Методы психологического воздействия на персонал трудового коллектива
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Оглавление
- Введение
- Глава 1. Теоретические вопросы психологического воздействия в трудовом коллективе
- 1.1 Основные понятия психологического воздействия
- 1.2 Процесс труда как объект комплексного психологического воздействия
- 1.3 Методы психологического воздействия
- Глава 2. Эмпирическое исследование методов воздействия в деятельности у сотрудников пограничной службы
- 2.1 Характеристика выборки, организация и методическое обеспечение исследования
- 2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования методов психологического воздействия
- Заключение
- Список использованной литературы
Введение
Психология труда - отрасль психологии, изучающая психологические закономерности взаимодействия субъекта труда, средств (орудий), содержания (процесса), условий и организации деятельности, особенности формирования личности профессионала и взаимной адаптации человека и орудий труда.
Объект изучения психологии труда - человек (индивидуальный субъект) как участник процесса создания материальных и духовных ценностей, их развития и обеспечения; группа людей (коллективный субъ- ект) - бригада, экипаж, смена и т. п.; система "человек - профессиональная среда". Предмет изучения данной отрасли психологии - система признаков, свойств и взаимоотношений объектов, явлений, которые обусловливают профессиональную деятельность.
Психология труда - одна из профилирующих дисциплин в системе подготовки психологов и педагогов. Она направлена как на создание общих теоретических основ мировоззрения студентов, так и на формирование интереса к исследованиям в области психологии трудовой деятельности.
Объект - Методы психологического воздействия на персонал трудового коллектива.
Предмет - факторы использования методов психологического воздействия на персонал трудового коллектива
Цель - изучить методы развития психологического воздействия на персонал трудового коллектива относительно мотивации служебной деятельности сотрудников подразделений пограничной службы
Гипотеза: предполагается, что в качестве факторов развития мотивации служебной деятельности (внутренняя или внешняя мотивация) будут выступать такие мотивационные психологические особенности воздействия особенности, как: интерес к процессу, включённость в команду, служение обществу, признание, потребность в безопасности, самореализации и материальном благополучии, психологическая готовность к риску и мотивация к успеху. Только понимая мотивацию к труду можно применять психологическое воздействие.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по проблеме психологического воздействия на персонал трудового коллектива
2. Путём эмпирического исследования изучить особенности и методы психологического воздействия на персонал трудового коллектива
3. . Проанализировать полученные результаты исследования
4. Сформулировать выводы, подвести итоги работы.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научного материала, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ, методы математической статистики: U- критерий Мана-Уитни и r-коэффициент ранговой корреляции Спирмена
Методики исследования:
1. Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана);
2. Методика "Структура трудовой мотивации" (СТМ) А.Г. Шмелева, А.И.Зеличенко;
3. Мотивация успеха и боязнь неудачи (МУН) А.А. Реана;
4. Готовность к риску (PSK) Шуберта.
Глава 1. Теоретические вопросы психологического воздействия в трудовом коллективе
1.1 Основные понятия психологического воздействия
В качестве научной проблемы категория воздействия замыкает на себя основные противоречия и актуальные вопросы психологической науки, начиная от общих вопросов о сути и механизмах функционирования человеческой психики и заканчивая проблемами методологического и узкопрактического характера. Психологическое воздействие для социальной психологии служит одним из механизмов формирования и функционирования многих общественно-психологических явлений: общественного настроения и мнения, психологического климата в группе, склонности и предрасположенности к манипуляции, заражаемости и восприимчивости масс и др. По мнению В.Н. Куликова, для социальной психологии психологическое воздействие выступает и как объект исследования, и как один из объяснительных принципов. Оно помогает понять и объяснить формирование, функционирование и развитие многих психологических явлений [7]. По меткому замечанию Г.А. Ковалева, с помощью этого понятия "увязываются в единую онтологическую ткань такие ключевые для психологии научные абстракции, как личность, общение, поведение, деятельность и т. п." [6, с. 6]. Человек при взаимодействии с окружающим миром реализует себя в качестве объекта и (или) субъекта психологических воздействий через процессы деятельности, взаимодействия, общения. "Само же воздействие, являясь результатом осуществления целей различных видов человеческой активности, служит выражением психологической эффективности и результативности этих процессов, характеризует их... потенциал" [6, с. 7].
Для комплексной характеристики феномена психологического воздействия необходимо провести анализ исторических предпосылок и современных тенденций изучения данной проблемы. В рамках данной статьи не будет рассмотрен исторический аспект изучения психологического воздействия в отечественной психологии.
Проблема использования методов и приемов воздействия людей друг на друга с целью изменения их общественного поведения берет начало со времен зарождения человеческой цивилизации. Так, археологи выяснили, что индейцы майя в своих текстах часто умышленно искажали исторические даты, реальную продолжительность жизни правителей, подтасовывали астрономические циклы и реальные события, чтобы представить своего правителя в более благоприятном свете (например, согласовывали дату его рождения с датой рождения прославленного правителя прошлого, что позволяло доказать факт перевоплощения). Характер воздействия в этих культурах, учитывая, что правители и жрецы могли расшифровывать и создавать иероглифические образы и символы, был однонаправленным - от правителя к массам [3].
Истоки исследования воздействия (и в частности убеждения как основной его формы) уходят в античные времена. Возможность влиять на поведение людей, их чувства и умы путем устно-публичного изложения самых сложных мыслей, положений и идей отмечали Динарх, Гиперид, Горгий, Эсхин, Демосфен. Важнейшие принципы и теоретические положения красноречия нашли свое отражение в философских трудах Сократа, Платона, Аристотеля и Цицерона.
Первая из известных книг, "Риторика" Аристотеля (написана приблизительно в 350 г. до н. э., по некоторым данным в 323 г. до н. э.), была посвящена подробному изложению теории убеждения [2]. С точки зрения Аристотеля, успех убеждающего воздействия зависит от того, кто говорит (источник сообщения), что говорит (содержание сообщения) и кому говорит (характеристики аудитории). То есть убеждение наиболее эффективно в том случае, если убеждающий внушает доверие, психологическое состояние индивидов соответствует обстановке, а содержание сообщения - аргументам, которые представляют подходящие для данного случая доказательства. Интересно отметить, что данная формула убеждающего воздействия (на долгие годы ставшая классической) была экспериментально проверена лишь в 1942 г. К. Ховландом, который проводил исследовательскую программу по убеждающему эффекту обучающих фильмов для солдат.
Следует отметить, что римские ученые также внесли свой вклад в изучение рассматриваемого явления. Например, Цицерон выделил 5 элементов убедительной речи: подбор аргументов, построение системы аргументации, художественная обработка, запоминание и искусное исполнение [14], а Квинтилиан добавил еще одно условие убедительной речи - убеждающий должен быть не только хорошим оратором, но и порядочным человеком [25].
В это же время происходило формирование основ психологического воздействия на армию и население противника в ходе многочисленных войн и вооруженных конфликтов. Подавление воли врага к сопротивлению небоевыми средствами являлось важной составной частью деятельности государственных лиц и полководцев. Упоминание об этом можно встретить в трактате китайского полководца Сунь-Цзы, в работах историка и писателя Ло Гуаньчжуна, в древнеиндийских "Законах Ману", в работах греческого историка Геродота. Как отмечают Г.В. Грачев и И.К.Мельник, в наиболее концентрированном виде, в лаконичной и метафорической форме манипулятивное воздействие описано около двух с половиной тысяч лет назад в "Трактате о военном искусстве", автором которого, как считается, является выдающийся китайский полководец и государственный деятель, известный под именем Сунь-цзы [4]. В настоящее время специалисты полагают, что под литературно-философским псевдонимом Сунь-цзы выступал выдающийся полководец-"стратагемщик" Сунь Бинь, живший в IV в. до н. э. в древнекитайском царстве Ци [10]. В средние века осуществлялось изучение методов психологического воздействия в рамках церковной риторики и в работах военных историков - Маврикия Стратега, Менандра, а также биографов Чингисхана.
Большой вклад в и...
Современные приемы социально-психологического воздействия и их использование в организации
Структура социально-психологического климата коллектива: эмоциональный и предметный. Подходы к моральному стимулированию трудовой деятельности. Раздел...
Анализ формирования трудового коллектива МОБУ "СОШ №3 п. Саракташ"
Понятие трудового коллектива, его структура и функции. Характеристика коллектива МОБУ "СОШ №3 п. Саракташ", его становление и развитие. Рекомендации р...
Влияние трудового коллектива на деятельность организации
Трудовое поведение и его определяющие факторы. Уровень психологического давления коллектива на своих членов. Стиль руководства как основа взаимодейств...
Влияние управленческих структур на формирование трудового коллектива
Современные подходы к эффективному управлению, методы формирования трудового коллектива. Характеристика японской, американской и российской философии...
Совершенствование социально-психологического климата на предприятии ЗАО "Мантуровская птицефабрика"
Состав трудового коллектива. Производственно-хозяйственная деятельность персонала, состояние социально-психологических отношений. Совершенствование ко...