Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Методика развития творческого мышления у подростков

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Знакомство с основными особенностями создания педагогических условий для воспитания творческого потенциала школьников в процессе учебной деятельности. Общая характеристика психолого-педагогических способов формирования творческого мышления подростков.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

педагогический творческий мышление подросток

Социальный мир несет много ограничений и правил. Система школьных оценок, замечания взрослых заставляют ребенка вести себя согласно чужим ожиданиям. Побочные последствия этого - отказ от нового и шаблонность.

Именно поэтому возникает актуальность разработки и внедрения в учебный процесс новых методов, подходов и программ, направленных на развитие творческого мышления учащихся. Таким образом, перед педагогами и психологами встает задача более глубокого изучения особенностей творческого мышления и условий его развития в обучении. Психологические основы развития мышления в подростковом возрасте разработаны в исследованиях Л.С. Выготского, П.П. Блонского, С.Л. Рубинштейна.

К сожалению, в настоящее время недостаточно изучены такие вопросы, как особенности динамики творческого мышления в зависимости от специфики доминирующих мотивов, влияние мотивов на развитие вербального и невербального мышления, выявление возможностей целенаправленного формирования творческого мышления подростков посредством преобразования их мотивационной сферы.

Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для воспитания творческого потенциала школьников в процессе учебной деятельности.

Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на развитие креативного мышления в формировании учебной деятельности.

Каждый педагог должен понимать, что научить школьников творчески мыслить - это значит обеспечить более успешное достижение главной цели воспитания - всестороннего и гармонического развития личности. Призвание школы - формировать у учащихся способность к самостоятельному, творческому мышлению.

Целью данной работы является рассмотрение педагогических условий формирования творческого мышления личности старшеклассника в современной школе.

Объект: творческое мышление подростков.

Предмет: психолого-педагогические способы формирования творческого мышления подростков.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть теоретические особенности творческого воспитания школьников-подростков;

- выявить особенности развития и воспитания старших школьников;

- изучить содержание творческого мышления;

- исследовать педагогические условия формирования творческих способностей личности старшеклассника в современной школе.

Гипотеза исследования - предполагаем, что формирование и развитие творческого мышления наиболее успешно будет происходить в следующих условиях:

1. В содержание работы учителя будут включены компоненты способствующие развитию творческого мышления;

2. Будут использоваться различные формы, методы и приемы развития творческого мышления;

3. Учитель личным примером будет способствовать развитию творческого мышления;

4. Будут организованы условия необходимого применения детьми полученных знаний и умений.

Научная новизна исследования - состоит в том, что педагогические условия развития творческого мышления обеспечивают эффективность учебной деятельности старшеклассников, способствуют раскрытию и развитию творческих способностей школьников.

Практическая значимость исследования - заключается в том, что результаты исследования могут использоваться учителями и студентами в учебно-воспитательном процессе. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Теоретические основы исследования творческого мышления учащихся подросткового возраста

1.1 Процесс личностного формирования подростков

Подростковый возраст является началом переходного периода от детства к взрослому состоянию в жизни человека.

В зависимости от культурных традиций, социально-экономического развития общества, внутрисемейных установок переход от детства к взрослости может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Общим является правило - ни в одном обществе от ребёнка не требуют, чтобы он стал взрослым моментально, всюду процессу достижения взрослости отводится время и место.

В отечественной психологической литературе принято различать младший подростковый (10-12 лет) и старший подростковый (13-15 лет) возрасты.

Психологическим критерием перехода к подростничеству является осознание себя человеком, перешагнувшим границы детства. Возникновение представления о себе как «не о ребёнке» многие специалисты называют основным новообразованием этого возраста. Вследствие этого у подростка возникает потребность в изменении образа жизни.

Традиционно ведущей деятельностью в подростковом возрасте называются общение со сверстниками и общественно значимая деятельность.

Переход к подростничеству отмечен изменением отношения ребенка ко взрослым, резким снижением успеваемости и потерей интереса к учебе, неприятием общепринятых социальных норм и правил, появлением девиантного поведения. Но ребенок продолжает учиться в школе и формально большую часть времени он должен посвящать обучению. В традиционном обучении не получает удовлетворения специфическое для подростков «чувство взрослости». Кроме того, все исследователи отмечают особую роль общения ребенка со сверстниками для его полноценного психологического развития. Любимым времяпровождением подростка являются «вечеринки» в компании сверстников. Современные методы обучения никак не учитывают этой особенности детей. На уроках они предпочитают не слушать и отвечать, а перебрасываться записками, обсуждать свои проблемы, играть, просто разговаривать друг с другом. Интимно-личностное общение со сверстниками, согласно Д.Б. Эльконину, становится ведущим видом деятельности. В центр общения выходит сверстник.[1]

Характеризуя подростковый возраст, А.Е. Личко дает классификацию увлечений, которые в этом возрасте отличаются «запойным» характером: интеллектуально-эстетические, которые могут пересекаться с обучением; телесно-мануальные; эгоцентрические; накопительные; информативно-коммуникативные (самый примитивный вид увлечений).

Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеалов и самосознания. Учение для многих приобретает личностный смысл и превращается в самообразование.

В подростковом возрасте особенно важно интеллектуального развитие подростков. По мнению Бине, человек, обладающий интеллектом, - это тот, кто правильно судит, понимает и размышляет и кто, благодаря своему здравому смыслу и инициативности, может приспосабливаться к обстоятельствам жизни. Эту точку зрения разделял и Векслер - ученый, создавший в 1939 году первую шкалу интеллекта для взрослых. Он считал, что интеллект - это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, то есть, короче говоря, успешно меряться силами с окружающим миром. Сегодня, отмечает Годфруа, большинство психологов согласно именно с этим определением интеллекта, который рассматривается как способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде. 2

Но эти определения интеллекта не дают представления о том, что же можно и нужно развивать: интеллект характеризуется со стороны его функций (разумно действовать, адаптироваться к среде и т.д.). Для педагога такого определения интеллекта недостаточно, так как невозможно поставить педагогические цели его развития. Действительно, что нужно развить в человеке, чтобы он успешно действовал в различных жизненных обстоятельствах? Ответить на данный вопрос можно, если выделить состав интеллектуальной сферы. [3]

Под сферой понимается область действия, пределы распространения чего-либо. В педагогическом смысле - область психики с определенными свойствами: когнитивными, мотивационными, аффективными и пр.

Интеллектуальная сфера - это область психики, характеризующаяся видами мышления (творческое, познавательное, теоретическое, эмпирическое, дивергентное, конвергентное, саногенное, патогенное и др.), стилем мышления (аналитический склад ума, образное мышление, наглядно-образное), качествами ума (сообразительность, гибкость, самостоятельность, критичность, способность действовать в уме и др.), познавательными процессами (внимание, воображение, память, восприятие), мыслительными операциями (вычленение, сличение, анализ, синтез, систематизация, абстрагирование, формализация, конкретизация, интерпретация и др.), познавательными умениями (умение поставить вопрос, вычленить и сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, доказать ее, сделать выводы, применить знания), умениями учиться (планировать, ставить цели, читать и писать в должном темпе, конспектировать и пр.), внепредметными знаниями и умениями, предметными знаниями, умениями и навыками, целостной системой общеобразовательных и специальных знаний. [4]

Каждый возрастной период связан со степенью созревания высших психических функций и накоплением опыта в типичных для каждого возраста видах деятельности. Дети младшего подросткового возраста не умеют проводить целенаправленный анализ наблюдаемого, выделять главное, сущес...

Другие файлы:

Психолого-педагогические способы формирования творческого мышления младших подростков
Особенности создания тренинговой программы по развитию творческого мышления для детей младшего подросткового возраста. Сущность понятия "творческое мы...

Психология творческого мышления
Эмпирические методы исследования творческого мышления. Схема творческого процесса по Я.А. Пономареву. Методы стимуляции творчества. Методика мозгового...

Творческое воображение подростков
Психологические особенности подросткового возраста. Особенности творческого воображения подростков - объективный и субъективный типы. Исследование осо...

Психодиагностика творческого мышления
В данной брошюре приводится батарея креативных тестов (вербальная и образная области) для диагностики детей 5—15 лет. Во второй части дан адаптированн...

Специфика творческого мышления
Специфика творческого мышления и педагогические концепции его развития. Развитие креативности средствами интерпретации. Организация экспериментального...