Методы и техники психологического консультирования
Краткое сожержание материала:
Размещено на
АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт педагогики и социальной работы
Факультет психологии
Кафедра психологии развития, акмеологии
Курсовая работа
по дисциплине «Психологическое консультирование»
на тему: МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Выполнила:
студентка группы ПП41,
заочного отделения
Пучкина И.В.
Научный руководитель:
к.псх.н., доцент
Брюхова Н.Г.
АСТРАХАНЬ 2011
Содержание
- Введение
- Глава 1. Техника психологического консультирования
- 1.1 Встреча клиента в психологической консультации
- 1.2 Снятие психологического напряжения у клиента
- 1.3 Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента
- 1.4 Действия консультанта при формулировании советов и рекомендаций
- 1.5 Завершающий этап консультирования
- Глава 2. Основные методы психологического консультирования
- 2.1 Интервью как основной метод психологического консультирования
- 2.2 Индивидуальное консультирование
- 2.3 Групповое консультирование
- Заключение
- Список использованной литературы
Введение
Данная тема имеет актуальное значение, так как психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент.
Психологическое консультирование -- это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. Это и есть основная задача психологического консультирования.
Психологическое консультирование отличается от других видов оказания практической психологической помощи следующими основными особенностями:
-оно предполагает относительно кратковременный период и эпизодический характер личных контактов психолога-консультанта с клиентом;
-психолог-консультант в основном только дает советы клиенту, а их практическая реализация становится делом самого клиента, активную роль он сохраняет за собой;
-психокоррекционная работа чаще всего проводится самим клиентом в отсутствие психолога, без прямого или постоянного взаимодействия с ним.
-психодиагностика в начале работы с клиентом сводится к минимуму и в основном опирается на результаты непосредственного наблюдения консультанта за поведением клиента;
-за конечный результат работы психолог-консультант не несет прямой персональной ответственности (консультант не отвечает за то, воспользуется или не воспользуется клиент его советами).
Консультант отвечает лишь за правильность своих выводов о сути проблемы клиента и за потенциальную эффективность предлагаемых клиенту практических рекомендаций.
Цель данной работы - рассмотреть методы и техники психологического консультирования.
Задачи работы:
1)описать технику психологического консультирования;
2)раскрыть основные методы психологического консультирования.
Структура работы - введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Техника психологического консультирования
Техника психологического консультирования -- это специальные приемы, которые психолог-консультант, действуя в рамках тех или иных процедур консультирования, использует для выполнения этих процедур на каждом из этапов психологического консультирования. Эта техника может быть универсальной, успешно применяемой на каждом этапе психологического консультирования, и специфической, наиболее подходящей для того или иного частного этапа психологического консультирования.
Технику психологического консультирования будем рассматривать поэтапно в связи с различными процедурами консультирования, особо не выделяя приемы консультирования, которые носят универсальный характер.
1.1 Встреча клиента в психологической консультации
Начало беседы с клиентом
Процесс психологической помощи начинается со встречи. Рассматривая процесс встречи более детально, остановимся на характеристиках процедурных и процессуальных моментов встречи в оказании психологической помощи. [Абрамова Г.С. с.214]
При рассмотрении первоначальных моментов контакта установлено, что решающими для начальной ориентировки в партнере в ситуации общения, формирования собственного самоощущения, влияющего на выбор той или иной стратегии поведения с собеседником, являются первые 4 мин контакта. Именно они наиболее трудны для обоих партнеров. За это время у психолога-консультанта чаще всего происходит выработка неосознаваемых, но стратегически дальновидных решений, относящихся к принятию партнера, к оценке его личности и прогнозированию возможных взаимоотношений. Первые минуты встречи необычайно важны как безустановочное пространство для формирования первого впечатления о человеке и, в нашем случае, оценки личностного (психотерапевтического) потенциала клиента.
Из трех фаз любого человеческого общения -- начала отношений, их развития, динамики и прекращения -- первая фаза безоговорочно является ведущей, особенно в ситуациях оказания психологической помощи.
В проживании первой встречи с клиентом нет буквально ни одной детали, не имеющей значения для успешного осуществления первого контакта: от выражения лица, взгляда, интонации и расстояния до клиента (оптимальное -- 1,5 м) до введения клиента в семантику консультативной и психотерапевтической работы. Конечно, вся последующая психологическая работа не может определяться первой встречей, и проживание психологической помощи как переобучения, просвещения или психотерапии проходит несколько этапов, но в консультативной работе, в частности, дело может ограничиться и одной-единственной беседой. Вот почему начальному контакту придается такое большое значение.
Что необходимо и желательно для успешного осуществления первой консультативной беседы?
Информация. Желательно (как показывает опыт консультативной работы во многих странах), чтобы еще до первой встречи, допустим, во время записи на консультацию, клиент сообщил о себе ориентирующие формальные сведения примерно в следующем объеме: имя и фамилия, возраст, профессия и образование, семейный статус, кем направлен, имеет ли опыт общения с психиатром или психологом. Наличие подобной формальной информации освобождает рабочее время психолога и клиента для плодотворной работы.
Психодиагностическое обследование. В некоторых случаях (профконсультация или иная ситуация, требующая внемедицинской психотерапии) полезной оказывается предварительная личностная диагностика. Это облегчает ориентировку в личностных особенностях клиента и его состоянии. Если обследование проводится еще до консультативной беседы, предпочтительнее, чтобы проводил его не сам психолог-консультант, а его сотрудники или коллеги.
Что нежелательно и противопоказано для успешного проведения первой встречи?
Нежелательно нагружать себя информацией о личности и жизни клиента, которая не исходит лично от него.
Также нежелательно вступать в спор с клиентом, опровергать его утверждения (это не означает, конечно, что психолог обязан быть во всем согласным с клиентом, разделять его заблуждения или явные предрассудки, но активно противодействовать непрофессионально); хвалить клиента или давать ему надежду без видимых оснований; давать ложные обещания; интерпретировать его поведение или давать оценку действиям и поступкам; задавать клиенту дополнительные вопросы о сторонах жизни или проблемах, к которым он особенно чувствителен; убеждать клиента в необходимости работы только с вами или другим психологом; поддерживать клиента в его нападках на других лиц (родители, дети, супруг, другой психолог-консультант и т.п.). [Немов Р.С. с.351]
Кроме того, следует учитывать тенденции в восприятии психологов-консультантов. Из психологических исследований известны, по крайней мере, следующие особенности восприятия клиентами психологов-консультантов: физически привлекательные психологи воспринимаются более положительно, чем непривлекательные; одни и те же психологи воспринимаются по-разному в зависимости от того, с какой проблемой приходит клиент -- с личной или социальной (потеря работы, профконсультация); люди больше склонны полагаться на тех профессионалов, чьи социоку...
Структура психологического консультирования
Теоретико-методологический анализ психологического консультирования в современной психологической науке, основные цели и задачи данной деятельности. Г...
Психологическое консультирование. Справочник практического психолога
В справочнике изложены важнейшие теоретические положения и понятия психологического консультирования, описаны его основные техники. Рассматриваются м...
Особенности психологического консультирования лиц, страдающих бесплодием
Сущность, цели и задачи психологического консультирования: принципы, структура процесса, теоретические подходы и методики. Бесплодие: психоэмоциональн...
Психологическое обследование ребенка в практике возрастно-психологического консультирования
Излагаются некоторые вопросы возрастно-психологического консультирования: задачи, принципы, структура возрастно-психологического консультирования. Осо...
интернет-консультирование
Интернет-консультации психолога. Позиция психолога. Основные интерпретации психологов в процессе консультации. Подходы консультирования. Виды психолог...