношений младший школьный возраст