Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Младенческий возраст

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Понятие возрастного кризиса в психическом развитии человека в соответствии с классификациями Э. Эриксона и Л.С. Выготского. Функциональные особенности новорожденных детей. Появление у ребенка потребности в общении. Анализ психического развития младенца.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Курсовая работа

Название дисциплины Психология развития и возрастная психология

Тема «Младенческий возраст»

Студента Рябцева О.И.

Содержание

Введение

Основная часть

1. Понятие кризиса в психическом развитии

2. Общая характеристика новорожденности

3. Психическое развитие младенца

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложения

Введение

Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и т.д.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни.

Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких - либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в тоже время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс не только количественных, но прежде всего качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности, личности и познания.

Психологическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество создает основу для дальнейших количественных изменений.

Психическое развитие ребенка протекает по образцам, существующим в обществе, определяясь теми формами деятельности, которые характерны для данного уровня развития общества. Формы и уровни психического развития заданны не биологически, а социально. Но биологический фактор играет определенную роль в психическом развитии, он включает наследственные и врожденные особенности. Социальная среда выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное.

Условиями усвоения социального опыта выступают активная деятельность ребенка и его общение со взрослым.

Темой моей работы является исследование проблем кризиса в психическом развитии. Данная проблема рассматривается на примере психического развития младенцев. При подготовке работы мною были изучены работы известных советских и российских ученых психологов и физиологов: Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Павлов И.П., Орбели Л.А, Элькин Д.Б., а также и иностранных ученых - Эриксон Э.

Данная тема представляет научный интерес, т.к. проблемы, возникающие в психическом развитии конкретного человека, закладываются на стадии его младенческого возраста. Разрешение данных проблем на раннем этапе становления человеческого индивида позволит добиться устойчивого психического состояния в зрелом возрасте.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, глоссария и приложения.

В первой главе рассмотрено понятие кризиса в психическом развитии человека в соответствии с классификациями Э. Эриксона и Л.С. Выготского.

Вторая глава посвящена общей характеристики новорожденности. Дано определение новорожденного, младенца.

В третьей главе рассмотрено психическое развитие младенца.

1. Понятие кризиса в психическом развитии

На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано. Ниже приведены классификации Э. Эриксона и Л.С. Выготского, как наиболее известные и широко используемые в научном обществе.

Классификация Э. Эриксона:

1. от рождения до 1 года (младенчество, или орально-сенсорная стадия);

2. от 1 до 3 (раннее детство, или мышечно-анальная стадия);

3. от 3 до 6 (возраст игры, или локомоторно-генитальная стадия);

4. от 6 до 12 (школьный возраст, или латентная стадия);

5. от 12 до 19 (подростковый и юношеский возраст);

6. от 20 до 25 (ранняя зрелость);

7. от 26 до 64 (средняя зрелость);

8. от 65 (поздняя зрелость).

Основание возрастной периодизации по Выготскому Л.С. внутреннее изменение самого развития - это новообразование.

1. Новообразование - новый тип строения личности и ее деятельности, которые впервые возникают на данной возрастной ступени. Они определяют сознание ребенка, его отношение к среде его внутреннюю и внешнюю жизнь весь ход его развития в данный период. Появляются в двух сферах: познавательная (новый уровень развития познавательных процессов); личностная (готовность к учебе, соподчинение мотивов).

2. Надо учитывать динамику переходов от одного возраста к другому, развитие не происходит равномерно. Спокойные или стабильные моменты чередуются с критическими периодами в жизни человеческого индивида.

Стабильные периоды: плавное незаметное внутреннее изменение; совершается путем микроскопических изменений личности ребёнка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования.

Критические периоды: резкие капитальные сдвиги и переломы в психике ребенка; развитие бурное, стремительное; границы неотчетливы; дети обнаруживают трудновоспитуемость. Если родители меняются вслед за детьми, кризисы проходят спокойно. У каждого человека кризисы проходят индивидуально. Негативный характер развития, развитие совершает скорее разрушительную работу, чем созидательную. В критические периоды также есть новообразования, но они носят переходный характер и не входят в интегральную структуру личности. Имеют трехчленное строение: предкритическое, критическое, посткритическое.

Периодизация кризисов в психическом развитии Л.С. Выготского следующая:

1. Кризис новорожденности,

2. 0 - 2 мес.,

3. Кризис одного года,

4. Кризис трех лет,

5. Кризис семи лет,

6. Кризис тринадцати лет,

7. Кризис восемнадцати лет.

Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание особенностей, которые сформировались в психике ребёнка и тех отношений, которые установились с социальной средой.

Понятие возраста тесно связано и с уровнем психологического развития детей. Следует отметить, что разные ученые по-разному определяют понятие возраста.

Если Л.С. Выготский определяет возраст, как относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою определенную структуру и динамику, то Р.С. Немов определяет возраст как своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только данному период особенностями.

Возраст можно разделить на физический (или временной) и психологический.

Время жизни в днях, месяцах, годах, прошедших с момента рождения человека, - это физический или временной или хронологический возраст. На фоне физического возраста проходит процесс психического развития человека, его становление как личности.

Психологический возраст указывает на достигнутый к определенному физическому возрасту уровень психологического развития. Л.С. Выготский считал, что психологический возраст - это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся, прежде всего, появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития. Иногда бывает так, что физический возраст ребенка пять лет, а по психологическому развитию он соответствует шести- или семилетнему ребенку. А бывает и наоборот.

Возраст - это временная характеристика развития каждого отдельного человека.

Индивидуальное развитие человека происходит только во времени. Рассматривая понятие возраста, следует указать на единство общесоматического и нервно-психического созревания в процессе воспитания и жизнедеятельности человека.

Именно поэтому возраст не только количество прожитых лет человеком, но и его внутреннее содержание, его духовное развитие, изменения в его внутреннем мире, произошедшие за эти годы.

Люди отличаются друг от друга именно своим внутренним миром. Благодаря своему внутреннему миру человека можно говорить о непохожести, неповторимости, оригинальности людей.

И человек в целом, и его временные характеристики (возраст) есть по сути своей взаимопроникновение, взаимопереплетение природы и истории, биологического и социального. Возрастные изменения отдельных свойств человека являются одновременно и онтогенетическими и биографическими изменениями.

Характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, новых людей, всякого рода испытаний и т.п., - называется сензитивностью.

Особенностям сензитивности уделяли внимание многие ученые.

...
Другие файлы:

Младенческий возраст
Периодизация кризисов в психическом развитии ребенка в соответствии с классификациями Э. Эриксона и Л.С. Выготского. Общая характеристика новорожденно...

Возраст человека
Системы оценки биологического возраста. Особенности полового различия. Костный возраст или скелетная зрелость. Зубной возраст или зубная зрелость. Уро...

Возрастные циклы психического развития
Чем определяется психическое развитие человека, каковы основные возрастные этапы его развития, что приобретает человек на каждом этапе и какие главные...

Развитие мотивов учения и поведения в разные возрастные периоды
Различие побудительной, организующей и смыслообразующей функций мотивации учебной деятельности. Условия развития интереса к содержанию учебы. Возрастн...

Социальный и субъектный контексты развития Я-концепции
Внешность и ее влияние на развитие Я-концепции. Познание ребенком себя в младенческий период. Роль семьи в развитии самооценки ребенка. Развитие Я-кон...